Оборудование кабинета лечебной физкультуры.
При устройстве и оборудовании физиотерапевтического кабинета должны быть соблюдены: — техника безопасности, — удобство для больных, — нормальные условия работы персонала. Помещение выделяется не ниже 1-го этажа. Оно должно быть: сухим (влажность не выше 70% ), теплым (температура не ниже +20 °С ), светлым, просторным (площадь кабинета выделяется из расчета 6 м2 на 1 стационарный аппарат, но не менее 24 м3), необходима приточно-вытяжная вентиляция, электропроводка только скрытая, стены на высоту 2 м покрываются масляной краской, полы покрываются линолеумом. Все металлические заземленные предметы огораживаются деревянными кожухами. На высоте 1,6 м от пола устанавливается щит с общим рубильником. По числу стационарных аппаратов оборудуются кабины: — высотой 2 м, — шириной 1,6 м, — длиной 2 м. Отдельно выделяется служебная кабина для подготовки к процедурам. Вне служебной кабины ставится стол для медсестры. На столе располагаются: картотека скарточка ми больных и процедурные электрические часы. В столе медсестры — секундомер, сантиметровая лента, резиновые перчатки, защитные очки. Аппаратура размещается строго по плану, утвержден ному заведующим. Все аппараты, смонтированные в металлических корпусах, должны заземляться. Необходимо про водить профилактический осмотр аппаратуры не реже 1 раза в 7 дней. Профилактический осмотр проводит физиотех ник. Контроль за соблюдением кратности профилактичес ких осмотров осуществляется медсестрой, о чем делается специальная запись в журнале. Аппараты необходимо предохранять от пыли, сырости и перегрузок. Уход за аппара турой входит в обязанность медсестры. Документация: 1) журнал по технике безопасности, 2) журнал профосмотра аппаратуры, 3) журнал учета аппаратов, 4) карточка больного, 5) журнал ежедневной работы кабинета, 6) журнал годовых отчетов.
Работа с планом-конспектом при проведении лечебной физкультуры.
Конспект занятия лечебной физкультуры — основной рабочий документ для проведения лечебной физкультуры с больными детьми. Он составляется инструктором для всех занятий с больными детьми, проводимых любым способом. Для составления конспектов и ведения другой лечебной и лечебно-педагогической документации в рабочем времени инструктора предусматривается ежедневно до 2 ч. Хорошо продуманный и тщательно составленный конспект — гарантия планомерного применения у больного намеченных врачом средств. В работе над конспектом инструктор использует назначения врача по Лечебной физической культуре (ЛФК), схему занятий, разработанную для данного заболевания, карты больных, лечащихся в кабинете лечебной физкультуры, список ребят, на нее назначенных.
Конспект занятий составляется для одного или нескольких больных, в зависимости от того, каким способом оно будет проводиться. Инструктор лечебной физкультуры должен хорошо представлять особенности каждого ребенка на основе как медицинской документации, так и личных наблюдений и бесед с лечащим врачом и врачом по Лечебной физической культуре (ЛФК).
Хотя конспект составляется в произвольной форме, выработанной в результате личного опыта и опыта работы отделения лечебной физкультуры, однако некоторые части такого конспекта обязательны. К ним относятся наименование, список больных с указанием диагноза и возраста, перечисление задач лечебной физкультуры (в том числе индивидуальных), специальных, общих и дополнительных средств для решения последних. Основной частью конспекта является описание самого занятия в той последовательности, в какой оно проводится. Описание занятия дается в виде таблицы с указанием порядкового номера, исходного положения, характеристики каждого упражнения, числа его повторений. Для приемов массажа и подвижных игр отмечается время их выполнения. Разработка конспектов занятий — весьма важный раздел работы инструктора, позволяющий гибко индивидуализировать подбор намечаемых лечебных средств. Для этого составлению конспекта должен предшествовать анализ проведенных занятий, в результате которого выясняются полнота решения лечебных задач, активность участвующих в занятии ребят, затруднения в выполнении упражнений, неблагоприятные реакции и т. д.
59. Утренняя гигиеническая гимнастика. Общие правила проведения и методические
указания.
Подготавливает организм к дневной активности. Главным назначением – Возбуждение ЦНС и мышечного аппарата, путём усиления работы кровеносной и дыхательной системы. При подборе и проведении занятий соблюдают правила и методы рекомендации: а) применяют дыхательные упражнения включающие диафрагмальное дыхание, что улучшает перистальтику кишечника, начинают упражнения в малых периферических суставах, постепенно включают крупные суставы; б) темп упражнений должен быть спокойным, движения широкие в полном физиологическом покое; в) нельзя применять упражнения с противодействием
60. Дыхательная гимнастика, классификация. Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Общие положения : дыхание должно быть ритмичным, равномерным; дыхание должно быть глубоким; дышать желательно через нос, хотя при беге или других физических нагрузках большой интенсивности можно дышать одновременно через нос и полуоткрытый рот; ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом выполняемых физических упражнений; темп дыхания зависит от степени подготовленности занимающегося и от темпа, в котором выполняются физические упражнения (бег, ходьба и др.); ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходными дыхательными упражнениями; при выполнении дыхательных упражнений крайне важно следить за своей осанкой: голову держать прямо, плечи развести назад, подтянуть живот; чем больше возраст занимающегося физическими упражнениями, тем больше следует избегать длительных задержек дыхания и натуживания. Обычное дыхание человека весьма поверхностно, оно захватывает только треть объёма легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счёт учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в кровь кислорода. Дыхательные упражнения имеют три главных назначения (Е.П.Журавлев, 1977) : 1. Улучшить дыхание во время выполнения упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе. 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность. 3. Выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.). Основой дыхательных движений является правильная последовательность наполнения легких воздухом при вдохе и, главное, освобождения их от воздуха, обедненного кислородом, при выдохе. Этим обеспечивается: а) равномерное участие в дыхании всех долей легких, что позволяет избежать застойных явлений в отдельных их частях; б) волнообразность дыхания, оказывающая благотворное влияние на внутренние органы своим массирующим воздействием. При полном и равномерном использовании всех долей легких удается избежать некоторых заболеваний.