Определение умения справляться со стрессом

Методика выполнения работы.Внимательно прочтите высказывания, предложенные в таблице. Отметьте в бланке ответов балл, соответствующий вашей реакции на каждое утверждение.

Тестовая таблица.

  Часто Редко Никогда
1. Я счастлив
2. Я сам могу сделать себя счастливым
3. Меня охватывает чувство безнадежности
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю или таблеткам      
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту        
6. Я склонен к грусти
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
9. Я легко расстраиваюсь

Интерпретация результатов. 0-3 балла: Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4-7 баллов: Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам очень полезно учиться приемам саморегуляции.

8 и более баллов: Вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть проблемы со здоровьем.

Бланк для ответов

№ вопроса баллы № вопроса Баллы
   
   
   
   
     
Общая сумма:  

Приложение 12

Оценка нервно-психического напряжения

Инструкция: Внимательно прочитайте высказывания, предложенные в опроснике, и выберите тот вариант высказывания, который наиболее точно характеризует ваше состояние. Отметьте варианты ответов в бланк для ответов и проставьте соответствующие им баллы. Подсчитайте сумму баллов. Сделайте вывод о степени своего нервно-психического напряжения.

Опросник нервно-психического напряжения (НПН)

Номер признака Содержание признака
                                                                                                Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений; б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе; в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе;   Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей; б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе; в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе;   Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела; б) ощущение тепла, повышения температуры тела; в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»;   Состояние мышечного тонуса: а) обычный мышечный тонус; б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения; в) значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор);   Координация движений: а) обычная координация движений; б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы; в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности;   Состояние двигательной активности в целом: а) обычная двигательная активность; б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений; в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела;   Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца; б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие работе; в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца – учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце;   Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе; б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»; в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды;   Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений; б) увеличение глубины и частоты дыхания, не мешающие работе; в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»;   Проявления со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений; б) умеренная активизация выделительной функции – более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть); в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть;   Состояние потоотделения: а) обычное потоотделение без каких-либо изменений; б) умеренное усиление потоотделения; в) появление обильного «холодного» пота;   Состояние слизистой оболочки полости рта: а) обычное состояние без каких-либо изменений; б) умеренное увеличение слюноотделения; в) ощущение сухости во рту;   Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук; б) покраснение кожи лица, шеи, рук; в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка;   Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям: а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность; б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе; в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях;   Чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях; б) повышенное чувство уверенности в себе, вера в успех; в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи. провала;   Настроение: а) обычное настроение; б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью; в) снижение настроения, подавленность;   Особенности сна: а) нормальный, обычный сон; б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне; в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне;   Особенности эмоционального состояния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств; б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, активное желание действовать; в) чувство страха, паники, отчаяния;   Помехоустойчивость: а) обычное состояние без каких-либо изменений; б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех; в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях;   Особенности речи: а) обычная речь; б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения её качества (логичности, грамотности и т.д.) в) нарушение речи – появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос;   Общая оценка психического состояния: а) обычное состояние; б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус; в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса;   Особенности памяти: а) обычная память; б) улучшение памяти – легко вспоминается то, что нужно; в) ухудшение памяти;   Особенности внимания: а) обычное внимание без каких-либо изменений; б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел; в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость:   Сообразительность: а) обычная сообразительность; б) повышение сообразительности, хорошая находчивость; в) снижение сообразительности, растерянность;   Умственная работоспособность: а) обычная умственная работоспособность; б) повышение умственной работоспособности; в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;   Явления психического дискомфорта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом; б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления; в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики;   Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения: а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание; б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но напротив, способствующие её продуктивности; в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма;   Частота возникновения состояния напряжения: а) ощущение напряжения не развивается практически никогда; б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций; в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин;     Продолжительность состояния напряжения: а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация: б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания; в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации;   Общая степень выраженности напряжения: а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности; б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения в) резко выраженное, чрезмерное напряжение;  

Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за вариант ответа «а» начисляется 1 балл, против пункта «б» - 2 балла и против пункта «в» - 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90.

Диапазоны:

- слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения - от 30 до 50 баллов;

- умеренного, или интенсивного - от 51 до 70 баллов;

- экстенсивного - от 71 до 90 баллов.

Бланк для ответа

№ вопроса Вариант ответа Баллы   № вопроса Вариант ответа Баллы № вопроса Вариант ответа Баллы
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Приложение 13.

Определение уровня астенического состояния

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак «+» в одну из четырех граф в правой части бланка для ответов. Обработайте результаты. Сделайте вывод об уровне астенического состояния.

Опросник оценки астенического состояния (ШАС)

Содержание признака
Я работаю с большим напряжением
Мне трудно сосредоточиться на чем-либо
Моя половая жизнь меня не устраивает
Ожидание нервирует меня
Я испытываю мышечную слабость
Мне не хочется ходить в кино или в театр
Я забывчив
Я чувствую себя усталым
Мои глаза устают при длительном чтении
Мои руки дрожат
У меня плохой аппетит
Мне трудно быть в шумной компании
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное
Мои руки и ноги холодные
Меня легко задеть
У меня болит голова
Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим
У меня бывают головокружения
У меня бывают подергивания мышц
У меня шумит в ушах
Меня беспокоят половые вопросы
Я испытываю тяжесть в голове
Я испытываю общую слабость
Я испытываю боли в темени
Жизнь для меня связана с напряжением
Моя голова как бы стянута обручем
Я легко просыпаюсь от шума
Меня утомляют люди
Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом
Мне не дают заснуть беспокойные мысли

Обработка результатов: После заполнения бланка для ответов производится подсчет путем суммирования набранных баллов. При этом за знак «+», стоящий в графе «нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «пожалуй, так» - 2 балла, в графе «верно» - 3 балла и в графе «совершенно, верно» - 4 балла. Диапазоны: отсутствие астении – от 30 до 50 баллов; слабая астения – от 51 до 75 баллов; умеренная астения – от 76 до 100 баллов; выраженная астения – от 101 до 120 баллов.

Бланк для ответов

Нет, неверно Пожалуй, так Верно Совершенно, верно
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение 14

Наши рекомендации