Теоретические основы геронтологии
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕРОНТОЛОГИЯ
Учебное пособие
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕРОНТОЛОГИЯ
Учебное пособие
Казань
КГТУ
УДК 572
Хисматуллина, З. Н.
Социальная геронтология: учебное пособие / З. Н. Хисматуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 138 с.
Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом РФ по дисциплине «Социальная геронтология», входящей в цикл специальных дисциплин.
Подробно рассмотрены теоретические основы геронтологии, психологические, медицинские и социальные проблемы старшего поколения, а также вопросы теоретико-методологических подходов в решении проблем человека пожилого возраста, оказания социальной помощи и поддержки.
В учебном пособии на основании обобщения литературных данных представлены сведения о возрастной физиологии, наиболее распространенные заболевания внутренних органов с позиций возрастных особенностей, различные аспекты преждевременного старения и его профилактика, особенности медицинского ухода и реабилитации пациентов старших возрастов.
Предназначено для студентов специальности «Социальная работа» высших учебных заведений всех форм обучения, изучающих дисциплину «Социальная геронтология», а также может быть полезно и широкому кругу читателей.
Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и психологии.
Рецензенты: д-р биол. наук, проф. В. А. Яковлев
канд. соц. наук, доц. О. В. Тимуца
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. | |
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы геронтологии | |
Тема 1. Социальная геронтология как общественная наука и учебная дисциплина …………………………………………………………………………... | |
Тема 2. Теории старения ……………………………………………………………. | |
РАЗДЕЛ II. Старение населения как социально-демографический процесс | |
Тема 3. Старение населения как социально-демографическая проблем ………... | |
Тема 4. Шкалы и методики исчисления демографической старости ……………. | |
Тема 5. Основные принципы социально-демографической политики ООН ……. | |
Тема 6. Демографическая ситуация в Российской Федерации …………………... | |
РАЗДЕЛ III. Медицинские проблемы старшего поколения | |
Тема 7. Нормальное физиологическое старение организма ……………………… | |
Тема 8. Основные понятия гериатрии ……………………………………………... | |
Тема 9. Социальные аспекты организации гериатрической помощи и реабилитации …………………………………………………………………………………. | |
РАЗДЕЛ IV. Психология старения | |
Тема 10. Понятие о психическом старении ……………………………………….. | |
Тема 11. Высшие психические функции и их расстройства в старости ………… | |
Тема 12. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте …………. | |
РАЗДЕЛ V. Социальная активность старшего поколения | |
Тема 13. Профессиональное старение и реабилитация в предпенсионном возрасте ………………………………………………………………………………….. | |
Тема 14. Трудовая активность пожилых людей и государственная политика в отношении трудоустройства населения старшего возраста ……………………… | |
Тема 15. Адаптация к пенсионному периоду жизни ……………………………… | |
РАЗДЕЛ VI. Социальное обслуживание пожилых и старых людей | |
Тема 16. Основные понятия и механизмы социального обслуживания населения старшего возраста ………………………………………………………………. | |
Тема 17. Формы социального обслуживания населения старшего возраста ……. | |
Тема 18. Роль благотворительной деятельности в социальной поддержке пожилых и старых людей ………………………………………………………………… | |
РАЗДЕЛ VII. Технология социальной работы с пожилыми и старыми людьми | |
Тема 19. Технологический процесс в работе с пожилыми и старыми людьми … | |
Тема 20. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми …………………………………………………………………….. | |
Тема 21. Нравственно-этические проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми …………………………………………………………………….. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. | |
Список литературы ………………………………………………………... |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема старения населения, имеющая огромное значение для социального развития и повышения уровня благосостояния общества, становится предметом внимания и озабоченности правительства и разработки стратегии социальной политики государства. Этого потребовали социальные, политические и экономические изменения, происходящие в обществе в последние годы, а также неблагоприятная социально-демографическая ситуация, межнациональные конфликты, правовая незащищенность, рост негативных тенденций, которые привели к тому, что большая часть населения России не может оценивать свою жизнь и свое положение как стабильные. В этих условиях на первый план выдвигаются проблемы социально-незащищенных слоев населения и, в первую очередь, пожилых и престарелых людей.
Определяющим признаком любого цивилизованного общества является социальная защита пожилых и старых людей, оказываемая им помощь и поддержка. Поэтому основной задачей общества является предоставление достойной жизни людям преклонного возраста. Старые люди имеют право на обеспечение своих потребностей в долговременном уходе и лечении, как на дому, так и в стационарных условиях, а также на удовлетворение своих социальных и духовных потребностей. Однако, по данным исследователей, до 80 % пенсионеров нуждаются в медико-социальной, социально-психологической, правовой, социально-бытовой помощи. Забота общества о пожилых и престарелых должна выражаться не только в повышении пенсий, но и в развитии социально-психологической поддержки, оказании внимания, уважении ценностей пожилых людей, иными словами, создании комфортных условий существования пожилого человека в обществе.
Так как решение проблем, обусловленных пожилым возрастом, возможно только при взаимопонимании, сотрудничестве и взаимообогащении науки и практики, то возникла необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных в проблемах старости и способных к их разрешению в социальной сфере. Поэтому знание медико-социальных, психологических, гендерных особенностей людей «третьего возраста», их образа жизни, стилей поведения, потребностей, интересов и проблем позволяет разрабатывать различные подходы, методы и приемы работы с данной категорией людей.
Таким образом, одной из актуальнейших проблем современности является проблема подготовки специалистов в области социальной геронтологии, ибо невозможно работать с населением старшего возраста без глубоких знаний своеобразия, неповторимости пожилого и старческого возраста. Специалисты, которые сумели бы понять и принять пожилого человека таким, какой он есть, сумели бы наладить с ним контакт, решить его проблемы с учетом специфики социального статуса пожилого человека – крайне необходимы в современном обществе. Специалисты по социальной работе должны успешно ориентироваться в любой сложной ситуации и обстановке, умело применять современные технологии при работе с пожилыми и старыми людьми. Поэтому нет необходимости доказывать самостоятельность социальной геронтологии как области научного и практического знания, хотя и занимающей особое место среди других естественных и общественных наук. Социальная геронтология представляет собой комплекс биопсихосоциальных знаний о старшем поколении, его интеллектуально-профессиональном потенциале, взаимоотношениях с другими возрастными группами населения на микро- и макроуровнях, медицинских и социальных потребностях и подходах к их оптимальному удовлетворению.
Только тот специалист по социальной работе сумеет быть социальным геронтологом, который овладеет ценностными, фундаментально-теоретическими и практико-ориентированными знаниями.
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕРОНТОЛОГИИ
ТЕМА 1.