Нравственность древней руси
В советское время Россия порвала с прошлым, которое было объявлено «вредным» для народа: прекрасной многовековой культурой, моралью русского народа, нравственной философией и религией, храмами и молитвенными домами, религиозной литературой, нравами и традициями народного быта, фольклором, правом и институтом семьи.
Поэтому в настоящее время возникла необходимость вернуть из забвения этическое наследие русских.
Истоки русской культуры уходят в глубь тысячелетий, в историю славянских племен и их предков.
В середине первого тысячелетия н.э. существовало два самостоятельных, независимых друг от друга центра формирования русской государственности с различными культурными традициями, языковыми диалектами, экономическими связями, поклонением различным языческим божествам.
Новгород, в котором все важные вопросы решали путем всенародного обсуждения на вече, объединял северные славянские племена системой торговых путей.
Киев стал центром объединения восточно-славянских племен в южной полосе.
Арабские авторы сообщают, что Русь – обширная страна, её жители непокорны, держатся вызывающе, воинственно, страна богато одарена природой, одна часть русов – рыцарство.
Греки ценили храбрость русов. Летописи славят гостеприимство русов.
Русская народность образовалась из различных племен: вятичей, полян, кривичей, словенских северян. I тыс. до н.э. и восемь веков новой эры до принятия христианства – это время формирования сознания славянской общности.
Мир духовной культуры Древней Руси был миром языческих традиций, обрядов, канонов. Язычество является формой закрепления опыта народной жизни. В начале I тыс. до н.э. у славян возникают идеи существования души, более долговечной, чем тело. Душа невидима и неосязаема, после смерти человека она отделяется от тела и продолжает жить на небе. На рубеже каменного века у славян появляется представление о всемогущих божествах неба – идолах:
Главный бог – Перун (позднее покровитель князей и дружин)
бог богатства Велес, покровитель охотников, скотоводов
божества «Мать – сыра земля» и «Мать урожая» (Макош)
бог Вселенной Род
бог Сварога (Небо) и его сын Сварожич (Огонь)
бог Ярило (Солнце).
На низших уровнях славянской мифологии находится Доля, Лихо, Правда, Кривда. Ещё ниже домовые, лешие, водяные, русалки, волк и медведь.
Древнерусские былины, сказания, плачи, предания, загадки, свадебные обряды были неотъемлемой частью народной жизни, народного сознания.
Значительное место в фольклорной языческой культуре занимала календарная обрядовая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни, воспевание весеннего пробуждения природы, праздники урожая.
Принятие христианства знаменовало начало длительного драматического и противоречивого перехода к православным канонам и обрядам, однако христианские ценности перемешивались с язычеством. До сих пор в народе встречаются суеверия и приметы, гадания, толкования сновидений, былины, сказки, игры ряженых, празднование Масленицы, представления о ведьмах, домовых, обычай носить на могилы родственников крашеные яйца и др.
При не проясненных до конца обстоятельствах исчезла библиотека на руническом языке (языке наших предков, древнейших славян) – библиотека Ивана Грозного, которая содержала тексты, летописи, рукописи.
На территории Древней Руси существовали центры создания рукописных книг (сказаний, житий святых, летописных сводов).
Характерные черты русской морали Древней Руси:
Ø чувство слитности, взаимосвязанности человека, мира людей с окружающим миром, с природой, космосом в целом (русский человек относился к природе доверчиво, как к живому и доброму существу, он одухотворял её, молился на неё).
Ø русская духовность как совокупность нравственных, философских, эстетических, религиозных представлений, образов и символов, сложившихся с давних времен и существующих в нравственном сознании русского народа в качестве идеи внутреннего единства и целостности, особой истории народа, его культуры и общей судьбы
Это был уровень духовности христианской и светской, который противостоял низведению человека к животным проявлениям, позволял наполнить жизнь возвышенным содержанием, создать основу для противостояния варварству и нигилизму.
Духовность связана с учением о внутренней духовной сосредоточенности, достижения гармонии внутреннего мира через уединение и постоянную молчаливую молитву. Безмолвие и молитва про себя – путь достижения гармонии Бога и человека.
Образ морального человека составляет следующие черты:
Ø тяготение к постижению скорбных глубин бытия
Ø устремление души вдаль
Ø жажда необыкновенного, неизведанного, того, что можно назвать истинным бытием
Ø отрицание эгоизма, наслаждения
Ø служение «верховному идеалу»
Ø аскетизм и иночество
Ø любовь к земле, природе (патриотизм)
Ø личная потребность «искания абсолютного добра», смысла жизни, совершенствования жизни «по правде» (вся жизнь просматривается как борьба правды с неправдой, правда отождествляется с красотой и порядком, с чистым и аккуратно прибранным домом, засеянными полями; правильный мир создается Богом и находится под покровительством святых)
Ø коллективизм, который восходит к русской общине
Ø уважение к другому человеку
Ø терпимость
Ø добросердечие и гостеприимство
Ø стремление к воле как отсутствию принуждения
Ø обостренное чувство чести
К X в. традиционно общинный коллективизм начинает вытесняться становлением личностного начала. С принятием христианства формируется представление о самоценности каждой конкретной личности, о судьбе человека и о его праве на счастье, о муках и страданиях, которые выпадают на долю человека, о сочувствии, сострадании и сопереживании, ибо в них нуждается простой человек.
Ценность каждого человека, сочувствие каждому – эта гуманистическая тема является главной в русской литературе.
Замечательным памятником ранней русской этической мысли было поучение детям Владимира Мономаха. Главные добродетели, по мнению Мономаха, - трудолюбие, честность, прямота, гостеприимство, почитание старших.
С принятием христианства на Руси появилось огромное количество религиозной нравоучительной литературы.
Нравоучение существовало в двух формах: как «поучение словом» (рассказы нравственного характера) и «поучение делом» (толкование нравственных вопросов).
Писания, нравоучительные рассказы повествовали о мучениях и страданиях за истину Божью христианских подвижников. Данные наставления обличали общественные пороки: поклонение идолам, несоблюдение постов, грабежи, пьянство, своекорыстие, блуд, мздоимство.
Наряду с христианской нравоучительной литературой, которая в целом ориентирована на монахов, развивается светское мирское благочестие и житейская нравственность. Правила мирского благочестия запечатлеваются в духовных стихах, в которых описаны пороки (оскорбление родителей, кровосмешение, детоубийство, нерадивое отношение к природе), правила проведения религиозных праздников, молитвенных чтений, соблюдение постов, правила поведения, связанные с соблюдением христианского закона любви (милосердное отношение к ближнему, помощь юродивому, милостыня просящему).
Особое место занимает свод практической житейской морали – «Домострой», написанный в 1550-х гг. и посвященный не только морали, но и религии, семейной жизни и ведению хозяйств. Человека побуждает к нравственному поведению желание угодить Богу, спасти душу.
Неправедно живет тот, что «чинит всякую неправду и насилие и обиду»; образцом нравственного поведения является «богобоязненный и законопослушный государев подданный».
Необходимо отметить, что внешнее благочестие в русском обществе соседствовало со всевозможными пороками: сомнительными развлечениями, жестокими наказаниями и пытками, разбоями и грабежами, кулачными боями, семейной распущенностью, пьянством.
Жить духовно – жить с чистой совестью, терпеть скорбь, не желать земной славы.
Сборник «Юности честное зерцало» предназначен для обучения юношей и девиц хорошего рода правилам поведения. Главные добродетели юношей – приветливость, смирение и учтивость, почитание старшим, знание своего места, которое определяется знатностью и богатством, образованность, конная езда, танцы, фехтование, красноречие.
Требования девической чести проникнуты духом патриархальности и набожности (религиозное благочестие, услужливость, терпение, стыдливость, милосердие, молчаливость).
МЕЩАНСТВО
Мещанское сословие составляло наиболее многочисленное население города и по своему составу было неоднородно. Его промежуточное положение между «богатыми» (дворянами, купцами, духовенством) и «бедными» (городской беднотой, нищими) определило и его нравственную ориентацию (двойственность, т.к. это и собственник и труженик).
Ø тяга к богатству и боязнь нищеты
Ø зависть крупным собственникам и тяга к демократии и справедливости
Ø тяга к стабильности и «дух» индивидуализма (страх за все, что приобретено собственным трудом)
Ø бережливость по отношению к тому, что нажито честно
Ø неспособность к авантюризму
Ø честная умеренность
Ø расчетливость, планирование затрат, в том числе и на отдых, развлечения
Ø уважение к собственности, к вещам
Ø трудолюбие
Ø зависть, скупость, снобизм
Главная цель – вывести «в люди» своих детей.
В России мещанская молодежь была представлена в движении нигилизма.
Предметом острой критики была бездуховность мещанства (отсутствие идеалов добра, неверие в аскетизм, в творчество, приземленность интересов, склонность к имитации, желание убедить всех, что людей уравнивают пороки).
Сложившаяся в ХIX в. городская культура функционирует и в конце ХХ в. как «массовая культура» (бездуховная эстрада, плоский юмор, повышенный интерес к личности и даже интимной жизни телевизионных кинозвезд). Из мещанина – обывателя с его традиционными добродетелями: бескорыстным гостеприимством, христианским милосердием, национальной терпимостью, трудолюбием, умеренностью – современный мещанин становится воинственным стяжателем, скептически относящимся к высшим духовным ценностям и нравственным идеалам.
РАЗДЕЛ 2 ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: НОРМЫ И ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ