Субтест 4. 2 - 3 правильно решенные задачи говорят о среднем уровне развития математических способностей
2 - 3 правильно решенные задачи говорят о среднем уровне развития математических способностей. 4 - 5 правильно решенных задач характерны для высокого уровня развития математических способностей ребенка.
В целом 11 - 13 правильно решенных задач соответствуют возрастной норме, т.е. нормальному (среднему) уровню развития интеллектуальных способностей. Если ребенок выполняет правильно 14 и более заданий, можно говорить об уровне развития выше среднего. Неумение выполнять инструкцию и/или затруднения в выполнении более чем половины заданий могут свидетельствовать о недостаточном уровне интеллектуального развития детей данного возраста и об их недостаточной интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Данные, полученные с помощью МЭДИС, хорошо согласуются с показателями других тестов интеллектуальных способностей.
Нормативные показатели интеллектуальных способностей
Используя таблицу нормативных показателей различных сторон интеллектуальной деятельности, можно:
- описать профиль развития интеллектуальных способностей ребенка, т.е. выявить, какие стороны интеллектуальной деятельности находятся на должном уровне развития, а какие требуют дополнительной работы;
- выявить одаренных детей, которые могут обучаться по специальным углубленным программам.
Приложение
Средние результаты тестирования 163 детей, поступающих в 1-й класс, с помощью МЭДИС
Примечание: М - среднее количество правильных ответов, у - среднее квадратичное отклонение, макс. - максимальное и мин. - минимальное количество правильных ответов в каждом субтесте и каждой форме МЭДИС.
Ниже приводится стимульный материал к МЭДИС (для форм А и Б).
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ПЕРВОКЛАССНИКОВ19
(методика Э.Ф. Замбацявичене
в модицикации
Л.И. Переслени и Л.Ф. Чупрова)
Цель: определение особенностей и уровня развития словесно-логического мышления у детей у 6 - 8 лет, а именно: осведомленности, сформированности понятий, операциий классификации, обобщения, установления аналогий.
Материал: бланк методики, включающей 4 субтеста (1, 3 и 4 субтесты включают по 5 заданий (проб), 2 субтест - 10):
- 1 субтест - определение осведомленности ребенка;
- 2 субтест - на классификацию, сформированность понятий;
- 3 субтест - изучение способности устанавливать аналогии;
- 4 субтест - определение умения обобщать, сформированности понятий.
Ход работы: методика проводится с ребенком индивидуально. Экспериментатор последовательно зачитывает ребенку задания и фиксирует в протоколе его ответы, а также данные наблюдения за испытуемым в процессе обследования. Особенность данной методики в том, что сначала ребенку зачитывается текст заданий, а затем дается инструкция.
Обследование занимает обычно 10 - 20 минут.
Учитывая недостаточность сформированности в этом возрасте произвольного внимания, повышенную импульсивность детей, авторы модификации предлагают ввести в диагностическую процедуру стимулирующую помощь (во всех четырех субтестах): если ребенок отвечает неправильно, экспериментатор предлагает ему подумать еще.