Этапы логического запоминания
ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ ЗАПОМИНАНИЯ |
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЗАПОМИНАЕМОГО |
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА |
ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ |
ОБОБЩЕНИЕ |
ЗАПОМИНАНИЕ ЭТОГО ОБОБЩЕНИЯ |
(Таб. 11.7) Этапы логического запоминания
Продуктивность запоминания зависит от характера материала. Под влиянием систематического обучения память развивается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти. Значительно возрастает преднамеренное запоминание, что связано с быстрым развитием отвлеченной, словесно-логической памяти.
Запоминаемый материал в результате активной работы мышления перестраивается. Процессом, противоположным сохранению, является забывание (см.).
Рис. 11.8 Кривая запоминания Эббингауза. Однофазовые кривые учения
Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и поэтому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным, необходимым.
В психологии существуют различные теории, объясняющие причины забывания. Одна из них называется теорией угасания следов, другая — теорией интерферирующего торможения следов.Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного(вперед направленного) торможения(см.). Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности получило название ретроактивного (назад направленного) торможения.Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта последующая деятельность требует значительных усилий.
Явления проактивного и ретроактивного торможения объясняют многие закономерности памяти: преимущества распределенного повторения по сравнению с концентрированным; лучшее сохранение начала и конца, более прочное запоминание того, что заучено непосредственно перед сном, и т. д.
Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно.
Формы воспроизведения:
- узнавание (см.), которое возникает при повторном восприятии объекта;
- воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта;
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач;
- реминисценцию (см.) — как бы непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Воспроизведение ранее воспринятого происходит, как правило, в отсутствие непосредственных раздражителей, оно осуществляется на основе оживления старых связей и поэтому имеет место только при наличии более прочно закрепленных связей. Узнавание происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи.
Для установления различий в трудности между процессами узнавания и воспроизведения могут быть использованы рис. 11.9 и 11.10.
Рис.11.9 Запомните, а затем воспроизведите по памяти изображенные на рисунке фигуры
Рис. 11.10 Закрыв бумагой предыдущий рисунок, узнайте здесь фигуры из него.
Представление— это образ предмета, основанный на прошлом восприятии. У разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей представления отличаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты и т. д.
Исследования показывают, что образы представлений значительно богаче по содержанию наглядных образов восприятий,так как они:
- предполагают интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории;
- являются следами не одного лишь восприятия, а результатом сложной практической деятельности.
Вопросы и задания по теме
1. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса. Сопоставьте психологические, биохимические и физиологические подходы к определению механизмов памяти.
2. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?
3. Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного? Что нужно помнить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала?
4. Из школьной практики известны случаи, когда ученики, хорошо знавшие стихотворение, при ответе на уроке от волнения сбиваются и забывают отдельные его части. Как физиологически объяснить такое забывание?
5. В чем заключается основное отличие образов представлений от образов восприятий и от понятий? Объясните, почему представления считают более высокой ступенью познания, чем восприятия.
6. Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным психологической литературы и собственным наблюдениям определите:
Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности учащихся? Как влияет на запоминание отношение к запоминаемому материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и т. д.)? Чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше?
Какие ошибки часто допускают учителя при повторении материала и как надо правильно его организовывать? Как предупреждать забывание важного материала?
МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
Узловые вопросы темы
1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи.
2. Логические формы мышления.
3. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач.
4. Мыслительные операции как основные механизмы мышления.
5. Виды мышления.
6. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности.
7. Возникновение образов воображения.
8. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения. Этапы творческого воображения.
Основные психологические понятия по теме «Мышление»
Абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на coставляющие его части или характеристики.
Гипотеза — предположение, проект решения задачи.
Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Задача — цель, заданная в определенных условиях.
Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Инсайт — мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
Конкретно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Наглядно-образное мышление — РИД мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Опосредствование — познание с использованием вспомогательных средств.
Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Проблемная ситуация — ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.
Разум (ум) — высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.
Сериация — логический прием последовательного расположения материала по порядку на основании определенных признаков.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают у. индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.