Специфика литературного творчества и литературные способности
Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников
В предыдущем разделе вы познакомились со спецификой чтения как видом деятельности и младшим школьником как читателем и получили ответ на вопрос о том, кто же он, ваш будущий ученик. В этом разделе мы рассмотрим вопрос о том, чему он может научиться на уроках литературы, какое образование ему необходимо для его успешной читательской деятельности.
Глава 1. Литературное развитие младших школьников
1.1. Содержание понятия «литературное развитие»
Проблемы литературного образования (ЛО) и литературного развития (ЛР) неотделимы друг от друга. Цель любого образования – развитие личности, поэтому нетрудно понять, что цель ЛО – ЛР ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях.
Литературное развитие (ЛР) сегодня трактуется в методике как возрастнойи одновременноучебный трехсторонний процесс, включающий:
1) формирование читателя(обучение восприятию, осмыслению и интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержания, оценке его с эстетических позиций и выражению свои оценки как в словесной, так и невербальной форме);
2) развитие литературного творчества школьников, способности адекватно выразить себя в слове
3) расширение культурного поля ребенка, развитие школьника как носителя и созидателя культуры.
ЛР – процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе ЛР., причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука и ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников.
Результат процесса ЛР точно определила Н.Д.Молдавская, одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами».
ЛР школьников как процесс рассматривал В.Г.Маранцман. Он утверждает, что ЛР с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребёнка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций при переходе на следующую ступень литературного развития (СНОСКА: Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. – СПб., 1992. – С. 68.). На этапе начальной школы, по мнению В.Г.Маранцмана, формируются механизмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображение и эмоциональная отзывчивость на произведения слова.
Любая деятельность требует от человека определенных задатков и способностей к ее выполнению. Примитивным видам деятельности обучается каждый здоровый человек. Но есть такие виды деятельности, которые требуют развития не только общих, но и специальных способностей. Процесс ЛР, как мы определили, и направлен на развитие именно таких специальных, литературных, способностей ребенка. Именно поэтому вопрос о ЛР тесно связан с проблемой литературных способностей.
Специфика литературного творчества и литературные способности
Литературные способности относят к творческим (см. раздел 1). Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.
Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности.
Детское открытие мира, пишет В.Ф.Асмус, (СНОСКА: Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. – 1961. – № 2.) – творчество в той мере, в какой, безусловно, творческим является овладение ребёнком словом: усвоение языка идёт индивидуальным путём, и постижение мира и языка, отражающего его, по-своему уникальны для каждого. Это открытие мира «для себя» идёт как процесс, созидающий человека. Активность этого процесса будет несоизмеримо возрастать, если ребёнок ощутит потребность в действии, воплощении замысла.
Основная деятельность ребёнка на уроке литературы – чтение и осмысление прочитанного, – является, по мнению В.Ф.Асмуса, творческой деятельностью. Читательское же творчество, по мысли ученого, может порождать и авторство, и в этом проявляется творческая плодотворность искусства, которое живёт не только в акте творца, но и в акте восприятия. Читательское восприятие включает обе грани творчества – и внутренний процесс постижения искусства «для себя», и возможность выявления этого процесса в материальном результате, который может стать открытием для всех. Поэтому процесс формирования читателя в силу специфики предмета литературы не может быть не ориентированным на творчество и, следовательно, нуждается в методике, направленной на ЛР ребёнка через активизацию его творческих сил.
В чем же заключается специфика литературного творчества? А.Г.Ковалев в книге «Психология литературного творчества» (СНОСКА: Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. – Л.: ЛГУ, 1960.) писал: «… слово может выступать в качестве носителя отвлеченного и чувственного, образного содержания, мыслительного процесса. Это различие функций слов зависит не только от того, что различные слова имеют разную степень отвлечения и обобщения действительности, но и от характера сочетания слов. … У писателя слово в основном выступает в качестве носителя образного содержания его мышления. Оперируя словом, писатель живописует, в этом специфика его художественной творческой деятельности. Следовательно, у писателя имеет место наиболее тесная органическая, универсальная связь между словом и образом, неразрывное единство первой и второй сигнальной системы. В этом и состоит некоторая специфика литературного творчества в отличие от других видов художественного творчества».
В этой же работе А.Г.Ковалев выделил литературные способности (ЛС), имея в виду именно писательские способности. Он считает, что «способность к литературному творчеству относится … к художественному типу одаренности человека, имеющей как общие, присущие другим видам способностей художественного типа, так и своеобразные качества, отличающие ее от других способностей. Каждый человек обладает литературными способностями … в противном случае он не смог бы воспроизводить и понимать художественные произведения, но люди отличаются между собой по степени выраженности и уровню развития литературных способностей». Ковалев и вслед за ним многие современные психологи и методисты считают, что опорное свойство литературных способностей – это впечатлительность,т.е. живость и острота восприимчивости и сила эмоциональной отзывчивости. Отбор впечатлений нуждается в тонком эстетическом чувстве. Заметим, что впечатлительность необходима не только писателю, но в той же мере и любому художнику, творцу, она – основа любого творчества.
А.Г.Ковалев выделил следующие ЛС:
Впечатлительность.
Наблюдательность. Природная высокая впечатлительность при ее культивировании превращается в важнейшее свойство личности – наблюдательность, которая обеспечивает человеку возможность отражать Существенное, характерное в явлениях. Специфическая особенность писательской наблюдательности – необходимость вчувствоваться, вдуматься в объект наблюдения.
Творческоевоображение. Творческое воображение является ведущим компонентом литературных способностей и проявляется в способности отчетливо и ярко представлять как наблюдаемое, так и в особенности создаваемые образы – то, что именуется способностью внутреннего видения.
Словесноевоплощение. Легкость образования ассоциаций между словом и образами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.) является наиболее характерной чертой мыслительной деятельности писателя. Писатель отличается большой чуткостью или легкой восприимчивостью к языку и речи.
ЛС (или литературная способность),по мысли Ковалева,возникают в результате развития определенных природных, врожденных свойств мозговой организации и приобретения необходимых для творческой деятельности обобщенных и стереотипизированных способов осуществления деятельности, т.е. природные задатки дадут определенный результат только при усиленной работе в процессе обучения (или самообучения) писательской деятельности.
Склонность к литературному творчеству вначале проявляется в жажде все новых и новых впечатлений, в интересе к человеку и его характеру, в увлечении чтением, а потом уже в пробах сочинять.
Однако в методике преподавания литературы есть и другое понимание ЛС (СНОСКА: Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников: Межвуз. сб. научн. тр. – СПб.: Образование, 1992. Эти же положения можно найти и в других работах В.Г. Маранцмана: Программа по литературе для 5—9-х классов средней школы / Под ред. В.Г.Маранцмана. – СПб.: Специальная Литература, 1998. – С. 7—8.). В.Г.Маранцман в 1992 г. предложил свое решение проблемы ЛС, вычленив их, по его утверждению, из общеэстетических. Ученый делает очень важное замечание, выделяя и разделяя читательские и писательские способности, и, пытаясь найти их общую составляющую: «Говоря о литературных способностях, разумеется, следует выделить читательские (перцептивные) и творческие (писательские) <…> К собственно литературным способностям мы можем отнести качества, в разной степени развитые и у читателя, и у писателя». В.Г.Маранцман выделил следующие ЛС:
«1. Потребность чувство, представление, мысль выразить в слове и добиться адекватности их соотношения <…>
2. Потребность образной конкретизации слова <…>
3. Эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи <…>
4. Целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей частей текста, концепционное восприятие композиции».
По мысли выдающегося ученого-психолога Б.М.Теплова, специальных способностей, т.е. связанных с определенным видом деятельности, не может быть много, они должны определяться самой деятельностью и при этом быть общими для всех разновидностей этой деятельности, но специальными по отношению к другим видам деятельности (СНОСКА: Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – С. 42–43.). Правомерно было бы говорить об одной специальной способности, складывающейся из разнообразных компонентов, т.е. о ее комплексной структуре. Именно с такой структурой и связано явление компенсации: при слабости или даже отсутствии какого-либо компонента высокая способность к какой-либо деятельности может быть достигнута путем развития других ее компонентов.
Очевидно, для решения проблемы ЛС необходимо разобраться в специфике литературной деятельности.
В психологии под литературной деятельностью понимается процесс написания словесных произведений, т.е. создание литературы как искусства. Но в предыдущем разделе мы установили правомерность замечаний В.Ф.Асмуса и В.Г.Маранцмана о том, что чтение – тоже вид литературной деятельности. Литературная деятельность оказывается даже несколько шире, чем она представлена В.Г.Маранцманом: в нее, безусловно, входят и чтение, и сочинение литературных (уточним: словесных – как устных, так и письменных) произведений, но к ним необходимо добавить и исполнительскую деятельность – выразительное чтение, и критическую деятельность – литературоведческую в своей основе. Если следовать теории Б.М.Теплова, то собственно ЛС должны быть общими для всех этих разновидностей литературной деятельности.
Очевидно, что чтение является своеобразным фундаментом и для актерской исполнительской интерпретации, и для критики, и даже для сочинительства. Выразительное чтение и литературная критика вторичны по отношению к чтению: в их основе лежит литературное произведение, и именно оно интерпретируется и оценивается (СНОСКА: Эта специфика литературной деятельности отражена в подходе Г.Кудиной и З.Новлянской к преподаванию литературы, в частности в их книгах «Литература как предмет эстетического цикла».). По свидетельству самих писателей, к литературному творчеству их привело чтение и их писательское мастерство формировалось под влиянием образцов мировой литературы. О специфике литературно-творческой деятельности написано много психологических трудов (П.Я.Якобсон, В.Л.Дранков, Б.С.Мейлах, А.Г.Ковалев, М.Арнаудов и др.), поэтому не будем подробно останавливаться на ее характеристике. Заметим только, что в ее основе – эмоциональная чуткость к слову, языку, способность к конкретизации и обобщению словесных образов, созиданию мира с помощью слова.
Следовательно, читательские способности являются общими для всех видов литературной деятельности. О специфике читательской деятельности подробно говорилось в разделе 1, поэтому здесь не будем останавливаться на этом вопросе. Напомним только, что осмысление произведения – процесс вторичный (СНОСКА: Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972.) и зависит от тех вопросов, которые появляются у читателя в процессе чтения и перечитывания художественного текста. И, конечно, хорошо, если читатель найдет на них ответы самостоятельно, но все-таки большинство людей читает художественную литературу прежде всего для того, чтобы получить эмоциональные впечатления. Кроме того, люди, наделенные в большей степени образным мышлением, не всегда могут перевести в слово все тонкости своих впечатлений и понимания, но прекрасно передают все это в выразительном чтении или в рисунке-иллюстрации, а иногда и в музыкальном произведении. Уточним: речь идет о том, что понимание не всегда происходит на вербальном, логическом уровне, а может быть интуитивным, чувственным, образным.
Итак, в основе читательской деятельности – способность человека эмоционально реагировать на словесные образы, на изобразительно-выразительные средства языка и литературы и конкретизировать в воображении словесные образы. Осмысление прочитанного требует уже обобщения словесных образов.
Таким образом, объединяют все выделенные нами виды литературной деятельности три компонента:
эмоциональная отзывчивость на художественное слово и язык художественных произведений;
способность к конкретизации словесного образа;
способность к обобщению словесного образа.
Первый компонент связан с эмоциональной сферой психики, второй – с воображением, третий – с мышлением. Но объектом во всех трех случаях является художественное слово.
Эмоциональная чуткость к слову начинает формироваться с рождения ребенка, и успешность его читательской деятельности во многом определяется уровнем речевого развития его семьи, прежде всего тех, с кем чаще и больше всего общается ребенок. Поэтому в одном и том же первом классе мы встречаем детей с разным уровнем развития этого компонента. Для ребенка с приглушенной эмоциональной чувствительностью к слову речь не играет существенной роли, выполняя только минимальную информативную функцию, а потому словесное искусство легко вытесняется из его мира зрительными знаками, которые в огромном количестве предлагается нашим обществом: комиксы, кино, компьютерные игры и т.п. Богатство речи первоклассника оказывается определяющим фактором его дальнейшего литературного развития.
Таким образом, специфика самого первого этапа организации образовательного процесса в начальной школе заключается в активной работе учителя и учеников со словом, оттенками его значения в речи и в художественном тексте, речевыми способами выражения чувств, переживаний, мыслей. Параллельно должна вестись работа по обогащению жизненного опыта учеников новыми впечатлениями, знаниями, расширению их культурного поля и соотнесению состояний, которые испытывают дети, с их словесными обозначениями.
Все сказанное позволяет утверждать, что ЛС (все три компонента) можно и нужно формировать и развивать и начинать систематическую работу необходимо уже в начальной школе, потому что:
прививая ребенку интерес к книге, потребность в чтении, мы стимулируем его творческую активность;
развивая наблюдательность школьников, умение сравнивать предметы и явления, выстраивать ассоциативные связи между близкими и отдаленными друг от друга предметами и явлениями, мы стимулируем природные литературные склонности;
активизируя эмоциональные реакции детей, мы усиливаем их впечатлительность, отзывчивость, чуткость и к миру, и к слову, в котором этот мир изображается в литературе;
показывая возможности слова как строительного материала художественного мира, мы вызываем интерес к словотворчеству и самовыражению в слове.
Процесс формирования ЛС, как считает А.Г.Ковалев, состоит из 3 этапов:
Этап I
1. Процесс превращения острой сенсорной чувствительности в синтетическое свойство личности, которое мы называем художественной наблюдательностью. Этот процесс можно начинать еще в дошкольный период, предлагая ребенку разнообразные задания-игры: «Что на что похоже?», «Ассоциативные цепочки слов (соедини разные предметы с помощью ассоциативных связей)», «Отгадай (называются признаки предмета или явления; или те предметы, на которые загаданный чем-то похож)», «Опиши по памяти как можно подробнее», «Что можно увидеть по дороге в …?», «Что можно услышать в тишине?» и т.п.
2. С развитием и качественным изменением сенсорной чувствительности перестраивается и воображение: оно становится более направленным и мощным (увеличивается запас строительного материала). Воображение, опираясь на высокую чувствительность, на восприятие, начнет выполнять регулирующую роль и подчинять восприятие возникающим художественным замыслам.
Этот этап непосредственно связан с годами обучения в школе (начальная и основная школа, иногда и все школьные годы, захватывая и студенческие)
Этап II
Становление зрелости человека (у каждого по-разному, в свое время), когда у него образуются устойчивые взгляды, убеждения, отношения. Эта зрелость формируется в практической работе, во взаимоотношениях с людьми. Она необходимый фон и условие не только формирования способности, но и ее актуализации.
Этап III
В процессе систематического литературного труда формируется своеобразная литературная техника и язык писателя, которые отвечают его методу и стилю.
Л.С.Выготский подчеркивал, что стремление воображения к воплощению есть подлинная основа и движущее начало творчества. Поэтому для начальной школы задача развития воображения непосредственно связана с общей целью – литературным развитием детей.