Виды, уровни и типы памяти

Память

1. Общая характеристика памяти её значение в жизнедеятельности человека.

Память связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. Согласно Леонтьеву, именно память является критерием возникновения психики в филогенезе. Эта способность делает возможным приобретение тех способов поведения, которые не были запрограммированы генетически. Психологический феномен памяти – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. Памятью обладает как человек, так и животные. Она может быть произвольной и непроизвольной.

Значение для жизнедеятельности человека:

Три функции памяти по С.Л. Рубинштейну:

1.Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2.Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3.Память – условие единства личного сознания или тождества личности.

2. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.

Память и эмоции. Травмирующий эмоциональный фактор (стрессор) влияет на память. Жане: Ирен была настолько потрясена смертью матери, что в течение долгого времени не могла вспомнить это событие и отказывалась признать, что ее матери нет в живых. НО: адаптивно было бы запоминать негативный опыт; негативную информацию нужно максимально переработать, понять источник отрицательных эмоций, чтобы в будущем адекватно среагировать в подобной ситуации. Блонский также считал, что отрицательные события запоминаются лучше положительных. Конгруэнтность настроения: в состоянии грусти нам легче вспомнить печальные события, а в приподнятом настроении – радостные.

3. Память и восприятие. Двойственная природа перцептивного образа: предметное значение (чтобы опознать, что за предмет мы видим, надо обратиться к памяти. Пример, видим стул и знаем, что это стул, т.к. в памяти есть образ абстрактного стула и его признаки) и чувственная ткань. Память обеспечивает непрерывность восприятия. Пример, сенсорная память – когда мигаем, КП – для мыслительных задач.

4. Память и мышление. Выготский: ранний возраст: мышление тесно связано с памятью (синкрет). Пр.: понятие у ребенка основано на воспоминании: «это такое скользкое, что давят ногой». Подростковый возраст: вспоминать – значит мыслить. Т.е., для маленького ребенка мыслить = вспоминать, для подростка вспоминать = мыслить. Блонский: на высших ступенях развития уже непонятно где память, а где мышление. Даже слова «вспомнил» и «подумал» часто употребляются как синонимы.

5. Память и речь. Жане: социальная природа памяти. Сложная социальная память (память-рассказ, по Жане) – производное речи. Значит: у маленьких детей еще нет памяти (они еще не включены в процесс речевого общения), иногда уже нет памяти у стариков. У животных памяти-рассказа нет вообще. Это все – амнемозия (отсутствие памяти вследствие отсутствия речи).

6. Память и воображение. Есть два вида воображения:

a. продуктивное (творческое) – представляем то, чего нет. Пользуемся памятью, как источником культурных шаблонов или своего личного опыта.

b. Репродуктивное – пользуемся следом памяти для удержания образа. Пример, мысленное вращение фигуры.

II. Память и сознание. Блонский: уровневая классификация видов памяти (см. вопрос 11-А). Каждый вид (вернее уровень развития) памяти имеет свою степень осознанности: моторная память – сознания нет совсем (все упроченные двигательные навыки становятся неосознаваемыми автоматизмами, и наоборот осознание навыка может привести к дезорганизации поведения: синдром сороконожки); аффективная память – сознания мало; образная память – сознания много; вербально-логическая память – здесь память = мышление = сознание. Т.о., Блонский считает, что истинная память – образная, т.к. она характеризуется высокой степенью осознанности, но не настолько высокой, чтобы сливаться с мышлением.

III. Память и личность. Подходы:

1. Бергсон. На основе своей классификации видов памяти (память тела и память духа) создал типологию личности: гармоничная личность, мечтатель, импульсивный зомби (подробнее см. вопрос 1-Б).

2. Жане. В ситуации той или иной патологии может происходить расщепление личности. У каждой из этих «личностей» своя память: во время припадка (шизофрении или сомнабулизма) личность-2 совершает определенные действия (напр., прячет деньги в какое-то место), после выхода из припадка, личность-1 (в сознании) не помнит ничего, что она (имеется ввиду личность-2) делала в припадке. Однако, в следующий раз, в припадке личность-2 совершает начатое в прошлом припадке (перепрятывает деньги).

3. Автобиографическая память. АП – личностная память. АП занимает промежуточное место между семантической (создание словесно оформленной истории жизни) и эпизодической (представление прошлого в виде ярких эпизодов) памятью. Функции АП:

1) Интерсубъективные (жизнь человека как члена общества). Пр.: Достижение социальной солидарности, передача опыта др. поколению, предсказание поведение др. людей по аналогии со своей жизнью.

2) Интрасубъектные (саморегуляция личности). Пр.: управление настроением (когда грустно, можно вспомнить радостное событие и повеселеть).

3) Экзистенциальные (необходимы для понимания своей индивидуальности). Пр.: функция самопознания, определения смыла жизни, финальной интеграции жизни («вся жизнь пролетела перед глазами»).

В целом, память есть один из организаторов личности, с помощью памяти личность формируется и функционирует. Рубинштейн: третья функция памяти – память является условием единства личного сознания и тождества личности. Джемс: личные привычки как содержание памяти также оказывают влияние на личность.

3. Орпеделение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащие в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Процессы памяти проявляются на всех уровнях жизни, поэтому память также называют “общеорганической функцией” (Э. Геринг, Р. Земон); она включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механиз­мы передачи наследственной информации. Формы памяти многообразны: запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание.

Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание является произвольным воспроизведением и представляет собой активный волевой процесс, который характеризуется наличием цели – вспомнить. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, его основой являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, иногда также по сходству и контрасту (см. раздел 3, понятие и виды ассоциаций).

Сохранение как отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением информации, ее консервированием, но представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, переработки материала, его систематиза­ции. Сохранение может выражаться не только в забывании – в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и точными (явление реминисценции, см. раздел 3). Выделяют статическое и динамическое сохранение. Статическое сохранение имеет место в долговременной памяти, при этом материал подвергается реконструкции или переработке, некоторые детали исчезают, другие изменяются, обобщаются и т.д. Динамическое сохранение характерно для кратковременной памяти, когда материал изменяется мало. Основная цель этого типа сохранения – удержать материал в памяти для последующей переработки.

Единицей, или продуктом сложной деятельности запоминания, является образ памяти, или представление. Представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте.* Образ памяти отличается от образа восприятия тем, что может воспроизводиться в отсутствие предмета, в то время как образ восприятия появляется только в результате непосредственного сенсорного воздействия на периферические рецепторы. Образы памяти обладают меньшей четкостью по сравнению с образами восприятия, однако имеют высокую степень обобщенности и по уровню абстракции являются как бы переходной ступенью между ними и единицей мышления – понятиями.

Представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Эти связи могут быть 1) ассоциативными; 2) структурными, 3) смысловыми. Ассоциативные связи образуются в результате пространствен­ной или временной смежности явлений, их сходства или выраженного контраста. Ассоциативная теория памяти подробно рассматривается в разделе 4. Наиболее значимыми являются смысловые связи, и экспериментальные исследования подтверждают большую эффективность заучивания осмысленного материала по сравнению с материалом, не организованным по этому признаку. В случае отсутствия смысловых связей материал запоминается ассоциативно, но кроме того, важную роль играет организация его в единую структуру, т.е. расчленение или объединение материала, установление пространственных соотношений, ритмических групп, разнообразных фигур и т.д.

Существенным фактором, влияющим на запоминание, является установка, которая сказывается на продуктивности и длительности сохранения заученного. Установка на длительное запоминание приводит к лучшему сохранению материала по сравнению с установкой на краткосрочное запоминание. Установка оказывается среди действующих факторов даже в ассоциативных экспериментах Г. Эббингауза и его последователей (см. раздел 3 и 4), поскольку задается инструкцией экспериментатора. Кроме, того на запоминание влияют эмоциональные процессы: известно, что эффективно окрашенный материал запоминает лучше, чем эмоционально нейтральный (см. раздел 8).

Существует ряд классификаций видов и проявлений памяти (см. раздел 2). Например, типы памяти выделяются по ведущей модальности, на основе которой воспроизведение у данного человека наиболее эффективно. Некоторые запоминают лучше зрительную информацию, другие – слуховую или двигательную; в первом случае необходимо видеть запоминаемое, во втором – слышать или ощущать (например, читать текст вслух или записывать его от руки). Эти и другие виды памяти – произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная – можно разделить на уровни, т.е. установить генетическую последовательность их возникновения. Узнавание, например, генетически предшествует свободному припоминанию, двигательная память – образной и словесно-логической и т.д. Кроме того, память различается по 1) быстроте запоминания; 2) объему запоминаемого; 3) прочности или длительности; 4) точности.

4. Основные классы явлений памяти. Патология и аномалии памяти.Феноменальная память.

1. Явления памяти:

Основные явления (содержания) памяти:

Привычки. Джемс, а). Простые привычки (держать руки в карманах), б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др. в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей. Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.

Навыки и умения.

Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.

Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.

Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.

Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.

Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).

2. Патология и аномалии памяти.

I. Аномалии памяти.

1) Феномен «уже пережитого» («виденного», «слышанного» и т.д.). Ложное узнавание

2) Феномен «никогда не виденного»

3) Ложные воспоминания (конфабуляции)

4) Криптомнезии: «ложный плагиат».

II. Амнезии – любая потеря памяти по своему масштабу и степени значительно превосходящее обычное забывание.

1. Органические:

▫ Ретроградная

▫ Антероградная

▫ Антеро-ретроградная

2. Функциональные:

§ Защитные (истерические). См. Жане.

§ Эпилептические

§ Постгипнотические

§ Посталкагольные

§ Инфантильные

III. Гипермнезии – аномалия или расстройство памяти, заключающееся в избыточном (далеко выходящим за пределы нормального и необходимого) запоминании и восстановлении материала (напр., гипермнезия встречается у пациентов с начальной стадией патологического процесса в области гипоталамуса). Надо отличать от феноменальной памяти.

Более подробно о патологии памяти – см. вопрос 2-Б.

3. Феноменальная память.

Мнемонисты – люди, способные феноменально управлять своей памятью, запоминать колоссальный по объему и сложности материал, с помощью врожденных способностей и/или применения мнемических приемов (мнемоники).

Результаты исследования мнемониста В.П.

а) Кратковременная память. Объем: 17 знаков. Эксперимент Петерсон (надо удерживать в памяти 3 согласные, одновременно ведя обратный счет тройками): забывания не отмечалось, т.к. В.П. знал очень много языков и три буквы становились для него системой. Задача Стернберга: при увеличении материала время реакции не увеличивалось.

б) Долговременная память. Методика Бартлетта (пересказ рассказа «Война духов» - 6 недель, 48 чисел - 2 недели): очень хорошо!

С.В. Шерешевский (исследование А.Р. Лурия). Количественные особенности памяти Ш.: огромное количество (до 100 и больше слов и чисел). Качественные особенности: не важно, слова, числа, знаки, осмысленные и бессмысленные слоги и т.д. Особенности: 1) «Считывание» информации с листа или доски по памяти. 2) Синестезии. Синестезия - явление, при котором раздражитель одной модальности вызывает образ другой. Ш. при запоминании пользовался методом мест (напр., Тверская ул.). Это контролировалось, но синестезии (пятна, клубы дыма, брызги) появлялись бесконтрольно при появлении шума. Другой метод - эйдотехника. Негативные последствия «божьего дара» Ш.: 1) Плохое запоминание лиц. 2) Плохое понимание художественных текстов. Чтобы забыть, Ш. «уничтожает» материал в своей памяти.

Виды, уровни и типы памяти.

Виды, уровни и типы памяти: критерии классификации – есть три группы критериев классификации памяти:

1 предметный критерий - самый простой: это ответ на вопрос «что познается?» (запоминается, подлежит осмыслению и т.д.).

Блонский задал вопрос - что запоминается? - и выделил 4 вида памяти:

1 - память на движение, или моторная память (ее изучали бихевиористы, Уотсон) – самая ранняя;

2 - память на чувства, или эмоциональная, аффективная память (психоаналитики, Рибо) – появляется второй, фиксирует связь мотива и потребности;

3 - память на образы, или образная память – на лица, на места (Аристотель "Трактат о душе");

4 - память, связанная с речью, с мыслью (специфически человеческая, остальные есть и у животных), или словесно-логическая память (Жане (память-рассказ), позже - Выготский).

Эти виды памяти в онто= и филогенезе появляются неодновременно – они как бы надстраиваются друг над другом и сосуществуют (эпигенетическая концепция) Теория Блонского получила подтверждение при анализе распада памяти – мнемического регресса. Так, самая древняя память - моторная: при любой амнезии моторная исчезает последняя. Труднее доказать, что следующей идет аффективная: но она очевидно более древняя, чем образная - здесь можно упомянуть Фрейда, который говорил, что аффективная память более ранняя, и есть много нарушений, когда образной памяти нет, а аффективная сохраняется (ех.,корсаковский синдром и синдром Альцгеймера). Выше -смысловая. Есть убедительные данные о том, что развитие образной памяти сопровождается значительными потерями памяти смысловой. В «Маленькой книжке о большой памяти» Лурия описывает эйдетическую память, носитель которой страдал дефектами мышления - ему было трудно даже решать простейшие арифметические задачи (в магазин привезли ткань - я воображаю магазин, ткань и утрачиваю общий смысл); он мог представить себе все, что угодно, но категорически отказывался представлять абстрактные понятия.

Кстати, самое последнее воспоминание – воспоминание детства, т.к. оно наиболее эмоционально, но эмоция же как помогает, так и разрушает память (она амбивалентна).

2 функциональныйкритерий; ответ на вопрос "Зачем?" Когнитивисты выделяют 3 вида памяти:

1 - сенсорная память; сенсорный регистр, иконическая память (зрительные образы) или эхоческая память (слуховые) – информация огромна, но хранится доли секунды (для дальнейшей селекции)

2 – КП, рабочая, оперативная память. Функция - сохранение информации, нужное для работы с ней. Сколько времени человек работает с информацией, столько она и сохраняется. (Объем – 5-6 единиц)

3 - ДП – постоянная – очень сложная структура, неограниченная емкость и долгое время хранения

Позже Тульвинг разделил ДП на два вида: на семантическую, понятийную (материал кодируется по смыслу) и эпизодическую – календарь нашей жизни.

3 критерий генетический развития –когда возникло?

Уже упомянутая гипотеза Блонского. Он выделил не только виды, но и уровни развития памяти.

Жане:смысловая память (память-рассказ)и реминисценция. Память социальна, а реминисценция – нет

Реминисценция наиболее древний слой памяти (случай с Ирэн: больная не помнила о смерти матери и тщательно воспроизводила ухаживание за ней). Ее признаки:

1) Длится долго (несколько часов); 2) Отличается от автоматизмов (т.к. не включена в ситуацию);

3) Это абстрактное состояние; 4) Оно бесполезно (и даже вредно!) для пребывающего в нем субъекта

3) Это реактивное состояние запускает стартовый стимул (ех., кровать)

Т.о., реминисценция – не социальное поведение, в отличие от памяти, которая социальна! (хотя и бывает алогична). Отличие реминисценции и нормальной памяти – ненужность того, что происходит. Так, миниреминисценция – когда в голову лезут мысли, мешающие спать.

Т.е. реминисценция подобна автономным воспоминаниям, независимым от жизни человека, это – патологическая разновидность непроизвольной памяти.

Выготский:2 вида памяти: натуральная=непроизвольная=непосредственная (это память первобытного человека и животного, один из ее видов - аффективная) и высшая=произвольная=опосредствованная – это ВПФ, социальная память, которая появляется у ребенка вместе с развитием речи. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать (ех., у ребенка, улитка – маленькое, скользкое, ее давят ногой, т.е. он вспоминает предмет). А для взрослого вспоминать — значит мыслить. Его память настолько логизирова­на, что запоминание сводится к установлению и нахождению логических отношений, а припомина­ние заключается в поиске того пункта, который должен быть найден.

Наши рекомендации