Установка на понимающее реагирование
ПОНИМАЮЩЕЕ (ДИАЛОГОВОЕ) ОБЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА КАК ЕГО УСЛОВИЯ
ПЛАН:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНИМАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Установки общения, ориентированного на понимание.
1.2 Правила понимающего реагирования
1.3 Виды понимающего реагирования
1.4 Основные требования к разговору врача с позиции понимающего общения
СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КЛИМАТА В ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ БЕСЕДЕ
2.1 Установление первичного контакта (универсальные формы)
2.2 Контакт как условие лечебного воздействия
2.3 Уход от открытой конфронтации
2.4 Мастерство критики и реагирования на нее
2.5 Стадии установления доверительных отношений
===================================================================
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНИМАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ
Установки общения, ориентированного на понимание.
Этот подход получил широкое распространение в практике обучения навыкам общения менеджеров, дипломатов, педагогов, военных, журналистов, полицейских, поскольку оказался исключительно эффективным во множестве жизненных ситуаций, когда необходимо изучать, понимать и управлять людьми, и особенно применим к разрешению проблем межличностного плана и без особой предварительной психологической подготовки. Ориентированный на понимание субъект, при взаимодействии с партнером акцентирует свое внимание на внутреннюю систему отсчета самого партнера, а не на свою собственную.
Однако открытое общение с человеком, которого мы хотим понять и изучить, будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Это чувство доверия существенно для самораскрытия партнера без опасения быть необъективно оцененным, а его откровенность не будет использована а ущерб ему же. И условия, с помощью которых формируется этот климат, не состоят из каких-то особых психологических знаний, методов или интеллектуальной изощренности человека. Скорее это вполне определенные чувства и установки, которые мы должны действительно иметь, переживать и открыто проявлять, если намерены понять другого человека в ходе общения. А этот человек должен действительно воспринимать их, чтобы встреча и беседа были эффективными. Существенными для создания такого климата доверия (или возникновения и развития психологического контакта с собеседником) являются следующие условия или установки:
· на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства и представления партнера;
· на положительное принятие собеседника как личности;
· на согласованность собственного поведения при взаимодействии с другим человеком.
Установка на понимающее реагирование.
Установка на понимающее неоценочное реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на мысли и состояния собеседника с целью понять их его собственными глазами. Её формирование связано со способностью человека ставить себя на его место собеседника. В психологии эта способность называется эмпатией. Поэтому в литературе по общению можно часто встретить такие понятия как "эмпатия", "эмпатическое общение", которые по содержанию совпадают с понимающим общением.
Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует партнер, а есть проявления желания непредвзято понять его позицию, жизненную ситуацию без оценок в его адрес. Такое реагирование требует от нас умения на время как бы уйти от собственной системы оценок и попытаться понять переживания самого собеседника, состояния его внутреннего мира. Если он ощутит, что его мысли поняты и приняты без оценивания правильно, он начинает доверять нам и будет готов дальше обсуждать волнующие его вопросы, раскрывая свои внутренние состояния. К сожалению, чаще всего мы демонстрируем понимание другого человека с внешней, оценивающей точки зрения, например:
"Я тебя понял, а теперь позволь мне сказать, что я по этому поводу
думаю", --
или ещё определеннее: "Если бы я был на твоем месте, то я бы сделал вот что -...",
или еще сильнее: "Позволь мне напомнить то, что ты упустил из виду, где ты оторвался
от реальности" и т.д.
Такой оценивающий тип понимания другого человека обычно вызывает защитные реакции. Любой человек не хочет ощущать себя некомпетентным, уязвимым и т.п. - это снижает его самооценку.
Другая причина, почему оценивающее реагирование может вызвать защитные реакции собеседника, заключается в том, что многие люди воспринимают эти попытки как наше вторжение в их автономию или как покушение на их право иметь именно такие мысли, взгляды, переживать именно такие эмоциональные состояния и чувства.