Информационные потоки в современной российской прессе
Билет 9 (Билет 29. 2.)
Заголовок в газете. Требования к заголовкам.
Заголовок - строка, содержащая такое название и оформленная особым образом для выделения и привлечения внимания.
Заголовок, предваряя текст, несет в себе определенную информацию о содержании и об авторской его оценке. Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя (исследования психологов показывают, что 80% читателей уделяют внимание только заголовкам). Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией. Профессиональное мастерство работы с заголовками включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных материалов на полосах номера. К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.
Важную роль играет рубрика, которую обычно размещают над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.
Виды заголовков
1. Выгодные заголовки- информируют о выгоде.
- Получите беспроигрышный способ регулировать трафик из всемирной паутины!
2. Проблемные заголовки- подчёркивают проблему.
- Как избавиться от пожирателей времени?
3. Новостные заголовки - сообщают о какой-либо новости или новинки.
- Наконец-то! Учёными открыт новый способ,…
4. Разговорные заголовки - втягивают в диалог.
- А что сделают врачи, если сами заболеют?
5. Повествующие заголовки - начинают рассказывать историю.
- На скорости 70 миль в час, единственный звук, который был слышен в его машине - тиканье часов.
6. Вопросительные заголовки - задают вопрос.
- Мы на самом деле необразованная нация?
7. Краткие заголовки - состоят из одного, двух слов.
- Война!
Степени сложности (структура)
- Простой
- Усложненный
- Заголовочный комплекс
Лучше всего работают заголовки, содержащие от 8 до 12 слов.
Можно выделить несколько основных требований к заголовку, которые бы максимально облегчили читателю его задачу. Это информативность, соответствие содержаниюивыразительность. В то же время в современной российской периодической печати эти очевидные правила постоянно нарушаются. Иногда это происходит от неумения автора придумать заголовок к своему тексту, но в большей части случаев нарушение связано с желанием привлечь как можно больше внимания к публикации, придав заголовку излишне сенсационный характер.
Билет 22
Информационные потоки в современной российской прессе.
Информационные потоки — это пути передачи информации, обеспечивающие существование социальной системы , внутри которой они двигаются, это процессы передачи информации для обеспечения взаимосвязи всех звеньев социальной системы.
Существует два вида информационных потоков:
1) горизонтальные (между равными по положению и статусу людьми или группами людей, например, между начальниками отделов)
Чаще всего они имеют неформальный характер. Горизонтальные информационные потоки являются самыми эффективными, с коммуникативной точки зрения. В них сохраняется примерно 90% сведений. То есть потеря информации при передаче таким путем минимальна. Объясняется это тем, что людям, находящимся на одном уровне иерархии, психологически легче понять друг друга, ведь они решают однотипные задачи и сталкиваются со сходными проблемами.
2) вертикальные (между людьми или группами людей, находящимися на различных уровнях иерархии, например, между начальником и подчиненным).
Основными характеристиками информационного потока являются:
- полнота охвата (вычисляется в процентах от общего количества населения данной области);
- избирательность охвата (качественная характеристика, указывающая кто является получателем сообщения);
- глубина воздействия (качество воздействия информационного потока);
- уровень доверия читателя к потоку (репутация потока);
- форма воздействия (эмоциональная или рациональная);
- информационный «шум» (все, что может препятсвовать восприятию сообщение, в том числе и другие сообшения);
- информационная загруженность потока (количество информации в сообщении),
Кроме прямых характеристик информационных потоков стоит учитывать и побочные, такие как:
- цена контакта (цена одного сообщения, полученного читателем);
- предпочтения населения (более образованное население будет отдавать предпочтение печатной продукции, журналам, газетам; необразованное - мультимедийным потокам);
- территория вещания или распространения (правильный выбор территории вещания);
- способ распространения для печатных СМИ (подписка, почтовые ящики, покупка);
- скорость распространения сообщения (от скорости распространения зависит быстрота отклика на ваше сообщение. Если скорость маленькая, то ваше сообщение может быть получено с опозданием);
- производственный цикл
- независимость или зависимость от административного давления.
Билет 23