Правила решения конфликтных ситуаций

Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического про­тивостояния ученика и учителя. Процесс психологического про­тивоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Чтобы выиграть пси­хологическое противоборство в столкновении двух полярных сис­тем норм и ценностей, учителю целесообразно использовать сле­дующие правила воздействия на личность школьника в конфлик­тной ситуации.

Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прий­ти к согласию (Дейл Карнеги)».

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой си­туации сдержать себя, ни в коем случае «...не бранитесь и не раз­дражайтесь» (К. Адамецкий). Подростковая и юношеская аудито­рия высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2. «Задержка реакции».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, осо­бенно если его действия не представляют угрозы для окружающих

Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете «нарушителя», хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызы­вающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него, а следовательно — соответственно обесценивается и позиция «нарушителя».

Правило 3. «Перевод реакции».

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого «нарушителя». Этот прием технически реализуется через выполнение учите­лем повседневных действий на уроке (обращение к классу с при­ветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагатель­ства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.

Правило 4. «Рационализация ситуации».

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опас­ным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных группо­вых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное вли­яние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учи­теля возрастает.

Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуа­ции быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствую­щих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конф­ликт снимается, торжествует учитель, а в его лице — положитель­ные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта.

Правило 5. «Парадоксальная реакция».

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).

Заметим, что учитель, успешно использующий правило, пред­стает в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.

Упражнения по решению конфликтных педагогических ситуаций

Взаимодействие в системе «учитель - ученик»

Вам предлагается ряд заданий по применению указанных пра­вил при определении способов воздействия на личность школь­ника в конфликтных ситуациях.

Ситуация 1.

Заболела учительница русского языка и литературы. Предмет в 10-м классе вести некому. Класс сильный, хорошо подготовлен, так как учительница работала с ним с 4-го класса.

Как обычно, ученики «прощупывают» нового учителя и гото­вят ему «сюрприз».

Когда новая учительница (стаж работы 8 лет) вошла в класс, она поняла, «сюрприз» готов. Это можно было прочесть по глазам учеников.

Учительница подошла к кафедре и не успела положить книги и журнал, как с последней парты вскочил маленький бойкий под­росток и отрапортовал: «Давайте познакомимся. Я - Шаповалов».

____________________________

Ситуация 2.

Урок литературы в 9-м классе. Молодая учительница дает после окончания вуза свой первый урок в сельской школе. Корот­кое знакомство с классом. Внимание привлек ученик Ш., симпа­тичный паренек со смеющимися глазами.

Класс с интересом присматривается к учительнице. Слушают внимательно. И только Ш. усиленно развлекает своего соседа по парте и смеется.

Учительница довела рассказ до конца. Ш. не получил ни одно­го замечания. И вот классу задан вопрос. К доске вызван ученик Ш. Он, несколько смутившись, но приняв независимый вид, выхо­дит к доске и прыскает от смеха. Руки у него в карманах.

«Ш., Вам понятен вопрос?» - спросила учительница добро­желательно. — «Понятен», - буркнул Ш., а сам продолжает сме­яться глазами, а потом опять прыскает от смеха. Класс ждет, чем все это закончится...

____________________________

Ситуация 3.

Молодая учительница истории пришла впервые в 5-й класс. Она вошла, ребята молча ее приветствовали. Лишь за последней партой продолжал в полный голос разговаривать с соседом по парте высоченный детина, нисколько не обращая внимание на новую учительницу. Учительница, правда, была наслышана, что в классе есть второгодники-переростки, но она никак не могла пред-. положить, что один из них может быть на две головы выше своих сверстников. Решив навести порядок в классе и убежденная в том, что это ученик из другого класса, зашедший к товарищу, учи­тельница сказала: «А ты что здесь делаешь? Разве ты не слышал звонка? Иди-ка в свой класс быстренько!». «Никуда я не пойду, -басом ответил высокий, — я и есть в своем классе». Несколько смутившись, но тут же оценив ситуацию, учительница восклик­нула...

____________________________

Ситуация 4.

Ученик 10-го класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку...

____________________________

Ситуация 5.

Учащиеся 7-го класса работали на уборке картофеля в кол­хозе. Во время перерыва ученик этого класса Федя Ш. заявил: «Лучше полежу. «Вкалывать» мне надоело, надоела вся эта самодеятель­ность. Я - человек тонкой кости, и к работе моя душа не лежит» ...

__________________________________

Ситуация 6.

... Урок литературы. Учащиеся работают с текстом произведения Д. Фурманова «Чапаев»: находят и читают вслух те части, ко­торые рассказывают о действиях командира.

Через некоторое время замечаю: Женя сидит, не включился в работу. На вопрос: «Ты уже справился?» — отвечает: «И не ду­мал!»...

____________________________

Ситуация 7.

... Звонок к уроку. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики старают­ся его поймать...

____________________________

Ситуация 8.

Учительница биологии пришла на урок в 10-й класс. Подго­товленный по теме «Фотосинтез» плакат повесили вверх ногами. Все ждали реакции учителя...

____________________________

Ситуация 9.

Ученик 7-го класса выбегает из классной комнаты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. Маль­чик извинился. Что должна сделать учительница в такой ситуа­ции?..

____________________________

Ситуация 10.

Учительница труда отобрала у учеников теннисную ракетку, потому что они ушли с урока труда без спроса, не закончив рабо­ту, и стали играть в настольный теннис. В классе ученик попросил вернуть ракетку, потому что она даже не его, а взята у товарища, но учитель не возвратил. Тогда обозленный ученик при всех крик­нул: «Ну тогда, завтра 100 рублей чтобы отдали!»

____________________________

Ситуация 11.

... В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недис­циплинированный. Класс он держал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе при­бавить славы. Когда пришла учительница на урок, он как дежур­ный доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Мо­лодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жу­чок, сделанный из катушки с резинкой...

____________________________

Ситуация 12.

... Учащийся 10-го класса, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учителем химии. Предмет он знает, даже читает сверх программы. Один вопрос (внепрограммный) слушал на подготовительных курсах в институте, понял его не­правильно. Этот же вопрос рассматривали в школе на уроке. Уче­ник имел о нем уже сложившееся представление (неверное). По­этому объяснений учительницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в правоте преподавателя института. На почве неве­рия в знания учителя возник конфликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься химией, стал вызывающе вести себя на уроках...

____________________________

Ситуация 13.

... В течение 3-х лет (1—3 классы) учительница постоянно жа­ловалась на мальчика, который избивал детей, рвал книги, тет­ради и пр. «Злодеяниям» не было предела. И все три года мне, как заместителю директора, приходилось с ним «разбираться». Враж­дебность полнейшая.

А затем, в 4-м классе, мне пришлось учить этого мальчика. Я не забыла его отношение к себе (а он, естественно, к себе моего), поэтому с первого урока была готова ко всему. И действительно: вхожу в класс на первый урок, а он держит на коленях портфель (с какой целью?), в руках линейка, жует булку...

____________________________

Ситуация 14.

... Учащиеся школы залезли по лестнице в здание аптеки. Кол­хозница шла на работу и увидела одного из них. Пришла к дирек­тору и назвала ученика.

Из аптеки был взволнованный звонок: ученики, действитель­но, были в подсобке, ничего не взяли, а быть - были. Все перево­рошили, что искали — неизвестно.

Директор школы решила наказать учеников. Но кого? Стали вызывать. Вызываем мальчика, которого видели. Он отрицает.

В глазах колхозницы недоумение: ведь она сама его видела, разговаривала с ним, а он отказывается. Что делать?

Конечно, вера больше взрослому человеку, но как заставить мальчика рассказать все самому? ...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 15.

... Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания по предмету, учился плохо. При выставлении учителем оценки «2» в дневник он обычно заявлял: «Ну и ставьте!». Как-то при очеред­ном опросе ученик опять ответил на двойку. Учитель...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 16.

... Трудный 8-й класс, большинство — мальчики. Урок истории ведет молодая учительница. Класс только привыкает к ее работе. Во время объяснения нового материала, когда все внимательно слушают учительницу, один ученик демонстративно кладет на свою парту сделанного на перемене чертика и начинает делать другого. Внимание класса к уроку снижается. Слышен смех...

Что делать? Остановить объяснение? Приказать ученику слу­шать и отобрать у него игрушку? Он может ответить грубостью. Класс об этом знает. Учащиеся наблюдают за учительницей и не прочь посмеяться над ней, смотрят, что она будет делать...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 17.

... Трудный ученик решил сорвать урок химии в 7-м классе. Для этого на перемене он забрался в трибуну (кафедру типа ящи­ка), согнувшись в три погибели, так как было очень тесно. Войдя в класс, учительница увидела учащихся, которые за­мерли в ожидании каких-то событий. Учительница заметила, что одно место (где сидел этот ученик) пустует. По взглядам ребят она догадалась, где этот ученик.

Учительница нашла интересное решение...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 18.

... Учительница пения работает первый год в школе. Она класс­ный руководитель 4-го класса. В этом классе у нее начинается урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за спиной, ото­двигает стул — и учительница падает...

____________________________

Ситуация 19.

... Учительница математики (педагогический стаж 7 лет), при­дя на урок, увидела, что один ученик (6-й класс) сидит под партой...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 20.

... Ребята 6-го класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работала в школе 2-й год), которая заменяла забо­левшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5-6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, так как не знала, что это: «система» или случайность. Свою «ата­ку» она повела после второго случая...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 21.

... Захожу на первый самостоятельный урок в 7-й класс. Трое ребят сидят и курят. Встал вопрос: идти к директору школы или поискать выход из положения? Я нашел выход...

____________________________

Ситуация 22.

... В начале учебного года с двери 10 «б» класса несколько раз была сорвана табличка с названием класса. Выяснение в классе не дало результатов. Подозрение падало на одного «трудного» учени­ка Т., но прямых улик не было и Т. отмалчивался. Посоветовав­шись с классным руководителем, решили...

____________________________

Ситуация 23.

... Урок биологии в 9-м классе ведет молодая учительница. Че­рез 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешение войти в класс, на пороге останав­ливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс, как подобает учащимся школы.

Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь сно­ва, и они вползают в класс на четвереньках... ____________________________

Ситуация 24.

... Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь.

Учитель спокойно некоторое время продолжает урок, не об­ращая внимания на случившееся. Затем...

____________________________

Ситуация 25.

Работая с 1-м классом, я заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывало беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Как это выяснить? Наконец, в день, когда пропала еще одна ручка...

__________________________________

Ситуация 26.

Ученик 8-го класса Иван, имеющий неплохие способности, мог опоздать, уйти с урока, оскорбить, нагрубить и в итоге пре­тендовал на положительную оценку. Учитель просил его подгото­виться и ответить. Этим и ограничивалось.

В следующей четверти все повторилось. Учитель предупредил, что упрашивать никого не будет, все желающие могут приходить и отвечать. Иван на это не прореагировал. Тогда ...

____________________________

Ситуация 27.

... Ученик 6-го класса Владимир постоянно что-то напевает на уроке, отвлекает одноклассников. Учитель физики решил провес­ти «эксперимент». Узнав, что Володя на уроках пения скучает, учитель физики предупредил учителя музыки быть наготове.

Начался урок физики. В классе тихо. Учитель ведет интересную беседу о предмете, в это время слышится пение. Ученики ожида­ют: что будет делать учитель. Начнет, наверное, ругать Владимира. Нет, не похоже. Тогда Володя поет чуть громче, строит гримасы. В это время учитель физики...

_________________________________

Ситуация 28.

... На уроке литературы в 7-м классе один из «трудных» учеников не слушает рассказ учителя, не работает с текстом, все дей ствия направил на то, чтобы вывести учителя из равновесия и обратить на себя внимание класса: нарвал листки бумаги, налепил усы, брови, бороду. Учитель молчит до тех пор, пока ученик не закончил свою «работу». Как только мальчик прилепил после­дний элемент своего «грима»...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 29.

Молодая учительница математики пришла проводить урок алгебры в 8-м классе. Она заметила, что под столом учителя сидит ученик, но сделала вид, что не видит, и быстро, «в темпе», начала урок, но так, чтобы все работали. Учащиеся с мест выкрикивали: «Коряга под столом!» (так дразнили мальчика)...

________________________________________________________________________________

Ситуация 30.

В 4-м классе идет урок русского языка. Вдруг из-под Петиного стола раздается щенячий визг (Петя вчера нашел щенка, а сегод­ня принес его в школу, так как не смог с ним расстаться), Перед уроком все ребятишки ласкали щенка и теперь испуганно притихли, что будет делать Марина Алексеевна, известная всем своим строгим характером.

Марина Алексеевна быстро подошла к Пете...

________________________________________________________________________________

Ситуация 31.

В прошлом учебном году во 2-й класс была переведена ученица из другой школы. Учительница в этом классе опытная, она сразу решила установить с девочкой контакт, потому что Оля, девочка очень сообразительная, но не могла спокойно сидеть на уроке: через 15—20 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и учителю, могла встать и уйти без разрешения из класса, называла учительницу на «ты». Учительница просила меня пока не беседовать с девочкой, хотела сама найти к ней подход.

Я уже поняла, что Оля отстает от сверстников. Мать Оли лишена родительских прав, так как больна хроническим алкоголизмом. Оля живет с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно, я работала в кабинете, вдруг учительница закричала: «Ученица сейчас погибнет!». Я выбежала из кабинета и вижу такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: «Сейчас упаду, а тебя и директора посадят в тюрьму!» (и еще что-то кричала непонятное). Я на секунду замешкалась, но затем приняла решение...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 32.

... Учитель заходит в класс и видит: ученик бросает в другого ученика портфель. Портфель летит через голову ученика и разбивает стекло в оконной раме...

____________________________

Ситуация 33.

... Перед началом урока географии у молодой учительницы (1-й год работы) в 6-м классе один из учеников забрался под ученический стол, стоящий впритык к учительскому столу, и на­крылся картой.

Учительница вошла в класс и, так как стол учителя стоял у окна, сразу обнаружила отсутствие ученика и увидела под столом «шалаш», сделанный из карты...

____________________________

Ситуация 34.

... Урок русского языка в 7-м классе. В классе оказались дети, которые учиться не очень любят, поэтому каждый раз стараются что-нибудь придумать, чтобы часть времени урока была потеряна. В левом углу класса стоял шкаф с плакатами, дверцы которого плотно не прикрывались. Прозвенел звонок, учитель вошел в класс и сразу же увидел по шаловливой настороженности детей, что его ждет «сюрприз». Окинув класс взглядом, учитель видит, что на своем обычном месте нет Сережи К., а в шкафу угадывается за­метное движение. Да и ребята, ухмыляясь, предвкушая веселье, поглядывают то на шкаф, то на учителя. Учитель...

____________________________

Ситуация 35.

В прошлом году ко мне в 10-й класс пришел мальчик из другой школы. Причина перевода — конфликты с учителями. Он менял уже третью школу. Игорь, так звали мальчика, сразу понравился одноклассникам и учителям. Умный, эрудированный, аккуратный, всегда старался принять активное участие в общественной жизни класса и школы. Я даже часто задумывалась, что же случилось в тех школах, из которых ему пришлось уйти? Мальчик проучился первую четверть. Никаких замечаний к нему не было. Родители облегченно вздохнули на родительском собрании, потому что я об их сыне говорила только хорошее. Игорь стал лидером в классе. Началось все во второй четверти. Начинаем изучать новое произведение. Он громко на весь класс объявляет, что это произведение уже неактуально, оно не интересно, почему бы не разрешить, как за рубежом, изучать каждому ученику любое произведение и ходить только на те предметы, которые он считает нужными. Сидеть на уроках скучно, просто все молчат и т.д. Так на каждом уроке...

____________________________

Ситуация 36.

В классе есть неформальный лидер, его поддерживают многие ребята класса. В этот класс пришла молодая учительница русского языка и литературы. При опросе домашнего задания она одному ученику поставила «3». Когда учительница поворачивалась к доске и что-то писала, начиналось тихое жужжание. Инициатором этого был лидер. Некоторые ребята своими смешками происходящее поддерживали. Учительница...

__________________________________

Ситуация 37.

... На уроке русского языка в 6-м классе учительница задает упражнение на развитие речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека, затем зачитать свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толи А. Учительница замечает некоторое оживление в классе, мальчишки переглядываются. Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» себя. С ужасом, потому что все недостатки внешности (а учительница была некрасивой) Толя подчеркнул зло и точно. Учительница чувствует, как накатывается гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают. Толик закончил свое сочинение. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на учительницу. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то — насмешка. Как поступила учительница?..

____________________________

Ситуация 38.

... После звонка Антонина Васильевна заходит в свой 1-й класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стара­ясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг нее кру­жат, как коршуны, ее одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» — дети наперебой ста­ли рассказывать, что Таня не хочет угостить их виноградом. Зная скупость девочки и негативное отношение к ней ребят, учитель­ница сказала...

____________________________

3.3. Решение конфликтных ситуаций в системе «учитель - класс»

Опираясь на социально-психологические закономерности жизнедеятельности коллектива, самостоятельно решите следующие педагогические ситуации и сравните Ваш вариант с решением учителей-практиков.

Ситуация 1.

... Молодая учительница, впервые вошедшая в класс к шестиклассникам, увидела, что дети приветствуют ее, стоя на стульях, замешательство длилось несколько секунд...

____________________________

Ситуация 2.

... Однажды ко мне в кабинет вошла взволнованная учитель­ница биологии и заявила, что она больше не пойдет в 8 «б» класс, тик как ее оскорбили учащиеся этого класса. Она рассказала, что в начале урока они тряслись от смеха, глядя на плащ учительницы, который висел на скелете человека. Его повесил туда ученик этого класса на перемене (плащ учительницы висел на гвоздике в этом классе).

Я попросила успокоиться учительницу и пойти со мною в класс. При моем-появлении учащиеся замерли. Они ожидали, что я начну выяснять, кто это сделал. Но…

____________________________

Ситуация 3.

... Исходная позиция: учитель приходит в класс, учащихся нет, псе они залезли под столы. Потом с улыбкой оттуда выползают. Ушло 2 минуты урока...

________________________________________________________________________________

Ситуация 4.

... Молодая учительница после окончания педагогического училища получила 1-й класс, в котором было 38 человек. Еще с детского сада эта группа славилась излишней подвижностью, оригинальными поступками, иной раз небезобидными. Особо выделялся Сергей. Уже в 1-м классе у него явно обнаружились способности в области изобразительного искусства. Со второго полугодия он уже адресовал дружеские шаржи учителям, изображая их с натуры; правда, не открыто; демонстрировал попытки нарушить дисциплину. Так же тихонечко притащил он собаку в класс, запихал в парту, наказал сидеть тихо. Учительница сразу почувствовал, войдя в класс, что в классе что-то готовится: «Мордашки» у ребят были такие, что трудно подобрать слова, они все ждали, что что-то сейчас будет, когда можно долго веселиться. Что делает учительница?

______________________________________________________________________________________

Ситуация 5.

... Учительница математики, войдя в класс, увидела на столе спортивный кубок, который ребята «взяли» со стенда...

____________________________

Ситуация 6.

... В нашей школе работает учительница химии Муза Иванов­на, которая отличалась чрезмерной строгостью к малейшим нарушениям дисциплины. Однажды перед началом урока учащимися 8-го класса на доске было написано большими буквами: «МУЗА». Все ожидали, что она будет на это бурно реагировать, но получилось вот что... '

____________________________

Ситуация 7.

... В 6-м классе урок математики вместо заболевшего коллеги пришла провести учительница. Учащиеся встретили ее стоя и вроде доброжелательно. Но когда учительница предложила сесть, ни один из 35 не пошевелился, каждый как бы застыл в своей позе. Создалась неприятная ситуация, грозившая сорвать урок, тем более что учительница молодая, еще без должного опыта. Как после утверждала она, появилось желание уйти из класса и не проводить урок. Но это длилось недолго...

____________________________

Ситуация 8.

... Это произошло в начале моей работы в школе, которой я сейчас руковожу. Веду урок истории в 8-м классе. Замечаю: парень за последним столом ведет себя неспокойно, выражение лица лу­кавое. 15 минут опроса отвлекли меня от мысли о приготовленном сюрпризе. Прошло минут 10. Я увлеклась рассказом, повернулась к карте, а когда вновь обратилась к классу, остолбенела: посереди­не класса сидела собака. Маленькая — еще бы куда ни шло, а то большая, серая и, как мне от страха, наверное, показалось, злая. Ноги приросли к полу: дело в том, что две недели назад меня эта собака покусала, и я инстинктивно испугалась. В классе — мертвая тишина. Продолжать объяснение — язык не поворачивается; умом понимаю — и ребят рассмешу, и собаку разозлю. А ей, видите ли, сидеть надоело, и она побрела по классу. Какое уж тут объясне­ние, когда и моим, и вниманием класса эта злополучная собака завладела. В следующий раз, когда она подошла к двери, я сказала...

__________________________________

Ситуация 9.

... В годы моей работы старшей пионервожатой в базовой шко­ле учительского института в школу прибыла группа студентов для

прохождения педпрактики.

На урок пришла студентка. Учащиеся знали о том, что урок будет нести студентка, и решили сорвать его. Не обращая внима­нии на присутствующих, они кричали, толкали друг друга. Сту­дентки 1—2 минуты ждала, пока они успокоятся, ребята кричали...

____________________________

Ситуация 10.

... В 10-м классе учащиеся решили подшутить над учительни­цей, которую не очень уважали. Стул, на котором она должны сидеть, они разобрали и потом собрали, не закрепив. Но вместо учительницы немецкого языка на урок пришел учитель истории, Так как расписание изменилось. Предупредить было нельзя. Это значило себя разоблачить.

Поприветствовав класс, учитель пододвинул стул, сел и, взмахнув руками, оказался на полу...

____________________________

Ситуация 11.

... С 1 сентября в восьмилетней школе стала работать по совме­стительству молодая учительница музыки.

С первых дней у нее начался конфликт с учащимися 7-го класса.

В конце первой четверти, когда учительница пришла на урок, она увидела, что все учащиеся стоят, повернувшись спиной к две­ри, и тихо поют песню.

______________________________________________________________________________________

Ситуация 12.

... Идет урок иностранного языка. Учительница повернулась к доске, чтобы записать предложение.

Раздается смех. Она поворачивается и видит, что у ее ног -ковер из белых бумажных «самолетиков». «Самолетики» летели с последних парт.

Учительница просит прекратить это безобразие. Просьба не действует. Учительница удаляет шалунов, но и это не помогает...

_____________________________________________________________________________________

Ситуация 13.

... Молодой учитель пришел в первый раз в 8-й класс. Ученики решили «проверить» его: все делают вид, что не замечают учите­ля, и продолжают ходить по классу.

Учитель сел, открыл журнал и стал его заполнять. Это удиви­ло ребят, но они продолжали задуманное...

____________________________

Ситуация 14.

... Урок физики в 8-м классе. Тема «Невесомость». Учитель на­чал объяснять новый материал. В кабинет входит ученик класса (из категории «трудных»). На одной из кроссовок у него привязан ма­ленький колокольчик. Учитель, чтобы отвлечь внимание класса от этого ученика...

____________________________

Ситуация 15.

... Директор, обходя вокруг школы, встречает ученика 5-го класса с сигаретой во рту, причем ученик, увидев директора, еще на расстоянии, бросает сигарету на землю. «Саша, твои родители знают, что ты куришь?» — говорит директор. «Я не курю», - отве­чает Саша. «А сейчас? Ты ведь курил», — говорит директор. «Нет, Владимир Иванович, я не курил», — говорит Саша...

____________________________

Ситуация 16.

... Молодая учительница ведет урок биологии в 10-м классе, ученик ловит муху, втыкает в нее травинку с ниточкой и пускает. Учитель вел объяснение и не заметил этого. Учащиеся смеются, учитель не понимает, в чем дело. В конце концов замечает муху с приделанным хвостиком...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 17.

... Будучи директором школы-интерната, войдя в 6-й класс на урок математики в качестве учителя, я услышал мяуканье котенка. Ученики уже настороженно и вопросительно смотрели на меня...

____________________________

Ситуация 18.

... В школе введена сменная обувь. Ребята, придя на занятия, переобуваются, кладут обувь в специальные мешочки, которые из-за нехватки места в раздевалке, вешают сбоку парты в своем классе. Двое учащихся 4-го класса, чтобы первыми уйти домой, тайком переобувались во время урока. Некоторые стали подражать

им. Чтобы пресечь это, классный руководитель, учительница био­логии, поступила следующим образом...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 19.

... Ученик 9-го класса Женя Д. принес в школу мышь. На пере­мене, перед уроком химии, он завернул мышь в бумагу и поло­жил на верхнюю планку доски.

Прозвенел звонок. Учитель вошел в класс. Ученики напряжен­но наблюдали за доской. Мышь выползает, в классе возбуждение...

____________________________

Ситуация 20.

... Перед уроком русского языка в 6-м классе (молодой учи­тель) девочки нанюхались порошка, который вызвал чихание. Учитель вошел в класс. Все девочки чихают без перерыва. Он вни­мательно посмотрел и сказал...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 21.

... К моему уроку русского языка (когда я работала учителем) учащиеся натерли доску салом. Я об этом догадалась, так как доска блестела. Класс с нетерпением ждал, когда я начну писать на доске...

______________________________________________________________________________________

Ситуация 22.

... В одной школе, до поступления в институт, я вела «физкультурный» кружок. Дети занимались с удовольствием, особенно удачно прошла тренировка упражнения «стойка на голове».

Случайно, проходя по коридору, когда прозвенел звонок на урок, я увидела, что все мальчики стоят на голове прямо на полу и таким образом собираются приветствовать учителя математики! Я опередила приход учителя, быстренько вошла в класс и сказала...

____________________________

__________________________________________________________

Ситуация 23.

... Когда я работала первый год, был такой случай. По звонку на урок я вошла в класс. Учащиеся приветствовали меня с улыбкой, взгляды их были направлены на стену выше доски. Поздоровалась, посадила их, но они таинственно продолжали смотреть вверх.

Я почувствовала, что рабочего настроя не получится, но не могла разобраться в причине их поведения.

Стала проверять домашние работы в тетрадях и заметила свою фотографию (смогли сфотографировать меня как-то незаметно), прикрепленную к стене. Я...

____________________________

Ситуация 24.

... Звонок на урок. Учительница французского языка заходит в 4-й класс, знакомство с которым состоялось только несколько уроков назад. В классе тишина, все дети спрятались под парты. Никто не шевелится. Что делать?

____________________________

__________________________________________________________

Ситуация 25.

... Учитель входит в класс. Учащиеся сидят в темноте, сослав­шись на то, что в классе что-то случилось с выключателем. Учи­тель догадался, что это их рук дело и решил...

_________________________________

Ситуация 26.

... Хочу очень простым примером из собственной практики подтвердить мысль, что «лучшим способом борьбы с носителями вредной привычки в коллективе является осмеяние».

Учительский институт я окончил в 24 года. В сельской школе мне пришлось вести не только историю, но и физкультуру, не­мецкий язык и классное руководство в 7-м классе. Ребята сразу же решили испытать меня «на прочность». На первом уроке второй недели работы я обратил внимание, что удобно поставленный стул у учительского стола составлен из частей и не закреплен. Рас­чет был прост: я сажусь, стул разваливается, а дальше - моя реакция...

Интуиция помогла мне...

__________________________________

Ситуация 27.

... Придя на урок в 10-й класс, учитель истории заметил, что карта висит вверх ногами. Как быть?

__________________________________

Ситуация 28.

... 7-й класс. Урок истории. Учитель рассказывает о русско-ту­рецкой войне, события показывает на карте. В это время к ногам

учителя падает бумажный самолетик. Ученики ждут ответной ре­акции учителя. Но он, наклонившись, берет самолетик и...

__________________________________

Ситуация 29.

... Войдя в класс на урок, я обнаружила на доске карикатуру на себя. Ребята ждали срыва урока. Думали, что буду искать винов­ника, читать нотации и т.д., но я...

__________________________________Ситуация 30.

... Ученики собирались уйти с дополнительного урока алгеб­ры, причем, учителю попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отказываются об учителе. Что делать?

__________________________________

Ситуация 31.

... Молодой учитель истории. Урок в 10-м классе. Класс совер­шенно неуправляем. Перед уроком учитель волнуется, заглядывает в дверь - галдят. Он заходит, здоровается — на него ноль эмоций, тогда он вышел из класса, подумал и поступил следующим обра­зом... ________________________________________________________________

3.4. Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».

Наши рекомендации