Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении
В своих исследованиях В.В. Давыдов подчеркивал, что любая система обучения является развивающей. Все проблемы заключаются в том, что конкретно каждая из них развивает в психике и личности ребенка. Анализируя с этой точки зрения традиционную систему обучения, он пришел к выводу, что используемые в ней методы преподавания развивают у детей эмпирико-рассудочный тип мышления, свойственный житейской практике человека. Основу его составляют эмпирические обобщения, осуществляемые посредством сравнения и обозначения словом внешне одинаковых общих свойств предметов, которые становятся содержанием понятия об этом классе предметов. Функция эмпирического обобщения состоит в упорядочении многообразия предметов и их классификации. Такой тип мышления дает человеку возможность хорошо ориентироваться в системе уже имеющихся у него знаний о предметах и явлениях действительности и выполнять стереотипные действия.
Усложнение многих видов труда, увеличение места и значения управленческого звена в производственном процессе, научный прогресс и стремительно нарастающий поток информации как наиболее характерные явления современного социализма отчетливо показали, что эмпирико-рассудочный тип мышления не соответствует требованиям общества к развитию творчески мыслящего человека, умеющего самостоятельно овладевать новыми знаниями.
В.В. Давыдов поставил задачу научить ребенка учиться самостоятельно, т.е. сделать его субъектом собственного образования. Путь к этому он видел в том, чтобы с первых дней обучения формировать у детей творческое отношение к действительности, способности к самостоятельному теоретическому познанию. В книге «Виды обобщения в обучении» он обосновывает идею формирования принципиально новой системы школьного образования, формирующей иной тип мышления — научно-теоретический, построенный на теоретических или содержательных обобщениях. Теоретические обобщения осуществляются путем анализа эмпирических данных о каком-либо объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих его как целостную систему. Данный тип обобщений соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова основывается на идее о том, что образование должно быть научным, т.е. ребенок должен усваивать научные теоретические понятия. Для этого у него необходимо сформировать теоретическое отношение к действительности, способность оперировать теоретическими (а не эмпирическими) понятиями, произвольность психических процессов, потребность в учебной деятельности и научном познании. Соответственно учебная деятельность должна развиваться как усвоение учебных предметов, адекватных научным знаниям и по их содержанию, и по способу изложения.
Теория о содержательных обобщениях в обучении исходит из понимания ребенка как обладающего значительно более высокими потенциальными возможностями, чем это соответствует представлениям, на которых базируется традиционная система обучения. Задача изменения формируемого в обучении типа мышления могла быть решена только в условиях кардинального преобразования целей, содержания и методов обучения.
Существенная роль в обосновании подхода В.В. Давыдова к реформированию системы обучения принадлежит разработанной им совместно с Д.Б. Элькониным теории учебной деятельности. Согласно последней основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. По психологическому содержанию учебная задача отличается от конкретно-практических задач, результатом решения которых является изменение объекта. При решении учебной задачи главный результат состоит в изменении самого субъекта. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте. Значимыми компонентами учебной деятельности являются также особые действия по решению задач, обеспечивающие построение содержательных обобщений и соответствующего способа ориентации в объекте. К таким действиям относятся:
- постановка проблемы, разрешение которой требует овладения новым понятием;
- преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы предметов или понятий;
- моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;
- раскрытие свойств всеобщего отношения и их частных проявлений;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Контрольно-оценочным действиям В.В. Давыдов придавал особое значение, подчеркивая, что они развивают способности учащихся к рефлексии на собственные познавательные процессы, что составляет существенную сторону теоретического мышления.
Формирование полноценной учебной деятельности происходит на основе изучения учебного материала посредством организации системы учебных действий, адекватных содержательному обобщению, которое выступает как идеальное отражение внутреннего движения и развития объекта. Способом изложения учебного материала является восхождение от абстрактного к конкретному. Учебная деятельность начинается с усвоения ребенком всеобщих способов ориентации и действий в данной области, теме или классе задач. Деятельность, которую должны совершать школьники, по ее характеру и содержанию В.В. Давыдов приравнивал к исследованию, так как в сжатой форме в ней воспроизводятся действия, приводящие к построению научных понятий. Но учебная деятельность — это не подлинное исследование, а его своеобразная учебная модель, или квазиисследование. В процессе реализации этой модели в школьном обучении у учащихся формируется внутренняя позиция исследователей. Они испытывают все чувства, связанные с творческой деятельностью: вдохновение, напряжение поиска, удивление и радость первооткрывателей.
Идеи развивающего обучения В.В. Давыдова стали основой широкой педагогической практики в нашей стране и за рубежом. На начальных 'этапах развития концепции содержательного обобщения под руководством В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина были организованы экспериментальные классы, в которых преподавание ряда предметов (математика, русский язык, физика и др.) велось по специально разработанным учебным программам. В 1959 г. для проведения исследований в форме экспериментального обучения при Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас — Психологический институт РАО) была создана база в школе № 91 г. Москвы. С 1964 г. она стала экспериментальной: преподавание основных школьных дисциплин ведется по системе В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина начиная с первого класса. Целью обучения в этой школе стала главная идея развивающего обучения, сформулированная В.В. Давыдовым, — «спроектировать и сформировать такую учебную деятельность школьников, новообразованиями которой станут их действительное желание и умение учиться, т.е. они станут субъектом этой деятельности». Затем аналогичные базы были организованы в Туле, Харькове и других городах. В течение всего этого времени проводились теоретические и экспериментальные исследования, доказавшие высокую эффективность развивающего обучения на основе содержательных обобщений. С начала 1990-х гг. система Давыдова и Эльконина официально введена в число действующих в настоящее время в России государственных образовательных систем.
В настоящей главе были рассмотрены наиболее значительные, «революционные» концепции психологии обучения, авторы которых выступали за преодоление кризиса образования в современном мире. Все они имеют глубокое теоретическое обоснование и положительные результаты внедрения в практику школьного обучения. Новые идеи сильно изменили традиционную систему обучения: она обогатилась новыми теориями и методами. В современных условиях принцип вариантного образования предоставляет школам право выбирать в рамках принятых государственных систем ту систему, которая соответствует их общепедагогическим установкам и образовательной концепции.
(?) Контрольные вопросы
1.В чем заключаются преимущества программированного обучения и каковы его недостатки?
2. Каким образом дифференцируются понятия «задача» и «проблемная ситуация» в теории проблемного обучения?
3. Какие свойства мышления и личности развивают активные методы обучения?
4. Каковы основные принципы дидактической системы Л.В. Занкова?
5. Какие виды обобщения вы знаете? В чем заключается их роль в обучении?
6. При каких условиях обучения ученик формируется как субъект учебной деятельности?
7. В чем заключаются особенности методологии обучения, построенного на психолого-педагогической концепции П.Я. Гальперина?
Т) Тестовые задания
1. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством...
А. Анализа ответов.
Б. Повторения.
В. Упражнения.
Г. Подкрепления.
2. Высший уровень проблемного обучения характеризуется...
A. Умением решать сложные задачи.
Б. Самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения.
B. Возникновением познавательной потребности.
Г. Быстрым темпом усвоения учебного материала.
3. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высокий уровень трудности определяется...
A. Большим объемом учебного материала.
Б. Самостоятельным изучением учебного материала.
B. Познанием существенных связей явлений.
Г. Необходимостью запоминания большого количества информации.
4. Научно-теоретический тип мышления характеризуется...
A. Усвоением логических форм.
Б. Формированием содержательных обобщений.
B. Овладением большой суммой знаний.
Г. Умением четко излагать свои мысли.