Возрастные периоды жизни человека
Тема: Основные этапы индивидуального развития человека.
При изучении развития человека исследователи руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии в 1965 году. В ней выделяют 12 возрастных периодов.
Не все системы организма имеют равное значение для нормального функционирования психики. Решающее значение для полноценного психического развития имеет психофизиологическое созревание.
Психофизиологическое созревание – это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.
Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т.е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека.
С понятием зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии – принцип гетерохронности развития. Он означает, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. До достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую психологические возможности данного возраста.
Критерии созревания. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т.е. можно говорить как о зрелости самого субстрата, так и его функций (в том числе поведенческих, таких как способность к произвольной саморегуляции).
Морфологические критерии зрелости. О зрелости ЦНС судят по ряду показателей, таких как размеры нервных клеток, количество и длина их отростков, толщина слоя коры, размеры отдельных мозговых структур. Важным критерием созревания является образование миелиновой оболочки на проводящих путях (увеличивается скорость проведения нервных импульсов).
Возрастные периоды жизни человека
Период | Возраст |
1. Внутриутробный, эмбриональный плодный | 0-8 недель 9недель – 9мес. |
2. Новорожденный | 1 – 10 дней |
3. Грудной возраст | 10 дней – 1 год |
4. Раннее детство | 1 – 3 года |
5. Первое детство | 4 – 7 лет |
6. Второе детство | 8 – 12 лет (мальчики) 8 – 11 лет (девочки) |
7. Подростковый возраст | 13 – 16 лет (мальчики) 12 – 15 лет (девочки) |
8. Юношеский возраст | 17 – 21 год (юноши) 16 – 20 лет (девушки) |
9. Зрелый возраст 1-й период 2-й период | 22 – 35 (мужчины) 21 – 35 (женщины) 36 – 60 (мужчины) 36 – 55 (женщины) |
10. Пожилой возраст | 61 – 74 года (мужчины) 56 – 74 года (женщины) |
11. Старческий возраст | 75 – 90 лет (мужчины и женщины) |
12. Долгожители | 90 лет и старше |
Функциональные критерии созревания. К их числу относятся в первую очередь показатели биоэлектрической активности головного мозга. Возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охватывают значительный период онтогенеза от рождения до юношеского возраста. При этом в ЭЭГ отражаются устойчивые индивидуальные и возрастные особенности этой активности. Кроме того ЭЭГ различна в разных областях мозга одного человека. Многие параметры индивидуальной ЭЭГ коррелируют с различными психологическими особенностями человека.
Рефлекторные критерии созревания. В онтогенезе меняется динамика рефлекторной деятельности. Дети рождаются с целым набором безусловных рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим и т.п.). Наличие этих рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного. Однако, к концу первого года жизни большинство из них исчезнет. При этом существует связь между созреванием мозга и исчезновением большинства этих рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга. В разные сроки возникают способности к образованию положительных и тормозных условных рефлексов на внутренние и внешние раздражители. Появление способности такого рода можно рассматривать как маркеры или показатели психофизиологического созревания.
Локомоторные критерии. С психофизиологическим созреванием связываются способности в определенном возрасте способности к перемещению в пространстве (локомоции). Есть данные о том, что биологическое созревание, в частности, развитие двигательной активности, связано с развитием речи. Дети начинают говорить не раньше и не позже, чем достигнут определенной стадии физического созревания.
Критические и сенситивные периоды развития. Организм человека постоянно адаптируется к изменяющимся условиям внешней среды. Онтогенетическое развитие сочетает периоды постепенного морфофункционального созревания и периоды переломные, периоды скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими), так и с внешними (социальными) факторами развития.
Чувствительность к внешним воздействиям различна и избирательна на разных этапах онтогенеза. Существуют сенситивные периоды – наиболее чувствительные к воздействию факторов среды. Сенситивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. При этом период наибольшей чувствительности рассматривается как период наиболее благоприятный, оптимальный для усвоения этих воздействий. Выявление таких периодов необходимо для создания благоприятных условий для эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды.
Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:
1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;
2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;
3. имплантация зародыша (4 –8 сутки эмбриогенеза);
4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты ( 3 – 8 недели развития);
5. стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20 недели);
6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20 – 24 неделя развития);
7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни, происходит метаболическая и функциональная адаптация;
8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет) , когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков 13 – 16 лет, у девочек – 12 – 15 лет).
Критические и сенситивные периоды в развитии ЦНС. Каждая мозговая структура имеет свои временные характеристики созревания: начало, скорость, конец процесса и соответствующий этому период максимальной чувствительности.
В созревании ЦНС можно выделить два аспекта. 1) рост и самодифференцировка нейронов и их связей, мало зависящая от внешних факторов и реализующаяся по генетической программе. 2) Изменения нейронов вызванные функциональной активностью под влиянием внешних воздействий.
В связи с этим факторы, оказывающие влияние на созревание ЦНС условно можно разделить на две группы. 1) Совокупность агентов, обеспечивающих полноценную биохимическую среду развития, необходимую для нормального роста и дифференцировки нейронов. К ним относятся: полноценные метаболические процессы и адекватная гормональная активность. Здесь имеются свои критические периоды развития. Например, период половой специализации структур мозга. 2) Факторы функциональной специализации отдельных элементов и звеньев ЦНС. Наиболее эффективное действие этих факторов приурочено к сенситивным периодам. Например, организующее действие обогащенной среды (ранний онтогенез – необходимо создать условия для развития ребенка).