Алгоритм подсчета критерия U Манна – Уитни
1. Представить все данные испытуемых из двух выборок объемами n1 и n2 в порядке возрастания (убывания).
2. Проранжировать все значения, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся.
3.Подсчитать сумму рангов отдельно для каждого ряда. Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
4. Определить большую из двух ранговых сумм.
5. Вычислить значение Uэмп по формуле: Uэмп = n1 n2 + nx (nx + 1)/2 – Tx, где nx – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, Tx – большая из двух ранговых сумм.
6. Определить критические значения U0.05 по таблице. Если Uэмп > U0.05, то гипотеза H0 принимается. Если Uэмп ³ U0.05 , то гипотеза H0 отвергается.
Теперь вернемся к поставленной задаче.
Таблица
Значения вербального интеллекта в выборках студентов физического и психологического факультетов
Студенты – физики | Студенты – психологи | ||
№ испытуемого | Показатель интеллекта | № испытуемого | Показатель интеллекта |
Решение.Построим новую таблицу.
Таблица 7
Студенты – физики | Студенты – психологи | ||||
№ исп. | Показатель интеллекта | Ранг | № исп | Показатель интеллекта | Ранг |
20.5 20.5 15.5 11.5 11.5 11.5 6.5 4.5 | 15.5 11.5 6.5 4.5 | ||||
Общая сумма рангов : 165 + 186 = 351. Расчетная сумма:
SRi = N(N + 1)/2 = 26(26 + 1)/2 = 351.
Проверка выполнена. Из таблицы 7 видно, что большая ранговая сумма приходится на выборку студентов–психологов. Теперь сформулируем гипотезы:
H0: студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта;
H1: студенты-психологи превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта.
В соответствии с шагом 5 алгоритма вычисляем Uэмп:
Uэмп = 14×12 + 12 (12 + 1)/2 – 186 = 60.
По таблице критических значений для n1 = 12 и n2 = 14 находим U0.05 = 51 и, в соответствии с правилом, гипотезу H0 принимаем. Студенты-психологи не превосходят студентов-физиков по уровню вербального интеллекта.
Литература
1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика-М.: Высш.шк., 2003.- 210 с.
2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике -М., Высшее образование, 2006.- 21 с.
3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – С.-Петербург: Речь, 2001. – 349 с.
4. Белушкина Г.В. Математические модели и обработка эксперимента в психологии: учеб. пособие для вузов / Г.В. Белушкина, С.Н.Яременко. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 101 с.