Человек как биосоциальное существо

Проблема человека – центральная проблема обществознания.

Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – религиозная, которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита.

На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

В высказываниях мыслителей о человеке, его сущности выделяются две основные точки зрения – пессимистическая (без веры в лучшее в человеке) и оптимистическая (с верой в человека, его возможности). «Пессимисты», прежде всего, отмечают животную сторону человека. «Оптимисты», напротив, считают, что человек – существо духовное, стремящееся к божественным вершинам сознания и поведения. В человеке переплетается и добро и зло.

Человек по своей природе – биосоциальное существо, так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, генофонде, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

Под социальнымв человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человек сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.

Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность- это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

Внутренняя структура личности:

1. Темперамент. Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

2. Характер. В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

сила – слабость;

твердость – мягкость;

цельность – противоречивость;

широта – узость.

Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

Характер человека проявляется в системе отношений:

- в отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

- в отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

- в отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.);

- в отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость -расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Классификация характеров.

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.

Экстраверт. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интроверт.Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,

Ярко выраженные интроверты и экстраверты встречаются редко. Чаще люди являются диавертами, т.е. включают в себя черты и первых, и вторых.

3. Социальные установки, т.е. отношение к миру и к себе в этом мире.

Внешняя структура личности включает в себя:

  1. социальный статус – место человека в общественных отношениях.
  2. социальная роль – образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  3. направленность личности (потребности и интересы)

Личностью человек становиться в процессе социализации,т.е. усвоении, восприятии норм поведения, ценностей и установок. Процесс социализации начинается с рождением человека и продолжается до смерти, проходя через начальный этап, где главным агентом социализации выступает семья и ближайшее окружение; средний этап проходит, в основном, в школе; и завершающий этап – это социализация взрослого человека (агенты – трудовой коллектив, политическая партия, общество и т.д.).

В современном обществе сложились институты социализации: образование, СМИ, государственная политика и т.д.

Люди, оставшиеся за пределами социализации, лишенные с рождения человеческого окружения называются феральными. Они не способны войти в круг нормального человеческого общения, не обладают речью, лишены эмоций. Всего в мире официально было зарегистрировано чуть больше сотни феральных людей, воспитанных животными (чаще всего волками) или искусственно изолированных от людей. Все они не смогли адаптироваться среди людей.

Человека от животного прежде всего отличает мышление и речь.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей. Мышление – сложнейший вид психической деятельности человека. Одна из основных составляющих этой деятельности – процесс отражения внешнего мира. Мышление всегда активный процесс. Мышление всегда протекает на уровне осознанного.

Речь – форма общения, опосредованная языком (системой знаков, которая существует и реализуется через речь). Речь не только средство общения между людьми, она – орудие мышления.

Речь, язык – универсальное средство формирования и выражения мысли.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека. Основная мыслительная база – чувственный опыт, который анализируется в процессе мышления. Мышление социально, так как для постановки и решения проблемы использует понятия, сформулированные в человеческой практике.

Типы мышления:

Наглядно-образное мышление связано с непосредственным восприятием окружающей действительности. Здесь задействуется кратковременная память (Карты, схемы)

Наглядно-действенное мышление предполагает усвоение определенных действий с реальными предметами (профессии, связанные с физическим трудом)

Понятийное (теоретическое) мышление предполагает решение задачи в уме, с помощью понятий, категорий. Как средство выражения используются символы: термиты, обозначения и т.д.

Образно-теоретическое мышление использует вместо понятий образы, которые воссоздаются при помощи воображения.

Этапы мышления:

1. Формирование задачи, т.е. определение предмета мышления. Задачу диктует определенная потребность.

2. Решение поставленной задачи (мыслительный процесс). Методы: анализ (выявление составляющих компонентов), синтез (объединение компонентов и выявлением существенных связей), сравнение (сопоставление обнаруженных сходств и различий), классификация (группировка по признакам), обобщение (объединение по общим существенным признакам), конкретизация (выделение частного из общего), абстрагирование (выделение одного аспекта и игнорирование других).

Достижение нового знания.

Мышление носит личностный характер. Особенностью мышления выступает эмоционально-волевой характер (мотивы, цели, досада, радость и т.д.)

В философии существует понятие БЫТИЕ, которое обозначает существование чего-либо. Формами бытия выступают:

1. Бытие процессов природы и вещей, произведенных человеком (вторая природа).

2. Бытие человека. Первичная предпосылка – жизнь. Не зря, право человека на жизнь – основа законодательства всех стран и народов.

Но, человек, в отличие от животного, не подчиняется слепо законам тела. Он способен контролировать и регулировать свои потребности. Бытие человека рассматривается как индивидуальное (жизнь от рождения до смерти), так и личностное (включенность в культуру социума).

3. Духовное бытие, то есть внутренний мир человека: сознание, результат его духовной деятельности.

4. Социальное бытие (отношение человека к природе, к самому себе).

Бытие человека тесно связано с его потребностями.

Потребность – состояния индивида, которое возникают, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. Выделяются следующие виды потребностей:

- биологические или физиологические (пища, самосохранение, продолжение рода, температурная среда и др.);

- экзистенциальные (безопасность, комфорт, уверенность в завтрашнем дне);

- социальные (труд, познание, общение, престиж, самореализация и др.);

- духовные (творчество, самоуважение).

Социальные и духовные потребности являются вторичными и формируются социумом.

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге "Мотивация и Личность".

человек как биосоциальное существо - student2.ru

Выделяют потребности подлинные(разумные) и мнимые(ложные). Удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной и полезной деятельности, мнимых – ведет к деградации личности.

В результате осознания потребности формируется интерес,т.е. целенаправленное отношение человека к потребности.

Интересы можно классифицировать по носителю (индивидуальные, групповые, всеобщие) и по направленности (экономические, социальные, духовные и т.д.)

Интерес – важнейший побудитель к деятельности.

Нельзя путать интерес и склонность. Склонность - расположение к чему-либо, отличающееся постоянностью. Интерес направлен на предмет, а склонность –на действие.

Например: интерес к музыке не всегда приведет человека в музыкальную школу, он вполне может оставаться слушателем, а вот склонность сделает вероятным успешные занятия музыкой.

Для реализации интереса и склонности необходимо учитывать способности человека.

Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности бывают общие (интеллектуальные) и специальные.

Уровни способностей:

Задатки –врожденные физиологические особенности (например, сильнее среднего развит зрительный анализатор мозга)

Одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей (художественная одаренность)

Талант – это совокупность способностей, развивающаяся в результате деятельности, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности.

Гениальность– высшая степень развития способностей, возможность создание качественно нового творения.

Деятельность – это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.

Деятельность является главной составляющей жизни человека, который именно в процессе деятельности формируется и самореализуется.

Особенности:

1. Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, меняя образ жизни.

2. Целеполагание. Сознательная постановка цели, связанная со способностью анализировать ситуацию.

3. Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека.

Будучи одним из аспектов бытия, деятельность воспроизводит социальные связи.

Структура деятельности:

  1. Субъект(человек, коллектив, общество)
  2. Объект(предмет, процесс, внутреннее состояние)
  3. Мотив– совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности (потребности, интересы, убеждения и т.д.)
  4. Цель – осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие.
  5. Средства и методы.
  6. Процесс (действия)
  7. Результат

Деятельность состоит из действий –процесса, направленного на реализацию цели.

Виды действий (по М. Веберу):

1. Целенаправленные (рационально-поставленная и продуманная цель)

2. Ценностнорациональные(действия по убеждению)

3. Аффективные(эмоциональные)

4. Традиционные(автоматическая реакция на привычный раздражитель).

Становление личности человека происходит в процессе деятельности. Источником развития выступают противоречия между потребностью утвердить себя в обществе и активностью в решении групповых задач. Вследствие разрешения этих противоречий человек проходит через три основных этапа становления личности:

  1. Адаптация(освоение действующих в обществе норм, овладение основными формами деятельности).
  2. Индивидуализация(поиск способов и средств обозначения свой индивидуальности).
  3. Интеграция(одобрение обществом индивидуальных особенностей личности)

Классификация деятельности:

Важнейшие виды деятельности:

Игра– форма деятельности в условных обстоятельствах. Функции игры значительны: воссоздание и усвоение общественного опыта, познание и усвоение предметной деятельности, развитие интеллекта, эмоций, нравственности. Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, меняются лишь место, роль игры и сам ее характер.

Особенность игровой деятельности в том, что она не нацелена на материальный результат.

Учение -приобретение знаний, навыков, умений. Выступает в организованной, неорганизованной форме и в самообразовании.

Труд– социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата. В процессе труда люди общаются между собой, обмениваются способами деятельности, что способствует их социализации.

Трудовая деятельность характеризуется:

- использованием и изготовлением орудий труда;

- целеполаганием;

- совместным характером деятельности;

- направленностью на преобразование человеческого мира.

Творчество– деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.

Успех деятельности человека в той или иной области жизни определяется тем, насколько развиты у него способности – организаторские, педагогические, технические, художественные и др.

.

Общение– это вид деятельности, в результате которого человек взаимодействует с другими людьми, обменивается с ними навыками, умениями, опытом, информацией и удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми.

Уровни общения:

1. Взаимовосприятие (Коммуникация)(Процесс передачи, уточнения, формирования информации, при котором каждый участник выступает в качестве субъекта общения.) Эффективный обмен информацией возможен, если коммуникатор(тот, кто направляет информацию) и реципиент(принимающий) обладают одной системой кодирования информации.

Взаимодействие (интеракция) –систематические устойчивые действия, направленные на получение ответной реакции со стороны партнера. Компоненты взаимодействия: этика, психологическое состояние. Выражается взаимодействие в сотрудничестве (кооперация) и соперничестве (конкуренция).

3. Понимание (процесс социальной перцепции).Социальной перцепция – способы восприятия, интерпретации и понимания друг друга.

Структура:

А) стереотип –устойчивые упрощенные образы;

Б) эмпатия –способ понимания эмоционального состояния.Формы эмпатии: повторение(воспроизведение эмоции), переживание(ситуацию, направленную на другой объект вы переживаете, как свою),сопереживание (например, успех не вызывает зависти)

В) Аттракция – познание человека на основе возникшей симпатии.

Г) Казуальная атрибутика(определенная система понимания причин поведения): личностная (всегда виноват Я), обстоятельственная (виноваты обстоятельства), стимульная (причина в предмете).

Наши рекомендации