Айзенка моудслейский личностный опросник

Айзенк, Ганс Юрген

(Eysenck, Hans Jurgen)

айзенка моудслейский личностный опросник - student2.ru

Родился: 1916, Берлин, Германия.

Умер: 1997

Интересы: клиническая психология, статистика и методы оценки и измерения, экспериментальная психология, психология личности и социальная психология, психологическое изучение социальных проблем.

Образование:бакалавр, Лондонский университет, 1938; Доктор философии. Лондонский университет, 1940.

Профессиональная деятельность:

Директор отделения психологии больницы "Модели, 1946-83; приглашенный профессор Пенсильванского университета, 1949-50, Калифорнийского университета, Беркли, 1954; чтение лекций по психологии в Институте психиатрии Лондонского университета, 1950-54, профессор психологии, 1955-83, заслуженный профессор, 1983-; член Британской психологической ассоциации, Американской психологической ассоциации (АРА); почетный Доктор наук Лондонского университета, 1962; президент Международного общества исследований индивидуальных различий, 1983-85 благодарность президента АРА "За выдающийся вклад в психологию", 1993; редактор-основатель Behavior Research and Therapy, 1963; редактор Personality and Individual Differences, 1980.

Основные тесты:

Айзенк разработал ряд широко используемых стандартизированных тестов:

· "Maudsley Personality Inventory" (MPI) в 1959;

· "Eysenk Personality Inventory" (EPI)в 1963;

· "Eysenk Personality Questionnaire" (EPQ) в 1975.(вместе со своей женой Сибиллой Б. Г. Айзенк.)

· Айзенка опросник установок к сексу (Eysenk Inventory of Attitudes to Sex (EIAS))в 1989.

Основные публикации:

· 1947 Dimensions of Personality. Routledge and Kegan Paul.

· 1952 The effects of psychotherapy: An evaluation. Journal of Consulting Psychology, 16, 319-324.

· 1953 The Uses and Abuses of Psychology. Penguin.

· 1960 (ed.) Behavior Therapy and the Neuroses, Pergamon.

· 1964 Crime and Personality. Routledge and Kegan Paul.

· 1967 The Biological Basis of Personality. C. C. Thomas.

· 1972 (ed.) Handbook of Abnormal Psychology, 2 edn. Pitman.

· 1976 Sex and Personality. Open Books.

· 1979 The Structure of Intellect and Measurement of Intelligence. Springer-Verlag.

· 1979 The conditioning model of neurosis. Behavioral and Brain Sciences, 1, 155-199.

· 1980 The Causes and Effects of Smoking. Temple Smith (with L. J. Eaves).

· 1980 The Great Intelligence Debate. Lifecycle (with L. J. Kamin).

· 1989 Genes, Culture and Personality: An Empirical Approach. Academic Press (with L. J. Eaves and N. G. Martin).

Родители Ганса Айзенка были актерами; они развелись, когда ему было 2 года. Его воспитала бабушка-католичка, которая впоследствии погибла в концентрационном лагере во время Второй мировой войны. После обучения в различных частных школах Европы, в 1934 Айзенк покинул Германию и отправился в Лондонский университет изучать физику. Обнаружив, что у него нет необходимых способностей, и разочаровавшись, он стал интересоваться, нет ли иных научных дисциплин, которыми он мог бы заняться. Именно по такой иронии судьбы психология приобрела одного из своих самых выдающихся, продуктивных и противоречивых исследователей. Айзенк получил степень бакалавра с отличием и затем закончил докторскую диссертацию под руководством СирилаБарта. Первая публикация Айзенка была посвящена факторному аналитическому исследованию тестов на умственные способности, в которой он воспроизвел данные Терстоуна и продемонстрировал, что есть общий фактор, который и отвечает по большей части за дисперсию; таким образом, он поддержал представленияСпирмана об общей интеллектуальности, или g. Позднее Айзенк вернулся к этому открытию в своей книге Structure of Intellect (1979), в которой отстаивал иерархическую модель общих и специфических факторов интеллекта.

Хотя Айзенк не испытывал ничего кроме ненависти к Гитлеру и нацизму, в начале войны в Британии к нему относились с подозрением. В конце концов ему было предложено заниматься психопатологиями, о которых он имел тогда очень небольшое представление. Он получил назначение в госпиталь Минт-Хилл, а затем в больницу Модели - главный психиатрический институт Британии. Сэр Обри Льюис, его директор, поручил Айзенку вести работу по клинической психологии, а позднее - возглавить отделение психологии в Институте психиатрии Лондонского университета. В тот период Айзенк занимался двумя темами, с которыми его имя наиболее прочно связано: критикой психоанализа и теорией личности.

Несомненно, первым эмпирическим достижением Айзенка было его представление о личности как о иерархической модели. Применяя методы факторного анализа, Айзенк получил два основных фактора: экстраверсия-интроверсия и невротизм-стабильность. (Третий фактор, психотизм, был добавлен спустя несколько лет, однако не получил широкого признания). Экстраверсия и невротизм выявляются и при других типах тестирования личности (например, 16-факторный личностный опросникКеттелла и модель личности "Большая Пятерка факторов"), они действительны для различных культур; их подтверждают индивидуальные различия при физиологических исследованиях поведения.

Не удовлетворившись простым описанием, Айзенк продемонстрировал конструктивную ценность своих идей. Разрабатывая концепцию "двух психологий"Кронбаха (т. е. корреляционную и экспериментальную), Айзенк показал дифференциальное воздействие черт личности па выполнение поведенческих заданий, особенно в случае условных рефлексов и вербального обучения. Айзенк предположил, что существуют типы личности, склонные к определенным видам психопатологий; например, невротические интроверты более склонны к депрессиям, а невротические экстраверты - к истериям. Спустя много лет он вернулся к этой теме, чтобы заняться вопросом личностной предрасположенности к определенным заболеваниям, например, раку легких.

Описание Айзенком личности выглядит детально проработанным, поскольку он биологически обосновал его. Вначале он наметил параллели с представлениямиПавловао кортикальном торможении и с концепцией раздражителя уХалла. Более широкое распространение получили его представления о том, что экстраверсия есть результат изменения возбудимости кортикально-ретикулярной активирующей системы, тогда как невротизм зависит от возбудимости лимбическей зоны.

Теория личности была основой работ Айзенка и во всех иных областях. Согласно его теории, экстраверты менее возбудимы по сравнению с интровертами и, скорее, нуждаются в стимуляции; невротики приобретают страхи быстрее, чем стабильные личности. Эти идеи Айзенк последовательно применял, исследуя счастливые браки и сексуальное поведение, преступные наклонности, курение и политические пристрастия.

Другим важным аспектом деятельности Айзенка была его критика психоанализа (особенно Фрейдовского); он выступал сторонником бихевиоральной психотерапии. В своем классическом обзоре 1952 Айзенк не находит никаких доказательств эффективности психоанализа, кроме тех эффектов, которых можно ожидать от простого самоанализа в одиночестве. Хотя его выводы неоднократно подвергались критике за крайность суждений, современные авторы тоже приходят к выводу о том, что психоанализ ничуть не более эффективен, чем остальные формы терапии. Не утратило значение и его требование применять научные методы для оценки любой психотерапевтической методики. Отвергая господство психиатров над психологами в Институте психиатрии, Айзенк сместил акцент в клинической психологии с диагностики на активное терапевтическое лечение. Не будучи ни терапевтом, ни клиницистом, он, тем не менее, заслуженно считается основателем клинической психологии в Британии. Его отделение дало приют развивающейся бихевиоральной психотерапии и стало родным домом для ученых, ее практикующих. Его отношение к бихевиоризму явствует уже из подзаголовков его книг. По иронии судьбы, на Айзенка, пропагадировавшего бихевиоральную терапию, сначала обрушился главный удар критики со стороны психоаналитиков; позднее его представления критиковались сторонниками когнитивной терапии за чрезмерное доверие к бихевиоральной терапии и бихевиоризму в целом.

В последние десятилетия Айзенк возобновил свои работы над проблемой интеллекта и выступает здесь не только как обозреватель и комментатор для широкого читателя, но и как теоретик и активный исследователь. АртурЙенсен перечисляет несколько тем последних исследований Айзенка: структурирование интеллекта; поиск критериев оценки интеллекта, например, время реакции и потенциалы; генетические наследственные основы интеллекта.

Айзенк часто оказывался в центре научной полемики, что не характерно для известных академических психологов. Он критиковал психоанализ и выдвигал бихевиоральную терапию в качестве альтернативы; осуждал доказательства связи между курением и раком; защищал генетические основы личности и интеллекта; спорил о возможных расовых различиях; настаивал на необходимости изучать сверхчувственное восприятие и другие психические способности. Зачастую В том, что говорил сам Айзенк, было меньше причин для споров, чем в том, что другие люди приписывали ему; его взгляды были гораздо менее радикальны, чем их цитирование; его научная точка зрения давала меньше поводов для полемики, чем политический контекст. Например, Айзенк присоединился к малочисленной группе ученых, куда входил и известный статистик сэр Рональд Фишер, которая выступила против точки зрения ортодоксальной медицины и науки, утверждая, что причинная связь между курением,раком легких и недостаточностью коронарных сосудов остается недоказанной. Существующие статистические данные слишком ограничены и не могут служить доказательством того, что курение является необходимым и достаточным условием для всех случаев заболевания раком легких. Социальная ответственность ученого требует беспристрастного и объективного (насколько это в человеческих силах) анализа методов и данных, особенно в тех областях, где выводы могут быть непопулярными. Айзенк отмечал непоследовательность, проявляющуюся в том, что ученые сурово критикуют методы и данные, относящиеся к одним областям (например, паранормальные и психические явления), и не делают этого в других (например, в случае взаимосвязи между курением и заболеванием).

Айзенк распространял идеи популярной психологии в широких кругах посредством серии книг, начиная от Uses and Abuses of Psychology (1953), Know Your Own IQ (1964), Know Your Own Psi-Q (1984) и I Do: How to Choose Your Mate and Have a Happy Marriage (1985). В этих книгах Айзенк представляет свои собственные взгляды на личность, генетику, интеллект и психологические измерения; критикует психоанализ и выражает свое мнение о науке и псевдонауке.

Значительный вклад Айзенка может быть подтвержден любой системой оценки. Сказать, что он был продуктивен - это явно недооценить его. Скромный подсчет дает более 60 написанных или отредактированных книг и более 600 статей и отдельных глав. В исследовании индексов цитируемости, представленном в American Psychologist, в 1970 Айзенк находится на 98-м месте среди цитируемых авторов, а в 1975 он был пятым среди самых цитируемых психологов. В биографии Гибсона упоминаются Другие работы середины 70-х, в которых Айзенк был вторым (послеПиаже) наиболее цитируемым среди ныне живущих психологов и самым цитируемым британским психологом. Обзор по истории психологии и заведующим кафедрами в 1991 поместил Айзенка в число первой десятки современных психологов.

АЙЗЕНКА МОУДСЛЕЙСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

(Maudsley Personality Inventory, или MPI)

Обзор

Опросник личностный опубликованный Г. Айзенком в 1956 г Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии—интроверсии. MPI состоит из 70 вопросов, 24 из которых направлены на диагностику экстраверсии, 24 — на диагностику нейротизма, 2 вопроса — маскировочные, они не дают никакой информации об испытуемом. И наконец, оставшиеся 20 вопросов образуют так называемую «шкалу лжи», основная задача второй — дать информацию о достоверности ответов испытуемого по шкалам экстраверсии и нейротизма. Обследуемому требуется ответить «да» или «нет». Предусмотрен случай, когда обследуемый затрудняется ответить («?»). За ответ, совпадающий с «ключом», дается 2 балла, а за «?» - 1 балл.

MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии - интроверсии и нейротизме и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника (MMQ). Основанием для разработки MPI послужили данные о том, что шкалы ратимии (беззаботности) и циклоидной эмоциональности опросника Гилфорда—Мартина (один из опросников, разработанных Дж. Гилфордом с сотр.) дифференцируют невротиков в соответствии с теоретическими предположениями Г. Айзенка. Больные истерией по шкале ратимии получали большее количество баллов, нежели лица, страдающие реактивной депрессией и навязчивыми состояниями. В изученных клинических группах количество баллов по шкале циклоидной эмоциональности также было больше, чем у здоровых. На этой основе Г. Айзенк приступил к созданию MPI.

Предварительные исследования были проведены с использованием перечня из 261 вопроса, заимствованных из разных опросников. По результатам, полученным по шкале ратимии и циклоидной эмоциональности, были выделены (отдельно среди мужчин и женщин) две группы. Затем провели разделение на группы с высокими и низкими показателями. Используя критерий c 2, осуществили анализ ответов на каждый вопрос. В итоге получили две группы вопросов, ответы на которые наиболее различались. На их основе построили две шкалы — экстра-интроверсии и нейротизма — по 24 вопроса в каждой. С помощью установленных ранее «ключей» сравнили результаты исходных групп. Для отдельных вопросов были рассчитаны коэффициенты интеркорреляции, подвергнутые затем факторному анализу. Два выделенных фактора соответствовали первоначально предположенным — экстра-интроверсии и нейротизму.

Коэффициент надежности MPI, определенный путем расщепления, для шкалы нейротизма составлял 0,85-0,90, для шкалы экстра—интроверсии — 0,75-0,85, коэффициенты ретестовой надежности— 0,83 и 0,81 соответственно. Валидность обеих шкал MPI устанавливали способами, которые признаны многими исследователями методически несостоятельными, поэтому она не доказана. Обнаружена корреляция между шкалами экстра—интроверсии и нейротизма с коэффициентом 0,15-0,40, что противоречит исходному положению Г. Айзенка о независимости данных измерений личности. Разработан сокращенный вариант MPI из 12 вопросов. Коэффициенты корреляции с полным опросником составляют по шкале нейротизма 0,86, по шкале экстра—интроверсии — 0,87.

Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах). Г. Айзенк не смог убедительно опровергнуть высказанные во многих зарубежных работах замечания, однако, несмотря на критику, MPI долгое время применяли в зарубежных психодиагностических исследованиях

Содержание

Стимульный материал:

1.Хотели бы вы ограничить круг своих знакомых только несколькими избранными лицами?

2. Предпочитаете ли вы действовать сами, а не планировать действия других?

3. Всегда ли вы быстро находите подходящий ответ на критическое замечание в ваш адрес?

4. Часто ли вы мечтаете о несбыточном?.

5. Делали вы в детстве сразу и без пререканий все, что от вас требовалось?

6. Характерно ли для вас действовать быстро и уверенно?

7. Бывает ли у вас острое чувство разочарования?

8. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня?

9. Считаете ли высвою работу делом обычным и прозаическим?

10. Часто ли вы бываете не в духе?

11. Склонны ли вы размышлять о своем прошлом?

12. Если вы что-либо обещали, всегда ли вы сдерживаете слово, несмотря ни на что?

13. Любите ли вы быть в окружении людей?

14. Свойственна ли вам некоторая робость в присутствии лиц другого пола?

15. Сердитесь ли вы когда-либо?

16. Часто ли вы чувствуете себя одиноким?

17. Характерна ли для вас обидчивость?

18. Часто ли оказывается, что вы приняли решение слишком поздно?

19. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

20. Можете ли вы назвать себя очень добросовестным?

21. Любите ли вы разыгрывать окружающих?

22. Бывает ли, что вы смехом реагируете на неприличную шутку?

23. Замечаете ли вы, что вам часто бывает трудно сосредоточиться?

24. Кажетесь ли вы себе чересчур нервным и внутренне напряженным?

25. Когда критический момент позади, кажется ли вам обычно, что нужно было что-то сделать иначе?

26. Когда вы с кем-нибудь играете, хочется ли вам победить?

27. Рассматриваете ли вы свое занятие как то, что для вас очень важно и дорого?

28. Часто ли вам трудно собраться с мыслями перед трудным разговором?

29. Всегда ли вам приятно, когда человек, который вам не нравится, добивается заслуженного успеха?

30. Бывает ли, что наплыв мыслей не дает вам заснуть?

31. Свойственно ли вам иногда прихвастнуть?

32. Чувствуете ли вы себя непринужденно и легко в веселой компании?

33. Любите ли вы предаваться мечтам?

34. Часто ли вы без особого повода чувствуете усталость и апатию?

35. Все ли ваши привычки положительны?

36. Бывает ли, что вам хочется побыть одному?

37. Свойственно ли вам в обществе говорить меньше, чем другие?

38. Бываете ли вы временами полны энергии, а временами вялы?

39. Всегда ли вы сразу отвечаете на письма личного характера?

40. Можно ли вас назвать разговорчивым?

41. Бывают ли у вас иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим?

42. Очень ли вы недовольны, когда не имеете возможности общаться со многими людьми?

43. Нравится ли вам принимать участие в деятельности, требующей быстроты и решительности?

44. Часто ли вы вспоминаете о светлых эпизодах вашей жизни?

45. Случается ли, что вы спорите о вещах, о которых слишком мало знаете?

46. Бывает ли, что вы не можете отделатьсяот докучливых мыслей?

47. Считают ли окружающие вас живым и бойким человеком?

48. Любите ли вы иногда посплетничать?

49. Легко ли вы расстраиваетесь?

50. Бывало ли, что вы говорили неправду?

51. Свойственно ли вам брать на себя руководящую роль в совместных действиях?

52. Можете ли вы назвать себя беззаботным?

53. Бывают ли у вас денежные затруднения?

54. Бывают ли у вас периоды такого беспокойства, что вы не можете долго усидеть на одном месте?

55. Считаете ли вы себя человеком веселым?

56. Случалось ли вам опаздывать?

57. Чувствуете ли вы себя иногда вдруг жалким и несчастным?

58. Испытываете ли вы некоторое чувство вины?

59. Склонны ли вы к частым сменам настроения?

60. Нравится ли вам иметь много общественных дел?

61. Бывает ли, что вы выходите из себя?

62. Бывает ли у вас иногда вдруг беспричинная радость или грусть?

63. Трудно ли вам в непринужденной компании почувствовать себя совершенно свободно?

64. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

65. Пройдете ли вы в кино без билета, если твердо уверены, что вас не проверят?

66. Нравится ли вам работа, которая требует концентрации внимания на мелких деталях?

67. Стараетесь ли вы уклониться от выполнения общественных поручений?

68. Часто ли беспокойства вызывают у вас бессонницу?

69. Из всех, кого вы знаете, есть ли такие лица, которые вам очень не нравятся?

70. Свойственно ли вам первым вступать в контакт с незнакомым человеком?

Ключи

Ключ

+ +
Э- Э+ Э+ Н+ Л+ Э+ Л- Э+ Н+
Н+ Л+ Э+ Э- Л- Н+ Н+ Н+ Л+ Э-
Э+ Л- Н+ Н+ Н+ Л- Э- Н+ Л+ Н+
Л- Э+ Н+ Н+ Л+ Э- Н+ Л+ Э+
Л- Э+ Э+ Н+ Л- Н+ Э+ Л- Н+ Л-
Э+ Э+ Л- Н+ Э+ Л+ Н+ Н+ Н+ Э+
Л- Н+ Э- Н+ Л+ Э- Э- Н+ Л- Э+

За ответ, совпадающий с ключом, дается 2 балла, за «?» - 1 балл, за несоответствующий – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

Наши рекомендации