Досуг как сфера самореализации молодежи
Досуг как часть свободного времени, привлекает молодежь своей нерегламентованістю и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной насыщенностью, возможностью совместить в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются основными источниками социально-культурной интеграции и особистішої самореализации. Однако все эти преимущества деятельности сферы досуга пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни всей молодежи.
Интерес к проблемам молодежи постоянный и устойчивый в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С. М. Іконнікової, И. М. Ильинского, И. С. Копа, В. Т. Лисовського и других ученых. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г. О. Пруденський, Б. О. Трушин, В. Д. Петрушев, В. М. Піме-новая, О. О. Гордон, И. В. Бестужев-Лада и др. К исследуемой нами проблемы близки труда с саморазвития и самореализации личности в сфере досуга (О. И. Беляева, О. С Каргина, Т. И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г. М. Андреева, О. В. Петровского). В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, О. Д. Жарков, В. М. Чижиков, В. О. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Исследования этих авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи.
Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться. Некоторые авторы продолжают ее до 35-ти лет. Молодость - это, прежде всего, время создания семьи и семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения отношение к общественной жизни и к своей роли в нем. Молодости свойственен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, она полна сил и энергии, желание осуществить свои мечты и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
Отвечая самому себе на вопрос: Кто я? Что я? К чему я стремлюсь? молодой человек формирует самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствование и самовоспитание; собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на засвоєну ранее значительную сумму знаний и способность сформировавшаяся к абстрактно-теоретического мышления, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; стремление с начала и критически осмыслить все окружающее, самоствердити свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.
Молодежный возраст представляет собой как бы „мир", который существует между детством и дорослістю, потому что биологическое, физиологическое и половое созревание завершено, а в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, которые определяют всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения.
Важнейший психологический процесс становления самосознания и устойчивого образа своей личности, своего „Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям: открытие своего внутреннего мира - восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего „Я", появляется чувство своей особенности, несхожести с другими, время появляется и чувство одиночества; появляется осознание необратимости времени, понимание своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недостижимого образца начинают вырисовываться более-менее реалистичные планы деятельности. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: вид, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни.
Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработки жизненного плана - важный элемент самосознания. В этот период формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем сначала человек осознает и оценивает особенности своего тела, внешности, привлекательности, а потом уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в различных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдение, самоанализ своих качеств и способностей формируется самоуважение - обобщенное отношение к себе. Происходит осознание и формируется отношение к сексуальной чувственности, что зарождается.
В молодости человек максимально работоспособная, выдерживает большие психические и физические нагрузки. Она наиболее способна к овладения сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче приобретаются все нужные для выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются необходимые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость, аккуратность и т.д.).
Таким образом, в период молодости, кроме выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в избранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными вековыми новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувства профессиональной компетентности. В конце указанного возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, осознает смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, которые меняются объективные и субъективные условия макросреды, опосредствуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального вида молодого поколения, так и по мере развития самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отражаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программ, что, в конечном счете, также отражается на социальном виде молодежи. Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, которые вытекают прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и превращать сформированы общественные отношения. Противоречия, которые возникают в середине этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических проблем.
Молодежь как субъект общественного производства характеризуется также особым смыслом личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социальной качества молодежи связан со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежной сознания, диалектическое единство структурных элементов которой и образует спонукально-мотивационные сущности силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминацией, которые опосредствуют специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Названы проявления социальной качества молодежи в процессе развития переходят один в другой, взаимно дополняют друг друга, учитывая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.
К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительское среду, как правило "Инфодом-Алтай", не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в сфере специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм проведения, друзей, книг, одежды они самостоятельные. Эту особенность молодежного возраста точно заметил и описал И.В. Бестужев-Лада [43]: „..для молодежи «посидеть компанией" - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста „индустрии свободного времени" - туризма, спорта, библиотечного и клубной дела - при всем этом молодежь упрямо „сбивается" в компании сверстников. Выходит, общения в молодежной компании - это особая форма досуга". Тяга к общению со сверстниками обусловлена огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. ее можно рассматривать как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества; источник творческого превращения индивида в личность; форму передачи знаний и социального опыта; исходный пункт самосознания личности; регулятор поведения людей в обществе; самостоятельный вид деятельности.
Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, наличие привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для себя места, быть участником важных событий.
Высший смысл всего досуга заключается в том, чтобы приблизить дорогое, любимое и отделить, отменить пустое, ненужное. Здесь досуга для молодого человека превращается в образ жизни, заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи - высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенный пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
Молодежное досуга, будто перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодому человеку такие привычки и умения, которые затем вполне определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени - творческий или наоборот. Одного понадять путешествия, другой - рыбалка, третьего - изобретательство, четвертого - разнообразные развлечения.
Таким образом, реализуется одно из главных задач человека - всесторонне развивать свои способности. Дело в том, что формирование и развитие способностей могут быть реализованы на основе удовлетворения потребностей. Последние, в данном взаимосвязи, является движущей силой способностей. В связи с этим указанное задание предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Понятно, что это невозможно без сферы досуга, где находит удовольствие целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется как ее сознательное желание специально влиять на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования и развития. Значение этой потребности чрезвычайно большое, ведь только внешних, хотя бы и определяющих, условий недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотела этого развития, понимала его необходимость.
Активное, досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Делать упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - вот путь формирование у юношей и девушек личностных качеств, которые способствуют содержательном и активному проведению дозвілієвого времени.
Второе требование по организации молодежного досуга заключается в том, что оно, несомненно, должно быть разнообразным, интересным, развлекательным и ненавязчивым. Разумеется, тут важны как содержание, так и форма предложенных занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органично восприниматься юношами и девушками.
Наиболее удобные формы для этого уже произведенные жизнью. К ним относятся, прежде всего, любительские объединения и клубы по интересам. Современные объединения и клубы многопрофильные: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и другие. Клуб - сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общий интересом, занятием. Он является школой обучения, воспитания и общения. В клуб приходят люди, которые хотят в совершенстве овладеть определенное занятие, дозвіллєвою квалификацией. Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. Но клуб по интересам - это также своего рода воспитатель. Может быть, в этом и заключается главный критерий его деятельности. Дело в том, что каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаємовихованню. Интерес к занятие превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научиться чем, а научившись, не хочет уходить, потому что по-настоящему подружилась с людьми. ее привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.
Наблюдение за работой клубных объединений убеждают: чтобы досуга стало действительно привлекательным для молодежи, необходимо строить работу его учреждений и организаций в интересах каждого молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменения, но и уметь быстро реагировать на них регулировкой соответствующих форм и видов занятиям. Следующее требование, предъявляемое относительно организации и проведения молодежного досуга, полная его деалкоголізація. Ни один вид досуга не должен содержать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребления спиртных напитков. В последнее время молодых людей привлекают игры, связанные с использованием игровых автоматов и компьютеров. К наиболее привлекательных для молодежи форм развлечений относятся: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, разнообразные развлекательные телепрограммы. Сейчас, через возвышение духовных потребностей молодых, рост уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является увеличение в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, сочетающие развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими синтетическими формами организации досуга стали именно клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества содержат в себе много форм молодежного досуга, причем возможности действовать открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть заключается в том, что свое свободное время люди посвящают созданию нового.
Итак, досуга дает возможность современному молодому человеку развивать много сторон своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досуга он подходил с позиций своего жизненного задачи, своего призвания - всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.
Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы современного молодежного досуга? Рассмотрим досуга молодежи как особой социальной группы в целом. Можно посидеть компанией, что является жгучей потребностью, формой самоутверждения для молодого человека. Исследования ученых и простейшие жизненные наблюдения показывают, что при всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности рост индустрии свободного времени (туризма, спорта, библиотечного и клубной дела и т.п.) молодежь упрямо сбивается в компании сверстников. Выходит, общения в молодежной компании - это форма досуга. Домашнее досуг в кругу сверстников, словно магнит, притягивает к себе юношей и девушек. Его благородного, развивающего воздействия на личность молодого человека нельзя отрицать И все-таки этот вид досуга не лишен минусов: изолированность человека в четырех стенах, отрыв от физкультурно-спортивных форм досуга, а это не может не усиливать пассивности, инертности молодого человека.
Несомненно, домашнее досуга юношей и девушек требует корректной участия старших, особенно родителей, их помощи и контроля. Удобной в этом отношении форме выступают поездки на отдых всей семьей и организация досуга в семейных клубах (кооперативах). Отдых всей семьей очень объединяет и обогащает детей и родителей. Но, к сожалению, он пока что не всегда возможен.
Еще одним из самых распространенных среди молодежи видов досуговой деятельности, отдыха, развлечения есть дискотека. Она выступает и как одна из популярных современных форм самодеятельного творчества. Она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и т.д. Другими словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма. Это делает ее одним из средств формирования гармонически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы самодеятельных дискотек было больше. Но дискотека формирует личность не только как участника творческого коллектива. Она - средство идейно-эстетического воспитания всех ее посетителей. Аудитория сегодняшней дискотеки огромная, она включает практически целое поколение молодежи, а также людей другого возраста.