Лекция 3. Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов за рубежом

Цель лекции:Изучение нормативно- правовой базы социальной защиты инвалидов за рубежом.

ПЛАН:

1. Международное право о социальной защите инвалидов.

2. Законодательство в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов за рубежом в странах Европы, Северной Америки, Азии, Австралии, Африки.

1. Международное право о социальной защите инвалидов.

В течение последнего столетия в мире произошли существенные изменения в отношении к вопросам инвалидности и к инвалидам. Основой его в настоящее время является признание равенства прав инвалидов на полноценную жизнь в обществе и создание государствами реальных условий для социальной защиты, реабилитации и интеграции инвалидов. Мировое сообщество создало определённую нормативную правовую базу для формирования национального законодательства всех стран в этом направлении.

Все международные документы условно можно разделить на две группы: 1) касающиеся прав человека вообще, а значит, и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и 2) отдельно касающиеся прав инвалидов.

К основополагающим документам мирового сообщества в отношении прав инвалидов 1-й группы относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашённая Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г.

Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».

Декларация социального прогресса и развития также содержит положения направленные на защиту инвалидов, на предотвращение какой бы то ни было дискриминации.

Среди актов Совета Европы выделяются: Европейская конвенция о социальном обеспечении и Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жильё, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся и к инвалидам.

Конвенция о правах ребёнка включает статью о защите ребёнка от всех форм физического и психологического насилия.

Вторая группа международных документов, нацеливает государства на деятельность по удовлетворению особых потребностей инвалидов и созданию реальных условий для их медико-социальной реабилитации.

Место программного документа в этой группе занимает Декларация о правах инвалидов, принятая в 1975 г. В данном документе подчёркивается, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначенные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

Права инвалидов с умственными недостатками на медико-социальную реабилитацию отражены в Декларации о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Согласно декларации умственно отсталое лицо имеет право на медицинское обслуживание и лечение, удовлетворительный жизненный уровень, на образование, обучение и восстановление способности к труду в равной степени с другими людьми.

В 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН были сформулированы Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Правила предполагают наличие глубокой моральной и политической мотивации со стороны государства к созданию равных возможностей для инвалидов.

В 1994 г. была разработана долгосрочная Стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и далее, которая предусматривала механизм реализации целей отражённых в резолюции «Общество для всех к 2010 году». В программе затронуты вопросы искоренения нищеты инвалидов, расширения их полезной занятости и сокращения безработицы, социальной интеграции инвалидов.

В 1999 г. на Ассамблее Международной реабилитации в Лондоне принята Хартия третьего тысячелетия, отражающая стремление создать «мир с равными возможностями для инвалидов и обеспечить полноценную включённость этой категории населения во все сферы жизни общества».

Европейский союз в декабре 2000 г. провозгласил Хартию основных прав, которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность.

Основные принципы политики в решении проблемы инвалидности, разработанные международным сообществом, сводятся к следующим положениям:

1) Правительство ответственно за внедрение системы, которая работает на устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2) Государство должно обеспечивать инвалидам возможность достигнуть одинакового по сравнению с согражданами уровня жизни, в том числе и в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участии в общественной жизни.

3) За инвалидами должны быть признаны права и обязанности граждан данного общества.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трёхмерная концепция оценки последствий болезни:

1. Нарушениеили недостаток – это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции.

2. Ограничение жизнедеятельности– это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считают нормальными для человека данного возраста.

3. Социальная недостаточность– это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни.

Таким образом, это определение вытекает из современной концепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инвалидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологической или анатомической структуры либо функций, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности (социальной дезадаптации).

В настоящее время ООН разработаны стандарты, которые позволяют оценивать политику каждой страны в отношении инвалидов.

Основными формализованными критериями такой оценки выступают:

1. Наличие официально принятой политики в отношении инвалидов.

2. Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

3. Координация национальной политики по отношению к инвалидам.

4. Наличие судебных и административных механизмов реализации прав инвалидов.

5. Наличие неправительственных организаций инвалидов.

6. Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, образование, создание семьи, неприкосновенность частной жизни, собственности, а также политических прав.

7. Наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов.

8. Доступность для инвалидов физической и информационной среды.

Наши рекомендации