Социальная работа в пенитенциарных учреждениях
Еще до революции некоторые представители пенитенциарной российской системы осознавали необходимость социальной работы с заключенными. «Люди, покидающие тюрьмы, возвращаются в общество или окончательно больными и неспособными ни к какому труду, или же еще более развращенными, чем были при своем заключении. Тюрьма служит для них или физической заразой, или высшей школой всевозможной преступности». Это высказывание, которому насчитывается 130 лет, принадлежит не педагогу и не правозащитнику, а первому начальнику Главного тюремного управления Российской Империи М.Н. Галкину-Врасскому.
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться, но уже можно отметить ее специфику, особенности, проблемы.
Современная российская пенитенциарная система – это места предварительного заключения:
– изоляторы временного содержания. В них содержаться люди, подозреваемые в совершении преступлений. Срок содержания до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений – до 30 суток;
– следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7 % от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до трёх лет за нетяжкие преступления;
учреждения, исправляющие наказание:
– исправительно-трудовые колонии (ИТК) – основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы. ИТК делятся на мужские (общего, строгого и особого, т.е. самого жесткого режима) и женские (общего и строгого режима);
– воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет (однако по рекомендации администрации колонии определением суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года). Существуют ВТК для мальчиков и девочек. ВТК для мальчиков имеют два вида режима – общий и усиленный. На усиленный режим переводятся несовершеннолетние, совершившие преступление либо неоднократные грубые нарушения в ВТК общего режима;
– тюрьмы-учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В тюрьмах установлено два вида режима – общий и строгий – в пределах одного учреждения;
– исправительно-трудовые колонии-поселения – места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы. Они делятся на три категории: для осужденных за неосторожные преступления; для лиц, осужденных за умышленные преступления и осужденных не более чем на пять лет; для лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима.
Уголовный кодекс предусматривает создание еще двух видов пенитенциарных учреждений в России:
– арестных домов для исполнения ареста на срок от 1 до 6 месяцев;
– мест отбытия ограничения свободы.
Этими учреждениями ведает Главное управление исполнения наказания (ГУИН) – одно из 12 главных управлений в системе МВД.
Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст. 6 Исправительно-трудового кодекса перечислено шесть основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:
– режим отбывания наказания, т.е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания;
– общественно-полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей;
– воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание);
– общеобразовательная подготовка;
– профессиональная подготовка;
– оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.
Каждое из этих направлений содержит компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельную деятельность, которая не является средством исправления и перевоспитания заключенных, а обеспечивает успешное развитие этих процессов.
Таким образом, социальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами.
Основным связующим звеном между заключенными и внешним миром являются его социальные связи, которые с определенной степенью условности можно разделить на социально полезные, социально нейтральные и социально негативные.
Социально полезные связи, т.е. связи, которые отвечают следующим критериям: заключенный заинтересован в их устойчивости и стабильности, стремится к их сохранению и развитию; в то же время эти связи способствуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально приемлемым стандартам. Таким образом, социально полезные связи имеют три существенные особенности: заключенный является их активным субъектом; их ценность, с точки зрения заключенного, очень высокая; они позитивно влияют на самого субъекта.
Объектами социально-полезных связей заключенного могут быть не только члены его семьи и другие родственники и близкие, но и представители бывшего трудового или учебного коллектива.
Существует несколько моделей поведения заключенных относительно установления, поддержки и развития социально полезных связей:
1-я модель: объект социально полезных связей отсутствует, и заключенный не предпринимает попыток наладить связь;
2-я модель: объект социально полезных связей отсутствует, однако заключенный проявляет активность в налаживании социально полезных связей;
3-я модель: объект социально полезных связей пропал, и заключенный стремится его обнаружить;
4-я модель: объект социально полезных связей противится установлению и поддержанию этих связей, а заключенный, наоборот, стремится к этому;
5-я модель: заключенный поддерживает социально полезные связи, однако его интересы не выходят за пределы использования объекта этих связей только в качестве источника материальной и физической поддержки (получение посылок, передач, справки для досрочного освобождения и т.д.);
6-я модель: социально полезные связи являются источником не только материальных и физических благ, но и моральной и социальной поддержки; заключенный активно интересуется всеми изменениями, произошедшими у объекта связей, и стремится оказывать на них позитивное влияние;
7-я модель: заключенный не только активно поддерживает социально полезные связи, но и сам оказывает материальную и духовную поддержку объекту этих связей.
Поддержание социально полезных связей весьма важно для заключенных, поскольку:
– в условиях, когда заключенные лишены доступа ко многим значимым для них ценностям, объект связей способен вытеснить из их сознания отсутствующие ценности, занять их место, стать жизненной целью;
– ощущая ответственность не только за себя, но и за объект социально полезных связей, его будущее и судьбу, заключенный становится более осторожным при выборе форм поведения;
– поддержание социально полезной связи делает его будущее более определенным, конкретным;
– за счет появления социально значимой цели (создать или восстановить семью, устроиться после освобождения на интересную работу, стать членом религиозной общины и т.д.) снижается уровень физических и психических издержек;
– как правило, при поддержании социально полезных связей сохраняется или повышается социальный статус личности.
Задачей социального работника, стремящегося установить, сохранить и развить социально полезные связи является:
– оценка полезности связи;
– определение, в рамках, какой из упомянутых моделей осуществляется социально полезная связь;
– помощь заключенному в оценке объекта связи, предостережение его от необоснованных иллюзий и заблуждений относительно социальных перспектив данной связи;
– оказание социально-психологической защиты заключенному при крушении социально полезных связей;
– содействие в розыске или подыскании объекта (например, помощь в поиске родственника или друга, координаты которого неизвестны).
Формами поддержания социально-полезных связей законом являются переписка, отправление и получение денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, телефонные переговоры, предоставление свиданий, отпуск за пределы мест лишения свободы, вступление в брак, участие в гражданско-правовых сделках. Некоторые способы связи прямо запрещены законом: нелегальная передача предметов, писем и т.д., – как правило, нелегально в зону передаются наркотики, алкогольные напитки, запрещенные предметы, а в СИЗО или из СИЗО – информация, направленная на воспрепятствование расследования по делу.
Для восстановления и развития социально-полезных связей осужденного социальный работник может использовать следующие технологии:
1) розыск родственников и иных лиц путем направления запроса в паспортный стол органов внутренних дел по месту последней регистрации (прописки) этих лиц. В запросе указываются полные анкетные данные разыскиваемых, а также место, куда они могли выбыть;
2) интервьюирование прибывших на свидание родственников с целью получения дополнительной информации о заключенном в случае, если у него обнаруживаются социально-психологические проблемы, а также для повышения эффективности социальной работы с ним. Выяснению подлежит широкий круг вопросов: ценности, проблемы и интересы заключенного, наиболее яркие события его жизни, наиболее авторитетные для него лица и источники информации, его реакция на различные виды воздействия, статус, к которому он стремится, ситуации, в которых он использует помощь посторонних лиц, ситуации или события, которых он боится, пытается избежать, события, которые доставляют ему удовольствие, радость или страдание;
3) активизация связи заключенного с его малолетними детьми, братьями или сестрами путем установления переписки с работниками детских учреждений или родственниками, на воспитании у которых они находятся;
4) сюрприз для заключенного – в случае, если социальный работник знает о приближающемся дне рождения родственника заключенного или близкого ему человека и поможет достать поздравительную открытку или конверт, переправить адресату небольшой подарок;
5) восстановление социально полезной связи заключенного с родственником или другим близким ему человеком – лучше всего в предверии дня рождения заключенного или праздничного дня. К письму адресату целесообразно приложить фотографию заключенного. Если адресат не отвечает, стоит посетить его лично или попросить об этом социального работника или представителя местной администрации, участкового инспектора милиции по месту жительства;
6) преодоление препятствий к предоставлению заключенному права на свидание, получению посылки (передачи) или телефонного разговора. Если препятствием является нежелание следователя, прокурора или суда, надо потребовать письменное мотивированное объяснение и обжаловать его вышестоящему прокурору, а отказ судьи – в соответствующую квалификационную коллегию судей;
7) телефонные переговоры с родственниками;
8) установление и улучшение отношений с семьями заключенных путем посещения этих семей лицами, отбывшими наказание, с которыми у социального работника сложился рабочий контакт и которые предварительно проинструктированы о цели посещения и характере решаемых при посещении проблем;
9) наличие под рукой списка и адресов СМИ, служб знакомств, которые оказывают бесплатные услуги в публикации объявлений;
10) ведение экрана динамики социально полезных связей, в котором указываются список заключенных, чьи связи подлежат активизации; показатели социально полезных связей (количество свиданий, посылок, писем, их качественные характеристики) на момент начала социальной работы с клиентом; показатели его социального благополучия (включая количество поощрений и взысканий); изменение показателей социально полезных связей и социального благополучия в результате проводимой социальной работы.
Социальный статус заключенного, его социальная ориентация, социальное самочувствие в большой степени зависят от того:
– сохранились ли его социально полезные связи, в какой мере он может опираться на них, выстраивая стратегию своего поведения;
– насколько персонал исправительного учреждения умеет и стремится использовать эти связи для достижения цели наказания;
– какова динамика развития этих связей в структуре социальной жизни инвалидов.
Проведение с осужденным социальной работы невозможно без соблюдения определенных условий:
– наличия законодательно закрепленного положения о том, что социальная работа – это одно из средств исправления осужденного;
– наличия у пенитенциарных сотрудников знаний и навыков социальной работы;
– осознания пенитенциарными сотрудниками функций и возможностей социальной работы, восприятие ими социальной работы как вида деятельности, который нельзя заменить ни воспитательным, ни оперативным, ни режимным воздействием на наказуемого;
– осознания того, что режимное или оперативное воздействие на осужденного в тех случаях, когда ему должна быть оказана всего лишь социальная помощь, не только не принесет позитивных последствий, но и причинит ему прямой вред.
Тем не менее социальная работа должна осуществляться в тюрьмах, ибо уголовное наказание должно предусматривать социальное и нравственное изменение.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается специфика социальной работы в системе образования?
2. Какова роль социального работника в деятельности учреждений системы дошкольного образования?
3. Каковы функции социального работника в школе?
4. Какова роль социальной работы в системе начального и среднего профессионального образования?
5. Каковы функции социального работника в вузах?
6. Каковы особенности организации социальной работы в образовании?