Методика расследования дорожно-транспортных преступлений
Криминалистическая характеристика. Основным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые объективно отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения. Обстановка на месте ДТП состоит из трех частей. Прежде всего, это особенности участка дороги, на котором произошло данное преступление, техническое обеспечение данного участка средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов, положение застроек и т. д. Другая состоит из метеоусловий (положение солнца или луны, облачность, осадки), состояние поверхности дороги, динамическая линейная и угловая обзорность и видимость пространства, особенности освещенности дороги и ее окрестностей. Обстановка, наблюдаемая при осмотре, чаще всего отличается от той, в которой развивалось событие. Третья выражается в виде остаточных явлений, образовавшихся в результате ДТП, сопутствующих ему или случайных, не связанных с ним процессов, событий, имевших место до, после, либо во время расследуемого события. К ним относятся: местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, в пространстве дороги и прилегающем участке местности; следы движения транспортного средства; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; разнообразные вещественные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна каких-либо жидкостей и т.д.)
Только анализ всех обстоятельств обстановки на месте совершения ДТП, поможет правильно разобраться в механизме данного события. Механизм совершения ДТП подразделяют на следующие виды:
- столкновение двух и более движущихся транспортных средств;
- наезды на пешеходов, стоящие транспортные средства, велосипедиста, т. е. на любое препятствие;
- опрокидывание транспортного средства, выпадение пассажиров и т.д.
Водители со стажем менее года оказываются в аварийной ситуации гораздо чаще. ДТП совершаются в следствии, как объективных, так и субъективных причин и условий, к которым относятся:
- нарушение правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами,
- эксплуатация технически неисправных транспортных средств,
- управление транспортным средством в состоянии опьянения,
- плохие метеорологические условия,
- состояние дорог,
- ограниченная видимость и т.д.
Как правило, ДТП вызваны не одной, а несколькими причинами в сочетании с определенными условиями. Так, например, на скользкой дороге, водитель превысил установленную скорость и, неправильно выбрав дистанцию с впереди идущей машиной, совершает с ней столкновение когда, она останавливается по какой либо причине.
Чтобы признать дорожно-транспортное происшествие преступлением, прежде всего должны быть выявлены и доказаны следующие обстоятельства:
1. Нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем;
2. Наступление общественно-опасных последствий, предусмотренных уголовным законодательством;
3. Наличие причинно-следственной связи между нарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем и наступившими последствиями.
В ходе расследования ДТП обстоятельства, подлежащие установлению, можно разбить на 3 группы:
1) относящиеся к дорожной обстановке места происшествия (выяснение расстояний, пройденных транспортным средством или пешеходом, их взаимного положения и точного место нахождения в определенный момент; общее состояние дороги, наличие или отсутствие дорожных знаков, их видимость и др.);
2) относящиеся к движению транспорта и действиям водителя (физическое состояние водителя, имелось ли у него время для осознания опасности и принятия решения в данной обстановке; скорость движения транспорта, его техническое состояние и т.д.);
3) характеризующие поведение потерпевшего (в каком направлении двигался пешеход по отношению к автотранспорту, которым был сбит; скорость движения пешехода, расстояние пройденное им от края тротуара до места наезда и т.д.).
Организация расследования. Первостепенную значимость в организации расследования дорожно-транспортных преступлений имеют следующие действия органа дознания под руководством следователя:
а) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении, и на основе ее анализа принятие требуемых организационных мер;
б) своевременное проведение неотложных следственных действий в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями, при обеспечении следственно-оперативной группы необходимыми научно-техническими средствами;
в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступления, сил и средств органов внутренних дел, осуществление взаимодействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экспертных подразделений под руководством следователя;
г) организация проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспортного преступления транспортного средства;
д) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного преступления, совершенного в условиях неочевидности.
На первоначальном этапе расследования ДТП, складываются следующие типичные следственные ситуации:
1) наличие на месте происшествия к моменту прибытия следственно-оперативной группы всех участников события, транспортных средств, свидетелей-очевидцев.
2) водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, личность его неизвестна.
3) водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством.
В первой ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства; освидетельствование водителя на факт присутствия в его крови алкоголя; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей, подозреваемого; назначение экспертизы.
Во второй ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства, уделяя особое внимание поиску следов лица, управлявшего перед этим транспортным средством; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей; назначает экспертизы; но одновременно следователь на основе имеющейся информации принимает меры по розыску скрывшегося водителя.
В третьей ситуации проводятся в основном те же следственные действия, а так же одновременно на основе имеющейся информации принимаются меры по розыску скрывшегося водителя и транспортного средства.
Информацию о скрывшемся с места происшествия транспортном средстве и его водителе получают как при осмотре места происшествия, так и в процессе допросов свидетелей и потерпевших. Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позволит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмотрена прилегающая к месту происшествия территория.
В тех случаях, когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился. Когда на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства, по ним определяют тип и модель. Затем с помощью учетов ГИБДД устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и проверяют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.
При наличии сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства по учетам устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих данных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортного средства. В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено. В тех случаях, когда имеются сведения о транспортном средстве через ГИБДД можно узнать, кому принадлежит это транспортное средство.
Иногда скрывшийся водитель оставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в милицию об его угоне. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.
В организации раскрытия ДТП, важную роль играет осуществление взаимодействия. Принципиальное значение оно имеет при проведении некоторых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий:
- осмотра места дорожно-транспортного происшествия;
- установления, розыска и задержания скрывшегося водителя и его транспортного средства;
- выявления и установления очевидцев происшедшего;
- выезде следователя с работниками органов дознания на место ДТП;
- совместном планировании;
- взаимном информировании в процессе расследования.
Особенности проведения отдельных следственных действий. По прибытии на место происшествия, перед началом осмотра необходимо:
- обеспечить безопасности лиц, участвующих в осмотре;
- принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступления, в первую очередь при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер и т. д.);
- удалить с места происшествия посторонних лиц, предварительно установив среди них тех, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании ДТП;
- провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников милиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;
- обеспечить сохранности расположения предметов до начала осмотра.
При осмотре места ДТП, в состав следственно-оперативной группы кроме следователя также должны входить: специалист-криминалист, специалист - автотехник (им может быть госавтоинспектор), участковый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).
Фиксация обстановки на месте происшествия должна производится как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушит его порядок, способствует образованию заторов и задержек.
Осмотр начинают с выяснения и фиксации быстро исчезающих следов - на автомобилях, - на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Необходимо зафиксировать:
- размеры следов и характер их образования,
- замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. Производится ориентирующая и обзорная фотосъемка. При необходимости производится узловая и детальная фотосъемка.
В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части. Устанавливается наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарника, деревьев, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т.д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств,
- иных объектов,
- потерпевших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т.д.).
Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии это сделать), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.
Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат. Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале рекомендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия автомобиль, потерпевшие, наиболее выражены их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению автомобиля (или в направлении, соответствующем движению скрывшегося с места происшествия автомашины), следует осмотреть обочины, тротуара и прилегающие участки.
При осмотре места происшествия, в тех случаях, когда виновник происшествия скрылся на своей автомашине, принимают меры к обнаружению следов, по которым, можно было бы определить марку и вид транспортного средства (следы протекторов шин, частицы краски и осколки стёкол, отделившиеся при ударе о препятствие и т.д.).
Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, т.к. следы масел, различных жидкостей говорят о том, что машина имеет повреждения и может проследовать ограниченное расстояние. В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лишь лицо, управлявшее транспортным средством, следует установить и фиксировать следы, которые впоследствии могут быть использованы для установления и идентификации личности. Так, водители, стремясь избежать ответственности, главным образом в состоянии опьянения, покидают место происшествия, оставляя управляемый им транспорт. Случается, затем заявляют и о ложном угоне. При этом следы пальцев могут остаться на рулевом колесе, органах управления, дверных ручках, а на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки коробки спичек, пачки из-под папирос и т.д. Кроме того, на сиденье, особенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.
Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте происшествия осматривается труп. Осмотр его производится в основном по общим тактическим правилам осмотра трупов на месте происшествия. Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. Необходимо на нем выявить повреждения, характерные для такого рода происшествий:
- обширные ссадины,
- скальпированные раны,
- большое количество кровоподтеков,
- многочисленные переломы костей.
На одежде и теле могут быть обнаружены следы транспортного средства: отпечатки шины, частицы краски и пятна масел, осколки разбитых фар и пр. Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружении, различия в образцах грунта, изъятые с обуви пострадавшего, и грунта окружающей местности могут служить основанием для выдвижения и иных версии, в том числе об инсценировке происшествия.
В процессе осмотра места происшествия, необходимо осматривать и транспортные средства (если они остались на месте ДТП). Осмотр автомашины начинается с передней части, т.к. наиболее вероятно следы наезда и столкновения могут быть обнаружены именно на передней облицовке (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов). Затем осмотром охватывается правая и левая стороны, обращается внимание особенно на выступающие части автомашины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда следует искать снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и других выступах нижней части автомашины).
Допрос водителя необходимо начинать сразу после осмотра места происшествия, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения. Допрос целесообразно начинать с выяснения состояния транспортного средства, если оно было неисправно, то нужно выяснить какая эта неисправность и в какой момент он ее обнаружил. Анализируя ответ, следователь определяет, нарушил водитель правила движения или нет и связано это нарушение с наступившим преступным результатом.
Следователь должен выяснить, находился ли с водителем в кабине кто-то еще. Если водитель был в кабине не один, то на каком месте сидел пассажир. Затем, следователь выясняет в каком направлении ехал водитель, по какой улице или дороге, с какой скоростью, на каком расстоянии от осевой линии, правого тротуара или обочины, какая была видимость впереди, находились ли на проезжей части другие транспортные средства, какие именно, их положение по отношении к его транспортному средству.
Если совершен наезд на пешехода, то следователь должен выяснить, где находился пешеход в то время, когда его увидел водитель; был ли этот пешеход один или в числе других граждан; что он делал (стоял, шел, бежал), если шел или бежал, то в каком направлении и как быстро, смотрел ли при этом в сторону движущегося транспортного средства, которым управлял допрашиваемый водитель; какие дорожные знаки видел водитель перед местом происшествия (был ли там светофор, пешеходный переход, остановка городского пассажирского транспорта). Далее выясняется, какие меры предпринял водитель, чтобы избежать наезда на пешехода, какой частью транспортного средства он его сбил, сразу ли остановил транспортное средство, какие были его действия после остановки транспорта.
Если произошло столкновение транспортных средств, то при допросе каждого из водителей необходимо выяснить, с каким транспортным средством столкнулось его транспортное средство; на каком стороне проезжей части это случилось; на какой сигнал светофора выехал водитель на перекресток и в каком направлении его пересекал; почему не уступил дорогу тому транспортному средству, с которым произошло столкновение.
В тех случаях, когда столкновение произошло при перестроении движущихся в одном направлении транспортных средств из ряда в ряд, нужно выяснить, в каком ряду вел транспортное средство допрашиваемый водитель, кто из водителей производил это перестроение, из какого в какой ряд перемещалось транспортное средство, с какой целью это делалось, подавал ли водитель сигнал перестроения, в какой момент его включил, как произошло столкновение, имеются ли при столкновении потерпевшие и кто именно, какие были действия водителей после столкновения и т. д.
При допросе водителя, задержанного после того, как он скрылся на своем транспортном средстве с места происшествия, необходимо установить, почему он скрылся с места происшествия, не оказав помощь потерпевшему и не сообщив о случившемся в милицию. Дальнейшие вопросы будут зависеть от того, как водитель ответит на первые вопросы.
При допросе свидетеля следует иметь в виду, что для них это событие является неожиданностью, поэтому часто они дают показания не о всем происшествии, а только об отдельных его моментах, которые они непосредственно видели. Если такой свидетель довольно подробно рассказывает о всем происшествии, то нужно установить, действительно ли он наблюдал все происшествие или часть его показании является пересказом того, что он услышал на месте совершения ДТП от других лиц.
При допросе свидетелей необходимо учитывать, где они находились во время происшествия, что делали, в какую сторону смотрели, если они смотрели в сторону, противоположную той, где произошло ДТП, то нужно уточнить, что привлекло их внимание в тот момент, когда случилось происшествие. Затем им предлагается рассказать подробно о том, что они видели.
Если водитель скрылся с места происшествия, то у свидетеля выясняются тип и модель транспортного средства, его цвет, в каком направлении оно уехало, его номер, приметы водителя, пассажиров и т.д. Т.к. свидетели часто указывают скорость движения транспортных средств, у них нужно выяснить, как они ее определили.
Если свидетели дают путаные показания о том, где они находились в момент совершения ДТП, целесообразно предложить им нарисовать этот участок улицы или дороги и указать на рисунке место их нахождения, место нахождения транспортных средств, потерпевших и различных следов.
В качестве свидетелей могут быть допрошены и медицинские работники скорой помощи или лечебного учреждения, если потерпевший скончался в их присутствии. При этом они должны рассказать следователю все то, что сообщил о происшествии потерпевший перед смертью.
Проведение допрос потерпевшего связано с определенными трудностями. С одной стороны потерпевшие в большинстве случаев бывают заинтересованными обвинить лишь самого водителя, а с другой находясь в состоянии сильного эмоционального потрясения и травмированными, не могут объективно воспроизвести картину события, иногда вообще ничего не помнят. В каждом конкретном случае следует производить допросы с разрешения врача. Если потерпевший находится в опасном для жизни состоянии, но периодически сознание к нему возвращается, то с разрешения врача и в присутствии других лиц следует его показания записать на магнитофон.
Вопросы, подлежащие выяснению при допросе потерпевшего, в основном те же, что и при допросах свидетелей-очевидцев. Конкретизация вопросов завысит от обстоятельств происшествия, его вида и т.д.
Так, в случае наезда, когда водители скрылись с места происшествия, при допросе потерпевшего необходимо выяснить, каким образом потерпевший оказался на месте ДТП, видел ли он приближающимся транспорт, видел или слышал сигналы, подаваемые водителем, состояние его зрения и слуха, приметы транспортного средства и водителя, где и когда переходил дорогу и на какой сигнал светофора, на каком расстоянии от движущегося транспорта начал переход дороги, был ли на момент происшествия трезв или в состоянии опьянения, кого он считает виновным, если водителя, то конкретно в чем видит его вину.
Следственный эксперимент приходится проводить на проезжей части дороги, где обычно продолжается транспортное и пешеходное движение. Поэтому рекомендации о воспроизведении условии времени и места расследуемого события не всегда выполнимы. Следственный эксперимент может быть проведен и в другое время, однако доказательственное значение его не становится меньшим. Лицо, производящее следственный эксперимент, заранее готовится и принимает меры для обеспечения безопасности его участников и окружающих лиц. Проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, определением технической возможности предотвращения наезда, восстановлением взаимного положения объектов, находящихся в движении непосредственно перед столкновением, опрокидыванием и т.п., недопустима.
При подготовке к эксперименту, следователь должен выяснить: а) допустимо ли производство эксперимента в дорожных условиях, в которых произошло расследуемое событие; б) будет ли нарушен ритм транспортного и пешеходного движения; в) как обеспечить его безопасность; г) какие средства регулирования движения следует использовать во время эксперимента; д) какие вероятные результаты может дать следственный эксперимент.
Наиболее распространенным является эксперимент по проверке возможности наблюдать в конкретных условиях какое-либо событие, например: мог ли водитель заблаговременно увидеть препятствие на дороге, мог ли потерпевший видеть приближающееся транспортное средство, мог ли свидетель со своего места наблюдать ДТП, мог ли свидетель, посмотрев на движущееся транспортное средство, определить его скорость и др. Иногда возникает необходимость в проведении следственных экспериментов с целью установления возможности совершения каких-либо действии, например, поездка конкретного транспортного средства по определенному участку местности или разворота определенного транспортного средства в конкретной местности и т.д.
Наиболее часто проводятся автотехническая (дорожно-транспортная), трасологическая, судебно-медицинская, судебно-биологическая, судебно-химическая экспертизы. Кроме того, могут быть назначены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиатрическая и другие экспертизы.
Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения, устанавливается характер, степень тяжести телесных повреждении, определяется причина наступления смерти пострадавшего. Судебно-медицинская экспертиза может ответить на вопросы: какая была поза потерпевшего в момент его контакта с транспортным средством; какими деталями или частями машины причинены телесные повреждения пешеходу, пассажиру машины или самому водителю транспортного средства во время ДТП. При расследовании ДТП приходится назначать судебно-биологическую экспертизу, на которую направляют обнаруженные при осмотре на поверхности транспортного средства капли крови, частицы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому принадлежит направленный на исследование объект человеку или животному. Если же кровь, обнаруженная на транспортном средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится и принадлежит ли потерпевшему. Если на автомашине обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли эти они с волосами потерпевшего.
Из криминалистических экспертиз чаще всего назначается экспертиза следов транспортных средств. Она может дать ответы на такие вопросы, как, к какому типу относится транспортное средство, следы которого обнаружены на месте происшествия, в каком направлении двигалось транспортное средство, оставлены ли следы колес, обнаруженные на месте происшествия, колесами конкретного транспортного средства и др.
Если водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство на месте происшествия, а при осмотре на рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук то в случае заявления задержанного водителя о том, что транспортное средство у него, угнали, назначается дактилоскопическая экспертиза. Она назначается и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности транспортного средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены потерпевшим в момент наезда на него.
Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и другие помарки, которые могли появиться в результате ДТП, то назначается судебно-химическая экспертиза. В этом случае перед экспертом ставится вопрос, каким веществом оставлена помарка на одежде.
Особенность автотехнической экспертизы в том, что как правило, ее объектами являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных - важнейшие условие проведения автотехнической экспертизы.