Психологические особенности лиц с нарушением слуха

Взрослые люди с рано приобретёнными нарушениями слуха при благоприятных социально-психологических условиях могут достигать хорошего уровня социально-психологической адаптации. В других случаях, наоборот, личностная деформация увеличивается и формируется патологическое развитие личности.

При поздней потере слуха, в зрелом возрасте, эта беда воспринимается как тяжёлая психотравма. Личностное реагирование на потерю слуха зависит от многих факторов: личностных особенностей, возраста, быстроты снижения слуха, психологической устойчивости к стрессам, социального положения, профессии.

Внезапная потеря слуха воспринимается как крушение жизни и сопровождается эмоциональной невротической реакцией.

Психологическая реакция на постепенное ухудшение слуха носит менее острый характер, т.к. человек постепенно адаптируется к изменению здоровья.

Потеря слуха сопровождается нарушением физического, душевного, социального благополучия, расстройством социальной адаптации.

Молодые люди острее воспринимают свой дефект. Для них психологически более значимы эстетические, интимные компоненты заболевания, резонанс на его дефект со стороны знакомых и близких людей и др.

В пожилом возрасте потеря слуха воспринимается менее болезненно, иногда – как закономерный процесс старения.

В психическом состоянии наряду с усилением прежних черт или изменений личности, свойственных периоду старения, появляются и новые черты – эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения: от надежды на улучшение состояния здоровья и жизненной ситуации человек быстро переходит к отчаянию.

Есть и другая категория людей, с противоположным отношением к своей болезни – аногностическим. Они отказываются замечать свой дефект, обвиняют окружающих, что те говорят тихо или неразборчиво.

Социальные позиции людей, утративших слух, подразделяются на три типа:

1) Адекватная позиция, соответствующая реальному положению вещей;

2) Позиция, обусловленная переоценкой тяжести своего состояния и характеризующаяся неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно включаться в реабилитационный процесс;

3) Позиция упорного нежелания изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями.

Техническое оснащение:мультимедийное сопровождение.

Литература:

1. Степашов Н.С. Феномен жизненных затруднений. – Курск: КГМУ. 2002.

2. Кузьмин В.П. Регуляция жизненных затруднений незрячего населения. Курск: КГМУ.- 2004.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы. Уч. пос. – М.: Владос, 2004.

4. Степашов Н.С. Состояние личностных затруднений жизнедеятельности человека. Уч. пос. – Курск: КГМУ, 1995.

5. Саймонтон Э.К. Психотерапия рака. – СПб.; Питер, 2001.

6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих.- СПб.: Питер, 1998.

7. Комплексная реабилитация инвалидов. Уч. пос. под ред. Т.В. Зозули. – М.: «Академия», 2005.

Глава 6. Технологии социальной реабилитации детей – инвалидов.

Цель лекции: Целостное рассмотрение теоретического и практического содержания социальной реабилитации детей- инвалидов.

План

1. Системный подход в социальной реабилитации с детьми – инвалидами.

2. Виды, формы реабилитации: программа реабилитации.

3. Типы учреждений для детей – инвалидов.

1. Системный подход в социальной реабилитации с детьми – инвалидами.

Выделяют четыре уровня, на которых сегодня решаю проблемы инвалидности: 1) микросистему,2)мезосистему,3) экзосистему, 4) макросистему.

Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Она состоит из следующих подсистем:

· Мать/отец/ребенок – инвалид;

· Мать/здоровый ребенок;

· Отец/здоровый ребенок;

· Ребенок – инвалид/здоровый ребенок.

С этой точки зрения проблемы, возникающие в семьях с детьми – инвалидами, можно рассматривать как соответствующие той или иной подсистеме внутрисемейных контактов.

1. Мать/отец. Индивидуальные проблемы родителей, их брака до рождения больного ребенка; проблемы принятия, возникающие после рождения ребенка – инвалида.

2. Мать/ребенок – инвалид. Матери приходится испытывать депрессию, чувство вины и самобичевание.

3. Мать/другой ребенок. Мать должна считаться с тем, сколько внимания она уделяет здоровому ребенку; удерживаться от того, чтобы обременять здорового ребенка чрезмерной ответственностью и заботой о ребенке с нарушением развития.

4. Отец/ребенок – инвалид. Вопрос состоит в том, насколько включен отец в общение с больным ребенком и в семью в целом, или его присутствие не обозначается ни психологически, ни инструментально.

5. Отец/ другой ребенок. Потенциальное проблемное поле сходно с тем, что возникает в подсистеме мать/здоровый ребенок.

6. Ребенок – инвалид/другой ребенок. Братья и сестры больного ребенка сталкиваются с чувствами вины, стыда и страха «заразится» той же болезнью; ребенок – инвалид стремится «поработить» брата или сестру; дети формируют нормальное амбивалентное отношение к брату или сестре с ограниченными возможностями.

Микросистема функционирует в контексте мезосистеме. Образования уровня мезосистемы – это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения, расширенная семья, друзья и соседи, знакомые по работе и отдыху, специальные реабилитационные или образовательные программы, другие родители, общественные организации, группы поддержки.

В экзосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на нее: средства массовой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; образования.

Макросистема – включает следующие факторы:

1. Социокультурные и социально-экономические факторы. Социокультурные факторы, этнические и конфессиональные ценности, отношения широкого социального окружения формируют точку зрения, с которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребенка. Эти же факторы определяют семейный выбор по участию в системе услуг.

2. Экономические и политические факторы

Виды, формы реабилитации.

Технологии социальной реабилитации выделяют по следующим критериям:

1. По функциям применения:

· Психологические (воздействующие на психологические процессы, состояния, функции)

· Социально – психологические (изменяющие процессы в системе человек/группа).

· Медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека)

· Финансово – экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами).

2. По области применения:

· Диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации).

· Коррекция (изменения социального статуса, экономического, культурного уровня, ценности, ориентации клиента).

· Реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента)

· Профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).

· Адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).

3. По формам применения:

· Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания

· Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально – психологических особенностей личности.

· Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование.

· Социально – экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.

· Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

· Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

· Спортивная и творческая реабилитация. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности.

· Социальная реабилитация. Она состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

За рубежом различают понятия абилитация и реабилитация.

Абилитация –комплекс услуг направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психологического и физического развития человека.

Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменению жизнедеятельности.

В России под реабилитацией понимается система медицинских, психологических, педагогических, социально – экономических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальную адаптацию. Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.

Программа реабилитации – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачем, педагогом, психологом и социальным работником, специалистом в области адаптивной физкультуры, организующим и координирующим ее.

3. Типы учреждений для детей – инвалидов.

Выделяют следующие типы учреждений для детей – инвалидов:

1. Специальные общеобразовательные школы – интернаты для глухих детей решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные общеобразовательные школы и школы – интернаты для слабослышащих и поздно оглохших детей осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные общеобразовательные школы – интернаты для слепых детей. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как, физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение.

4. Специальные общеобразовательные школы и школы – интернаты для слабовидящих детей. Отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановлении неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями. В поликлиниках организованны слухоречевые и логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых.

6. Специальные учреждения для детей с умственной отсталостью. Дошкольные учреждения принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы», в возрасте от четырех до восьми лет. Основная цель этих учреждений - физическая, умственное и нравственное развитие, а также подготовка и обучение в специальной образовательной коррекционной школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы интернаты, где они за восемь – девять лет могут освоить учебную программу соответствующую программу по отдельным предметам пятому - шестому классу массовой школы, а также получить доступную специальность.

Для детей с выраженными формами умственной отсталости «имбецильность, идиотия» в системе социального обеспечения существуют детские дома, где воспитанники находятся с 4 до 18 лет. Дети с психическими заболеваниями в зависимости от состояния, помещаются в детские психоневрологические стационары или отделения психиатрических больниц.

7. Специальные общеобразовательные школы и школы – интернаты для детей с задержкой психического развития. Обучение осуществляется в объеме восьмилетней школы. Имеется подготовительный класс. Помимо учебно-воспитательной работы проводятся комплексные лечебно-восстановительные, санитарно-гигиенические и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия, чтобы преодолеть недостатки психофизического развития, вызывающие неуспеваемость в массовой школе.

8. Специальные детские сады и школы – интернаты для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.

Это одновременно и образовательные, и лечебно – оздоровительные учреждения. Они делятся на девятилетние с подготовительным классом и одиннадцатилетние с подготовительным классом (учебная программа – в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно – оздоровительную и реабилитационную работу осуществляют: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также учитель лечебной физкультуры, массажист, логопед.

9.Социально – реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляют комплексную медицинскую, психолого - педагогическую и социокультурную реабилитацию, в первую очередь детей инвалидов от трех до восемнадцати лет.

10. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов опорно – двигательного аппарата. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.

Техническое оснащение:мультимедийное сопровождение.

Литература:

Комплексная реабилитация инвалидов. Уч. пос. под ред. Т.В. Зозули. – М.: «Академия», 2005.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы. Уч. пос. – М.: Владос, 2004.

3. Ярская – Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: Питер, 2004

4. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М.: «Дашков и К», 2003.

5. Степашов Н.С. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: введение в специализацию. 0 Курск: КГМУ,1997.

6. Юмашев Г.С., Ренкер К. Основы реабилитации. – М.: Медицина,1973.

Наши рекомендации