Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений.
Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы – М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. – С. 92-94.
Предмет и задачи. Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
Основные задачи:
- Изучение общих, свойственных также и нормально развивающемуся ребенку специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения;
- Изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительной функции;
- Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей к преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений;
- Разработка психических основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной функции;
- Разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.
Первая специальная школа для слепых была открыта в Париже В. Гаюи в 1784г. Первую попытку анализа психологии слепых мы находим в работах Д.Дидро "Письма о слепых в назидание зрячим" (1749). Исследования особенностей психического развития слепых детей в 80-е и 90-е гг. 20в. опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др. и направлены на дальнейшую разработку теории и практики компенсации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекционного обучения и воспитания.
Классификация нарушений зрительных функций у детей. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:
Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению;
Абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
Частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, способны выделять фигуру из фона;
Слабовидящие – при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Особенности развития познавательной сферы. В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам. Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у них чаще используется слух при выполнении различных видов деятельности.
Большое познавательное значение имеет осязание. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Особое место занимает осязание при чтении брайлевского шрифта, дающего возможность слепому приобщиться к мировой литературе.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Становление эстетических чувств у слепых в большой мере затруднено, так как при этом выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при зрительном восприятии красоты. Однако, сохранные анализаторы позволяют слепому испытывать эстетические чувства, наслаждаться природой, поэзией, музыкой. Формирование эстетических чувств, связано с воспитанием. Способности эстетически наслаждаться развиваются, прежде всего, не в сфере сознания, а в сфере деятельности.
Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений.
Необходимым условием выявления Людой патологии развития является тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения. О возможности зрительной патологии может свидетельствовать отсутствие у ребенка к 2-3 мес. фиксации взора на человеческом лице или игрушке.
Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого ребенка в трех направлениях:
- Клиническое ассистирование и клиническая помощь;
- Самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;
- Обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.
Существуют разные формы компенсации слепоты:
Органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;
Межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.
Переход от одной стадии компенсации к другой обусловливается появлением или изменением ведущей деятельности и в значительной степени зависит от уровня развития познавательных процессов и психических свойств, позволяющих осуществить эту деятельность. Этот переход у детей раннего и дошкольного возраста связан с образованием новых психологических структур:
На первой стадии развития это комплексные двигательно-кинестетческие восприятия, осязание, слух.
На второй стадии – речь: ее включение в общение и предметную деятельность позволяет коррегировать отставание.
Третья стадия связана с развитием и появлением образов представлений, укреплением их связей с предметным миром, возможностью представлять предметы в их отсутствии, оперировать образами в воображаемой ситуации.
Четвертая стадия характеризуется активным включением речи, памяти, мышления как в наглядно – практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение слепым внешнего мира.
Компенсация частичного дефекта протекает по тем же законам, что и компенсация тотального дефекта, отличие состоит в том, что в процесс включается информация от нарушенного анализатора. При компенсации частичного дефекта начинает играть роль коррекция первичного дефекта, развитие слуха, осязания, зрения. Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных условий восприятия, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением, в первую очередь это относится к гигиене зрения.
К категории слабослышащих относятся лица с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое и интеллектуальное развитие. При этом у них сохраняется способность к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего обычно отличается рядом существенных недостатков, которые могут затруднять учебный процесс, особенно усвоение сложного для понимания материала.
В категории слабослышащих выделяют следующие группы:
· легкая степень тугоухости — шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 м, разговорная — 6 – 8 м;
· умеренная степень — шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 – 3 м, разговорная — 4 – 6 м;
· значительная степень — шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 м, разговорная — 2 – 4 м;
· тяжелая степень — шепотная речь воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная — 2 м.
Кроме того, внутри каждой группы слабослышащие подразделяются:
· на слабослышащих, обладающих развитой речью;
· слабослышащих с глубоким речевым недоразвитием.
Рассмотрим особенности слабослышащих, влияющие на их учебную деятельность в образовательных организациях профессионального образования.
1. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу слабослышащего ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими. А между тем необходимым условием успешного психического и интеллектуального развития каждого человека является разнообразие и возрастание сложности внешних воздействий. Как следствие, психическая и интеллектуальная деятельность слабослышащего зачастую упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и менее разнообразными. Это обстоятельство может служить препятствием к освоению тех профессиональных навыков, которые требуют применения разнообразных и комбинированных действий.
2. Для лиц с нарушением слуха гораздо большее значение, чем для лиц с нормальным слухом, имеют зрительные раздражители. Следовательно, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Например, восприятие речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Кроме того, такая особенность восприятия слабослышащих обучающихся требует от преподавателя фиксации на собственной артикуляции. Поэтому и для преподавателя, и для обучающихся учебный процесс связан с крайним напряжением внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. Это, в свою очередь, становится причиной снижения скорости деятельности и увеличения количества ошибок.
3. Продуктивность внимания у слабослышащих обучающихся в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче для слабослышащих выделить информативные признаки предмета или явления.
4. Процесс запоминания у слабослышащих во многом опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, т.е. по соотнесению нового материала с тем материалом, который был усвоен ранее. И в то же время специфические особенности зрительного восприятия слабослышащих влияют на эффективность их образной памяти — в окружающих предметах и явлениях они часто выделяют несущественные признаки. В процессе обучения в образовательных организациях профессионального образования это качество слабослышащих приводит к тому, что основные понятия изучаемого материала должны объясняться особо, что требует дополнительного учебного времени.
5. Произвольное запоминание слабослышащих характеризуется тем, что образы запоминаемых предметов в меньшей степени организованы, чем у слышащих. Поскольку слабослышащие реже пользуются приемами опосредованного запоминания, то образы в их памяти сохраняются хуже (медленнее запоминаются и быстрее забываются), поэтому в процессе профессионального обучения необходимо использовать дополнительные приемы наглядности для повышения эффективности запоминания материала.
При запоминании словесного материала у лиц с тяжелой степенью поражения слуха могут наблюдаться замены слов: замены по внешнему сходству звучания слова, смысловые замены. Такого рода трудности связаны с особенностями усвоения слабослышащими устной речи. Преподавателю нужно особенно внимательно относиться к профессиональным терминам, а также к использованию профессиональной лексики — для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске изучаемые термины и контролировать их усвоение обучающимися.
6. Психическое развитие слабослышащих отличается от нормы нарушением пропорций. Так, письменная речь у них преобладает над разговорной и, соответственно, наглядно-образное мышление — над словесно-логическим. Полноценное наглядно-образное мышление служит основой для формирования словесно-логического мышления. Однако, как правило, словесно-логическое мышление у слабослышащих развивается позже по сравнению с нормой. Сроки развития зависят во многом от степени поражения слуха. Например, у глухих и слабослышащих с тяжелой степенью поражения слуха формирование словесно-логического мышления завершается к 17 годам и даже позднее. Следовательно, к моменту поступления в образовательные организации профессионального образования процесс формирования словесно-логического мышления, которое является основой для успешного усвоения учебного материала, может оставаться незавершенным. При более легких формах поражения слуха, когда развитие слабослышащего человека не имеет дополнительных отклонений, во время обучения в образовательной организации профессионального образования эта особенность мышления проявляется, в основном, в процессе решения сложных задач. Таким образом, нужно еще раз подчеркнуть, что слабослышащие особенно нуждаются в наглядном материале в процессе обучения. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, диаграмм, рисунков и тому подобным наглядным материалом.
7. Из-за таких особенностей интеллектуальной сферы слабослышащих, как замедленное развитие мыслительных операций, в частности операций анализа, синтеза, абстрагирования, у них наблюдаются трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности и освоения профессиональных навыков они стремятся как можно скорее получить результат, т.е. достичь цели. Однако им не хватает сосредоточенности, умений соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом и проанализировать причины трудностей. Проблемы при овладении профессиональными навыками обычно связаны с тем, что обучающиеся в стремлении быстрее получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. Кроме того, лица с нарушением слуха, как правило, не осознают обязательности достижения поставленной цели. Таким образом, перед преподавателями помимо задачи обучения стоит задача воспитания у слабослышащих положительного отношения к труду и формирования у них соответствующей мотивации.
8. Большие трудности у слабослышащих могут возникнуть на начальных этапах обучения в новом коллективе. Это связано с замедленным формированием у них межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия. У слабослышащих также слабо сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в ситуации профессионального обучения и производственной практики, недостаточно дифференцируют личностные и деловые отношения.
Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 89–92
Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.
Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:
- выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные так же и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические;
- изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;
- изучить закономерности развития их личности;
- разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;
- дать психологическое объяснение наиболее эффективных путей воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров в середине 19 века. В начале 20 века появляются первые психологические исследования: 1911 г. работа А.Н. Поросятникова (Россия), посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. 20-е годы – систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л.С. Выготского. Его ученики Л.В. Занков и И.М. Соловьев проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушением слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии "Очерки психологии глухонемого ребенка", 1940 г.
Причины нарушений слуха.
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.
Нарушение слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений, родовых травм. К нарушениям слуха могут привести механические травмы-ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистки, взрывы и т.д.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухиъх случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Причинами нарушения слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, "кессонная болезнь" (у летчиков, космонавтов).