Этапы музыкального восприятия

Лекция 3

Следует разделять понятия,«восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Первый из терминов более широкий, он включает в себя и второй.

Восприятие музыки – процесс, позволяющий выстраивать образ при непосредственном восприятии музыкального явления.

Субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы.

Музыкальное восприятие – спецификa восприятия, при которой основой построения образа выступает музыкальный опыт человека.

Музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности.

Музыкальным восприятие музыки становится, когда человек овладевает различными способами, методами, позволяющими воспринимать музыкальную ткань как обладающую значениями и смыслами.

Особенность восприятия музыки – подключение каналов, не связанных со слухом. Это явление носит название синестезии.

Синестезия – любые ассоциации, связанные с музыкой, отдельными звуками, тембрами и тональностями.

Возникновение синестезий:

1. Как мыслимый образ (представление) или как реальное соощущение.

2. Непроизвольно или при усилии воли.

3. Всегда или иногда.

Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многообразна и всеобъемлюща.

1. Это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя.

2. Это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что принято воспринимающим состраданием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней.

3. То, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика, до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

Спектр восприятия музыки широк по диапазону – от простого любования живым звучанием до глубокого проникновения в музыкальные смыслы, обогащающего сознание личности слушателя.

Процесс восприятия музыки может осуществляться осознанно и неосознанно, может завершаться с окончанием звучания произведения и продолжаться длительное время, прерываться и быть непрерывным.

Асафьев говорил, что «процесс восприятия – это процесс слушания и слышания музыкальных произведений».

Музыка может быть фоном для деятельности человека (любой, кроме слушательской), объектом непосредственного общения, а также – средством общения (например, с автором произведения). Человек – слушатель, а процесс общения с музыкальным произведением – это процесс музыкального восприятия.

Невозможно мыслить музыку как средство художественного общения и не пытаться при этом увидеть направленность музыкальной формы на восприятие, а значит, и те методы, которыми пользуется сознание для постижения музыкальной формы.

Асафьев говорил: «Музыка и заключается, и существует в единстве, и в соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие. Слушая, воспринимая музыку и делая ее состоянием своего сознания, слушатели постигают содержание произведения. Если они не слышат форму в целом, в единстве, они «схватят» только фрагменты содержания».

Р. Шуман в советах молодым музыкантам писал: «Лишь когда тебе вполне ясной станет форма, тебе станет ясным и дух».

В музыкознании сложилось понятие «адекватное восприятие» - то есть прочтение текста в свете музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры.

Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной и общей культуры, тем адекватнее (при прочих равных условиях) оказывается свойственное ей восприятие.

Выделяют также реальное восприятие – оно конкретно, неповторимо и отсюда – множественно. Изучение реального восприятия невозможно вне союза с педагогикой и психологией.

В настоящее время установлено, что психологические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального мышления. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия.

На характер музыкального восприятия и оценку музыкального произведения влияет не только наличие необходимых музыкальных способностей, но и принадлежность слушателя к конкретному социально-демографическому слою. Возраст, уровень образования, место жительства влияют на характер музыкального восприятия не менее сильно, чем наличие или отсутствие музыкальных способностей.

На основе экспериментальной диагностики ученые выявили, что музыкальные предпочтения связаны с:

• социальным статусом испытуемых;

• уровнем образования;

• родом деятельности;

• возрастом;

• полом;

• принадлежностью к определенной неформальной группировке (у подростков)

• со степенью сформированности «Я-концепции» (представление о самом себе как общественном человеке).

Слушатель воспринимает музыку в зависимости от убеждений, общественных и личных интересов, вкуса, образования, культурного уровня, темперамента и т.д.

Таким образом, музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры, и в этом эвене может отразиться с большей или меньшей полнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентациями.

Существенно важный аспект - различие восприятий музыки «серьезной» и «легкой». Это различие связано с разницей в содержании и целях этих двух музыкальных жанров. Эти различия заключаются в том, что легкая музыка преимущественно функциональна и ее звучание может сопровождать многие другие, немузыкальные виды деятельности, В то время как серьезная музыка подразумевает наличие самостоятельной ценности в самой себе. Наиболее существенное отличие этих двух жанров заключается в экстравертированном характере восприятия легкой музыки и интровертированном – серьезной. Классическая серьезная музыка для своего постижения требует глубокой сосредоточенности, нередко – аналитического размышления по поводу вызываемых музыкой переживаний.

Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. Чувства развитого человека должны уметь растворяться и в общественно ценном коллективном переживании, и в то же время иметь возможность проявляться в индивидуальном переживании и размышлении.

Бессознательные аспекты музыкального восприятия.

В ортодоксальных подходах к изучению музыкального восприятия акцент делался на рациональных возможностях слушателей понимать содержание музыкально-художественного образа. Но все же громадную мощь воздействия музыки на человека, вероятно, надо искать в бессознательной сфере психики.

Вслед за З. Фрейдом, открывшим феномен бессознательной области психики, его ученик и последователь Карл Юнг гораздо тоньше стал трактовать возможности бессознательного, подчеркивая его творческую природу и связь с коллективным бессознательным, которое «располагает мудростью и опытом бесчисленных веков, сохраняющимися в потенциальном состоянии в мозге человека».

Изучая и сравнивая проявления бессознательного в области мифов, сновидений, состояний транса, гипноза, медитации, творческих озарениях, Юнг обнаружил повторяющиеся образы и сюжеты, имеющие между собой глубинное родство. Эти первообразы, находящиеся в коллективном бессознательном, Юнг назвал архитипами. Они несут в себе определенные смыслы, которые всплывают в сознании при особых его состояниях. Каждый из архитипов несет в себе определенное эмоциональное содержание, которое может быть выражено средствами музыки. «Источником порождения смыслов при восприятии музыки правомерно считать бессознательные структуры психики «архитипы», резонирующие с архитипическими аналогами музыкального языка. Архитипические символы преломляются в индивидуальном бессознательном восприятии музыки в виде специфических образов переживаний. Собственно акт бессознательного восприятия музыки есть акт резонанса между психическими возможностями восприятия слушателя и музыкальным воплощением, также отражающим индивидуальные возможности – композитора и исполнителей – в разворачивании смысла» (А.В.Торопова «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми» М., 1995, диссертация).

У активного слушателя можно выделить два этапа восприятия:

1. Исходный – формирование представлений обусловленных звучанием данной композиции. Это представления о самом музыкальном произведении и о переживаниях, вызванных звучанием произведения. Это представления эстетические (оценка с точки зрения прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического), нравственные (оценка тех же представлений с точки зрения их принадлежности к миру добра и зла) и мировоззренческие (целостное представление об испытываемом и осознаваемом мире в виде мироощущения, мировосприятия). Это также ассоциативные представления – результат сравнения с уже известным слушателю в его жизненном опыте. Этот этап отражает личностный мир слушателя.

2. Интерпретационный - толкование, осмысление исходных содержательных представлений с точки зрения концепции автора произведения, исполнителя, слушателей-современников. Формирование концептуальных. Оно может начаться сразу после формирования исходных представлений, но в основном осуществляется после звучания композиций, в результате длительного осмысления услышанного, пережитого, осознанного, и нередко после повторного прослушивания произведения.

Облегчают процесс восприятия, особенно новых по содержанию и стилю произведений навыки слушания музыки, выработанные осознанно или стихийно и помогающие раскрыть логику музыкальной мысли, проникнуть в суть музыкального образа. Это умение выделять интонационные связи произведения, следить за развитием основных интонаций, выявлять жанровые характеристики. Очень важную роль в восприятии музыки играет постижение содержательных функций тех выразительных средств, которые применяет композитор.

Уровни музыкально развитого восприятия:

1. Сенсорный (микродифференциальный) уровень – это уровень ощущения, на котором происходит тонкий сенсорный анализ элементарных качеств звука (высота, громкость, тембр) и их взаимодействия между собой.

2. Звуковысотно-интонационный уровень. Здесь отражение звука происходит на уровне восприятия: звук оценивается как часть мотива, интервала, аккорда, как ступень лада. Такое переживание отношений между звуками позволяет различать, воспринимать и интонировать фразу, мелодию, отдельные звуки и интервалы.

3. Эмоционально-семантический уровень. В него входят мелодический, гармонический и полифонический виды восприятия. Он опирается на хорошо развитое ладовое чувство и чувство ритма.

4. интегрально-семантический, эвристический уровень. Для него характерны последовательно-одновременный процесс построения музыкального образа и аналитико-синтетические операции музыкального мышления. На этом уровне восприятия, звучание дает возможность интерпретировать его как содержательную, семантическую структуру, а накопленный музыкальный опыт позволяет предвосхищать дальнейшее развитие мелодии и гармонии.

Когда слушатель воспринимает музыкальное произведение, и оно глубоко захватывает его, то в идеальном случае происходит то, что Л.С. Выготский называл чудом искусства, а американский психолог А. Маслоу – «пиковым переживанием». Происходит катарсическая разрядка вытесненных в подсознание переживаний, в результате которой слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием» (Аристотель).

В момент переживания «пикового» опыта человек испытывает свое единение с Вселенной. Он выходит за границы своего «Я» и чувствует мир как свое естественное продолжение. В момент «пика» человек уподобляется художнику, влюбленному в предмет своего изображения. Такие переживания вызывают стремление к творчеству и способствуют личностному росту человека. Это происходит и при восприятии прекрасной музыки.

Музыкальное восприятие – это, прежде всего, слушание и слышание музыки.

Музыка – искусство эмоционально-образное.

Предмет психологии музыкального восприятия:

Ø вопросы восприятия слушателем музыкального произведения, развивающегося в виде специфического звукового процесса: психологические предпосылки, обеспечивающие художественное эстетическое переживание, понимание, оценку, адекватность восприятия композиторскому и исполнительскому замыслу;

Ø отражение закономерностей восприятия в музыкальном языке и в строении конкретных произведений;

Ø психологические механизмы взаимосвязей музыки и действительности.


Сущность и особенности восприятия музыки

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет воспитательную функцию.

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев, картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать.

Для характеристики музыкального образа приобретает значение сочетание выразительных средствпоэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в драматизированной игре, танце).

Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов.

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию.

Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет - это значит отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.

Когда мы воспринимаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, что это - Шопен, а это Бетховен, то мы тем самым совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенной эпохе, определенному стилевому направлению, определенному композитору.

То, как человек воспринимает мир, зависит от свойств наблюдаемого объекта, от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент, определяется его ожиданиями, задаваемыми соответствующей установкой. Под этим психологическим образованием понимается особая готовность и предрасположенность человека предвосхищать события и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие.

Одним из принципов деления музыкального произведения является различение их по принципу принадлежности к серьезному и легкому жанру.

Деление на музыку духовную и бездуховную возникло еще в средние века. В Западной Европе и в России к бездуховной относили музыку, исполняемую на народных гуляниях и карнавалах с жонглерами, скоморохами, шпильманами.

В противовес этой низкой музыке, исполняемой бродячими музыкантами, к высокой и духовной музыке относилась та, которая звучала в соборах во время богослужений.

Различия в содержании жанров привлекло за собой и различия в характеристиках особенностей музыкального восприятия.

Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого.

Громадную роль воздействия музыки на человека надо искать в бессознательной сфере психики.

В субъективном переживании резонанс с коллективным бессознательным достигается через соответствующее использование средства музыкального выражения - мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и логики, регистра и тембра, фактуры и оркестровки, структурной организации формы музыкального произведения.

Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где простой шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных глубоких переживаний, дано не каждому.

Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

Далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий.

1. На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный слушатель воспринимает главным образом внешний слой музыкального произведения. Здесь восприятие смутное и нерасчлененное.

2. На последующих этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты сочинения.

3. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как целиком, так и с отчетливым слышанием деталей.

Для начинающего слушателя эмоциональная сторона музыки и её первоисточник (природа, жизненные образы) неразрывно связаны. Однако довольно часто у слушателя единство чувственного и жизненно-образного начал музыки может быть ослаблено и даже нарушено. В таких случаях возникают разные типы восприятий.

1. Зрелищно-событийный. Слушатель представляет конкретную жизненную ситуацию и только потом обращается к музыкальным достоинствам произведения.

2. Эмоциональный. Слушатель первоначально эмоционально реагирует на музыку, и только потом возникают жизненные ассоциации.

3. Обычные слуховые ориентировки. Преобладают черты «теоретического» слушания (форма, гармония, полифония) или внешние эффекты, изощрения и оригинальничание.

В младших классах «теоретическое» слушание практически отсутствует, так как не хватает знаний и жизненного опыта. А вот стремление выделиться наблюдается.

Второй тип восприятия наиболее желателен для нас. В нём представлено качество, общее для любых форм восприятия искусства, смысл которого восприятие как общение. Такая позиция требует от слушателя выразительного личностного отношения.

Восприятие искусства требует творчества.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:

1. Выявление главного настроения;

2. Определение средств музыкальной выразительности;

3. Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

4. Выявление главной идеи произведения;

5. Понимание позиции автора;

6. Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Наши рекомендации