Организационно-правовые формы социальной защиты населения
В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, СО. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура ССЗН, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют неполностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.
Ведущими организационно-правовыми формами СЗН в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, СО. Рассмотрим их подробнее.
Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пенсионные отношения в России регулируются Законами «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г., «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 14 января 1997 г. (в названии и тексте Закона аббревиатура «РСФСР» заменена словами «РФ»); «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.
Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста; наступлении инвалидности; смерти кормильца; длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.
Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости (по возрасту); пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пенсия за выслугу лет.
Если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.
Право на пенсию на общих основаниях имеют женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет при трудовом стаже не менее 25 лет.
Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).
Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд РФ за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджета РФ.
Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.
Развитие пенсионного обеспечения на перспективу будет осуществляться на базе концепции реформы системы пенсионного обеспечения России, одобренной Правительством РФ.
Концепция предполагает осуществление плавного перехода к новому накопительному принципу пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Реформа предусматривает:
• введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в пенсионный фонд РФ;
• обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижения справедливой дифференциации размеров пенсии на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;
• укрепление финансовой устойчивости бюджета пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.
Реформирование пенсионного обеспечения позволит превратить его в эффективный элемент ССЗН.
Другой организационно-правовой формой СЗН является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения.
В современных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные и др.). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.
Вместе с тем сложившаяся практика выплаты социальных пособий несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий. Поэтому эти вопросы в настоящее время являются центром внимания государственных и других органов, учреждений СО.
Обязательное государственное социальное страхование – это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование – это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности членов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и (в некоторых случаях) работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Взносы, предназначенные на государственное социальное страхование, уплачивают предприятия, организации, отдельные граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работники из своего заработка.
Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др. Совершенствование социального страхования будет предусматривать:
• освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;
• введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работы и состояния условий труда;
• усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;
• развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий и др.
Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть ССЗН.
Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Приоритетные направления развития ССЗН в современных условиях:
• активизация разработки теории социальной защиты, теоретическое обоснование ее целей и задач, способов деятельности и организационных структур, правовых норм деятельности;
• усиление социальной политики в области СЗН за счет конкретизации политических решений в области помощи и поддержки социально уязвимых групп населения и, прежде всего, семьи;
• концентрация материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для обеспечения конституционных и законодательных социальных норм, осуществления социальных гарантий на всех уровнях;
• совершенствование и всемерное укрепление системы социального обслуживания (ССО) как важнейшего направления социальной защиты, включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение;
• поддержка развития СО в нестационарных учреждениях различного вида: центрах комплексного обслуживания, учреждениях СО семьи и детей, специализированных отделениях социальной помощи на дому;
• содействие расширению номенклатуры и повышению качества социальных услуг;
• технологизация социальной работы, формирование законченных социальных технологий в работе с социально уязвимыми группами населения;
• обеспечение дифференцированного подхода к осуществлению социальной защиты различных категорий нуждающихся;
• реализация принципа семейного подхода, забота об укреплении потенциала семьи, его максимальной реализации в целях выполнения ею своих основных функций; обеспечение адресности в осуществлении социальной помощи;
• введение дополнительных региональных мер адресной социальной помощи населению после обеспечения в полном объеме установленных федеральных социальных гарантий, финансирования мероприятий, программ и содержания учреждений социальной защиты населения;
• активизация участия общественности в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ по социальной защите социально уязвимых слоев и групп населения, расширение активных форм социальной помощи.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объективные предпосылки возникновения института социальной защиты населения в современных условиях?
2. В чем сущность социальной защиты? Сравните несколько определений.
3. Проанализируйте основные теоретические подходы к проблемам СЗН в современных условиях.
4. В чем сущность СЗН как системы?
5. Расскажите о принципах, на основании которых должна создаваться и функционировать ССЗН.
6. Каковы функции социальной защиты и специфика их реализации?
7. Каковы основные виды и организационно-правовые формы СЗН и какова перспектива их развития?
8. Назовите основные направления развития и совершенствования социальной защиты и обоснуйте их приоритетность в современных условиях.
9. Почему СО является ведущей организационно-правовой формой СЗН?
10. Назовите субъекты социальной защиты и перечислите их основные характеристики.
11. Какие особенности учреждений СО, по вашему мнению, позволяют считать их новой, прогрессивной формой СЗН?
Социальное обслуживание населения как неотъемлемая часть ССЗН