Умение целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию идеи произведения.
Целостное восприятие художественного образа предполагает, что у читателя появляется эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, обстоятельства и последствия поступков персонажей, видит развитие образа. Одновременно читатель должен видеть и то, как тот или иной образы связаны с общей идеей произведения. Очевидно, что это невозможно, если не сформированы предыдущие умения, т.к. образ персонажа – элемент композиции и создается с помощью различных композиционных приемов и языковых средств. Именно персонажи прежде всего вызывают эмоциональные реакции читателя, именно персонажей рисует нам наше воображение. И здесь кроется опасность рассмотреть образы персонажей изолированно друг от друга, забыв о том, что лишь в системе образов реализуется авторская идея.
5. Умение видеть авторское отношение, оценку во всех элементах текста. Это умение – составная часть всех перечисленных умений и выделяется М.П.Воюшиной лишь в учебных целях.
6. Умение осваивать авторскую идею произведения. Осознание идеи приходит в результате анализа, это процесс синтетический. Освоение идеи – цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани произведения на части не оправдано. К адекватному освоению авторской идеи приводит только установление связи между всеми элементами произведения. Это умение – синтез всех перечисленных читательских умений, которые представлены в системе от более простых, базовых – к более сложным, синтетическим.
В начальной школе мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок эмоционально достаточно точно улавливает идею прочитанного произведения (конечно, на своем, детском уровне), что проявляется в его оценках и отношении к персонажами событиям. Но это еще не значит, что произведение осмыслено полноценно, т.к. полноценное восприятие не сводится к выражению идеи, а предполагает переживание, приятие или неприятие авторской позиции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи, в обучении. В то же время только логическое осознание образов и идеи обедняет восприятие, т.к. с помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующего в художественном произведении: не случайно появляется множество интерпретаций шедевров литературы в других видах искусства – музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Итак, мы установили, что в реальной читательской деятельности все частные аналитические умения сосуществуют и действуют в комплексе. Однако в основе системы лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении; без этого умения невозможно воссоздать образы и картины, описанные художником слова; отчетливое представление об образах приводит к необходимости понять их, осмыслить связи между ними, понять причины конфликта, это, в свою очередь, вызывает сопереживание, появление читательской оценки, которая сравнивается с авторской. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все частные читательские умения. Осознание идеи приводит развитого читателя к необходимости по-новому взглянуть и на язык произведения, и на его композицию, и на образы, т.е. усилит эстетические переживания.
Ребенок не становится читателем сразу же, с первых уроков. Чтобы все читательские умения проявлялись комплексно, им сначала ребенка нужно научить. М.П.Воюшина отвергает специальные упражнения по формированию частных умений и пишет, что все умения, образующие систему, должны формироваться одновременно при обращении к каждому новому произведению.
С этим соглашаются не все методисты. Их возражения сводятся к следующему.
1. Как за один-два урока освоить идею произведения, если ребенку сначала нужно дать хотя бы элементарные представления о всех элементах текста?
2. Школьный анализ текста выполняет двойную функцию: способствует и овладению идеей, и формированию читательских умений, но для полноценного осмысления идеи необходимы все умения, а за 40 минут урока нельзя формировать всё.
Дискуссия по этому вопросу плодотворна уже потому, что позволяет сделать важные методические выводы:
1) освоение идеи произведения требует сформированности всех читательских умений;
2) формировать читательские умения необходимо в системе, но учитывать при этом степень их сложности;
3) нужно создать систему освоения читательских умений;
4) движение в процессе формирования умений должно происходить от базового – умения видеть и осмыслять изобразительно-выразительные средства языка в произведении.
Несомненно, что тексты, которые предлагаются ученикам начальной школы, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания ЛО. Очевидно, что первых уроках ребенок должен работать с произведениями, в которых идея выражена с помощью минимума художественных средств, с элементарной фабулой, простейшей композицией, однозначным авторским отношением, и очень маленькими по объему. В то же время они должны быть:
интересны детям;
доступны по идейному содержанию (т.е. искажение в понимании авторского отношения и идеи минимальны);
содержать яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.
Думается, что этим требованиям отвечают малые жанры фольклора и детская игровая поэзия, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. На загадках, скороговорках, пословицах и поговорках, небылицах и т.п., на детских сюжетных стихах легко показать младшим школьникам роль изобразительно-выразительных деталей, композиции, способы проявления авторского отношения, активизировать детское воображение, обучить приемам анализа текста. При этом, безусловно, произойдет коррекция читательского восприятия: оно станет более глубоким и точным. Затем можно приступать к изучению более сложных по художественной форме и идейному содержанию произведений.