Опасные и вредные производственные факторы возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники
БЛОК 16
ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИДЕОДИСПЛЕЙНЫХ ТЕРМИНАЛОВ И ЭВМ»
Номер учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ – 0 | Интегрирующая цель: в процессе учебной работы вы должны дать понятие о причинах взрывов и аварий при эксплуатации систем, работающих под давлением. Дать понятие о технических средствах их безопасности | Тема и цель пишется на доске |
УЭ – 1 Проверка изученного материала | Входной контроль (11 баллов) Цель: проверить себя как усвоил материал по теме «Организация безопасной работы грузоподъемных машин и механизмов». ЗАДАНИЕ 1 (3 балла) Опишите виды грузоподъемных машин и механизмов ЗАДАНИЕ 2 (4 балла) После чего проводится внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин ЗАДАНИЕ 3 (4 балла) По каким критериям производят оценку безопасности использования канатов | Работайте самостоятельно, без помощи учебной литературы и конспекта. Время выполнения 15 минут. Контроль преподавателя. |
УЭ – 2 Углубление материала | Цель: углубить знания о организации безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ ЗАДАНИЕ 1 (7 баллов) Какие опасные и вредные производственные факторы возникают при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники ЗАДАНИЕ 2 (6 баллов) Какие требования предъявляются к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ, ПВЭМ ЗАДАНИЕ 3 (6 баллов) Опишитеобеспечение лечебно-профилактического питания. | Запишите в тетрадь дату и название изучаемой темы. По ходу урока конспектируйте основные моменты вопросов; записывайте номера УЭ, номера заданий и количество заработанных баллов по каждому заданию. На выполнения задания отводится 18 минут. Проводите самоконтроль и взаимоконтроль |
УЭ – 3 Закрепление углубленного материала | Выходной контроль (11 баллов) Цель: проверить усвоение углубленного материала. ЗАДАНИЕ 1 (4 балла) Как и чем должно освещаться рабочее место? ЗАДАНИЕ 2 (6 баллов) Как организовывается психологическая разгрузка? ЗАДАНИЕ 3 (1 балл) Составьте вопрос по теме занятия. | Работайте индивидуально 20 минут, после чего произведите взаимоконтроль. |
УЭ - 4 | РЕЗЮМЕ (7 баллов) Цель: проверить усвоение изученного материала по теме занятия. ЗАДАНИЕ 1 (3 балла) На какие группы подразделяются виды трудовой деятельности? ЗАДАНИЕ 2 (4 балла) Как следует устанавливать перерывы при 8 и 12-часавой рабочей смене? | 2–3 минуты фронтальный опрос |
УЭ - 5 | РЕФЛЕКСИЯ Усвоил материал (+) Усвоил частично (±) Не усвоил (-) | 2–3 минуты |
Количество баллов за правильные ответы | Оценка | Отметка |
48-40 | Отлично, превосходно | 10-9 |
39-36 | Молодец, хорошо | 8-7 |
35-29 | Удовлетворительно | 6-5 |
Могло быть и лучше | ||
Менее 27 | К сожалению, вы недостаточно усвоили тему урока. Вам необходимо дополнительно поработать над вопросами блока | 3-2-1 |
ТЕМА:«Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ»
Опасные и вредные производственные факторы возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники.
Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности предъявляемой к ВДТ, ЭВМ и периферийным устройствам.
Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПВЭМ.
Категорирование работ на ЭВМ по сложности. Режим труда и отдыха пользователей.
Обеспечение лечебно-профилактического питания.
Организация психологической разгрузки.
Опасные и вредные производственные факторы возникающие при эксплуатации ЭВМ и другой офисной техники.
В современном мире видеодисплейные терминалы (ВДТ), электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ, далее - ПК) занимают значительное место.
Длительное пребывание у экрана монитора ПК небезопасно. Достаточно сказать, что напряженность электрического поля у современных ПК достигает 430 В/м, магнитного поля - 8 А/м. Установлено, что зрительная и нервно-психическая нагрузка при систематическом воздействии ПК на детей может приводить к головным болям и длительным спазмам мускулатуры лица, получившим название «синдром видеоигровой эпилепсии», а также способствовать развитию близорукости (по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), со скоростью до 1,0 диоптрии в год).
Обследования беременных женщин, работающих с ПК, проведенные в Испании, Канаде, США и Швеции, позволили ученым сделать вывод, что вероятность ненормального протекания беременности, вплоть до выкидышей или рождения детей с врожденными пороками (причем наиболее существенными были дефекты развития головного мозга), у этих женщин в 2 раза выше, чем у неработающих с ПК. В связи с этим беременным и кормящим грудью женщинам категорически запрещается работать с ПК.
По данным специальной комиссии ВОЗ, более чем у половины пользователей ПК имеет место синдром стресса оператора дисплея, действие которого проявляется в виде головной боли, аллергии, воспаления глаз, астматических проявлений, подавленности, раздраженности, вялости и депрессии.
Воздух в помещениях с вычислительной техникой насыщен положительно заряженными ионами кислорода, что приводит к ухудшению здоровья, гипоксии, повышению вероятности сердечно-сосудистых заболеваний.
На пользователя ПК одновременно могут оказывать хроническое воздействие более 30 вредных и опасных производственных факторов, причем на долю собственно дисплея приходится не более 20%.
Наиболее значимыми из них являются:
· нарушение электромагнитной безопасности из-за отсутствия почти повсеместно защитного заземления. Источник опасности - не только эмиссионные излучения дисплеев, но и насыщенность помещений различными вспомогательными электроприборами, силовыми кабелями разводки, металлическими конструкциями, осветительными установками и т.п.;
· несоответствие нормам визуальных параметров дисплеев, особенно имеющих величину зерна (пиксель) 0,3 мм и более, а частоту кадровой развертки 50--75 Гц. Часто визуальные характеристики ухудшаются по сравнению с заявленными производителем уже на рабочем месте из-за влияния повышенной напряженности магнитного поля тока частоты 50 Гц. Между тем, даже напряженность, в 100 раз меньшая нормы, и, следовательно, безопасная для человека, может резко ухудшить качество изображения, вызвать повышенное утомление глаз;
· избыточные энергетические потоки сине-фиолетового света (в видимом диапазоне волн) от дисплея. При этом ухудшается четкость изображения на сетчатке, увеличивается частота ошибок, быстрее развивается «компьютерный зрительный синдром» и т. д.;
· нерациональное освещение, блики, повышенная блескость, яркость;
· несоответствие параметров микроклимата действующим нормам, чрезмерная запыленность и загазованность Воздуха в рабочих помещениях - в первую очередь углекислым газом и аммиаком при повышенной температуре и влажности воздуха. От этого страдают органы дыхания, снижается содержание кислорода в крови и в мышечных тканях сердца, мозга, глаз;
· нарушение норм аэроионного состава воздуха, особенно в помещениях с развитой системой приточно-вытяжной вентиляции и при наличии кондиционеров. Число отрицательно заряженных легких ионов кислорода (аэроионов) практически везде меньше нормы. В помещениях с ПЭВМ оптимальным считается содержание в 1 см3 воздуха 3000-5000 аэроионов. Замеры же показывают, что фактически их число не превышает 130 - 400. Это резко ухудшает свойства крови, работу зрительного органа, иммунной системы;
· избыток болезнетворных бактерий в воздухе, особенно зимой при повышенной температуре, плохом проветривании рабочих помещений, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха вызывает ОРЗ, ОРВИ и т.д.;
· малая подвижность глазных мышц при долговременном сильном статическом зрительном напряжении становится причиной спазма аккомодации, т.е. глаза не могут быстро приспосабливаться к ясному видению предметов. При этом нарушается ритм дыхания;
· нерациональная организация рабочего места (неудобные кресла, отсутствие пюпитров для текста, подставок для ног и т.д.) способствует перенапряжению мышц не только позвоночника и шеи, но и глаз;
· неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в крупных городах, в воздухе которых зачастую наблюдаются повышенные концентрации вредных веществ. Рост информационных нагрузок (причем не только во время работы на ПЭВМ) вызывает дополнительное «психическое давление», что также увеличивает вероятность заболеваний.