Психолого-педагогические средства реабилитации
Средствами психолого-педагогической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.
Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психологическая помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией.
Нарушения психики могут быть первичными – непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой. Однако возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от их происхождения ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают необычную объективную социально- психологическую ситуацию.
Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником формирования дезадаптивного поведения. Последнее определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).
При психологической реабилитации прежде всего активно пытаются добиться гармонии человека с самим собой и обществом, повысить компетентность в анализе ситуации, вселить веру в свои силы и возможности, восстановить нарушенные болезнью социальные связи.
Психосоциальная помощь относится к наиболее важной составной части реабилитации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению социального поведения индивида.
Основные направления психосоциальной работы заключаются в следующем:
■ социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);
■ психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, психосоциальные клубы;
■ информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.
Социотерапия – это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу социотерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навыков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также терапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.
Необходимо все окружение пациента организовать таким образом, чтобы оно как можно больше приближалось к естественному, предоставляло максимум свободы, стимулировало адаптационные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение. Чем активнее терапевтическое воздействие среды, тем более ощутим его эффект.
Среди мероприятий социализирующего плана, которые входят в понятие терапии средой, выделяют две группы:
1)мероприятия, организованные работниками учреждений (например, домов-интернатов или больниц), не требующие какого- либо проявления активности пациентов – кинофильмы, концерты, лекции, просмотр телепередач, встречи с родственниками;
2) мероприятия по активному вовлечению проживающих в учреждении в общественно полезную деятельность – участие в самоуправлении, общественных советах; дежурства в столовой, на этаже, в жилых комнатах, шефство над ослабленными больными, участие в неформальных и терапевтических группах и др.
В систему социально-терапевтических мероприятий входят трудовая терапия и занятость в различных кружках (вышивания, вязания, рисования, художественной самодеятельности), которые способствуют организации досуга, развитию способностей и самовыражению инвалидов. Вид досуга человек выбирает самостоятельно в соответствии с уже сформировавшимися потребностями, сложившимися привычками либо развивающимися интересами. В целях расширения кругозора и интересов инвалидов практикуют культурно-массовые и спортивные мероприятия, экскурсии, коллективные беседы по обмену впечатлениями.
Важное звено в организации терапии средой – создание дружеской атмосферы среди проживающих, формирование партнерских отношений между персоналом и пациентами, что способствует не только установлению благоприятного психологического климата в учреждении, но и повышению социального и личностного статуса больных или инвалидов.
В процессе психосоциальной работы осуществляется психокоррекция, которая направлена на исправление недостатков в психическом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.
Наиболее распространенный метод индивидуальной работы – консультирование, при котором основным средством воздействия служит целенаправленная беседа. Задача такой беседы – помочь инвалидам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.
Групповая работа ориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми, страдающими различными социально- психологическими патологиями. В этом случае в отличие от работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных взаимоотношений, психотерапевтическая группа несет в себе определенный лечебный потенциал.
В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получающим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимодействия облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений. Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний.
Основные формы психокоррекционных групп – открытые и закрытые. Открытые группы не имеют постоянный состав участников. Одни уходят по мере достижения положительных результатов и реализации своих ожиданий, другие вливаются в группу в процессе ее работы и посещают занятия с подходящей для них частотой.
Такие группы могут существовать неопределенно длительное время (иногда в течение многих лет). Открытые группы участвуют обычно в менее структурированных формах психотерапии. Среди них следует выделить музыкотерапию, библиотерапию, арттерапию, танцевальную психотерапию. Закрытые группы отличаются постоянным составом участников. Продолжительность их работы определяется поставленными целями, задачами и реабилитационной программой.
В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:
1) проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья;
2) предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых им услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т.п.
Практиковавшаяся на протяжении многих десятилетий изоляция инвалидов в специализированных учреждениях или собственных семьях привела к тому, что общество как бы забыло об их существовании, оно не готово к встрече с ними ни психологически, ни в отношении обеспечения им полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам.
Одним из условий успешной реализации политики по интеграции лиц с ограниченными возможностями в общественную среду служит выполнение программ, направленных на повышение толерантности общества к этой категории лиц. В решении данной проблемы большую пользу могут принести правильно построенные информационно-образовательные программы, издание научно- популярных книг, журналов, информационных брошюр, которые должны способствовать повышению уровня осведомленности населения о социальных, медицинских, экономических и психологических проблемах инвалидов. Необходимы программы, содействующие вовлечению всего сообщества в решение этих проблем.
Только изменение общественного отношения к проблеме инвалидности будет гарантией совершенствования государственной политики в области реабилитации и, главное, ее реализации.
контрольные вопросы
1. Перечислите основные принципы реабилитации.
2. В чем заключаются организационные основы реабилитации?
3. Опишите последовательность реабилитационных мероприятий.
4. Что включено в понятие «индивидуальная программа реабилитации»?
5. Дайте определения понятий «реабилитационный потенциал» и «реабилитационный прогноз».
6. Что оценивает характеристика качества жизни?
7. Перечислите основные средства реабилитации.
8. Какие выделяют лечебные двигательные режимы?
9. Какие специалисты со средним медицинским образованием участвуют в процессе реабилитации?
Глава 3