Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики

Содержание практики.

В ходе практики студент под руководством практического психолога в каждом учреждении осуществляет:

1. Психолого-педагогический анализ урока

2. Анализ деятельности психологической службы образова­тельного учреждения (школы, детского сада) или психологиче­ского центра.

3. Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики.

2.Представление результатов:

Студентом предоставляется письменный отчёт о практике, в которым описаны и проанализированы основные направления работы за время прохождения практики

2.1.Психолого–педагогический анализ урока.

Психолого–педагогический анализ урока включает в себя основные разделы:

1)формулировка и обоснование целей и задач урока (обучающих, развивающих, воспитательных)

2)предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока, (сопоставление объективных требований урока с наличными возможностями учащихся, распределение времени по этапам урока)

Пример

«Я считаю, что на изучение нового материала учитель выделил мало времени – всего 15 минут, все остальное время ученики повторяли пройденный материал. Учитывая возрастные особенности младших подростков, можно предположить, что этот материал будет усвоен плохо. Более того, учитель использовал только устный рассказ и совсем не опирался на наглядные средства обучения, что создавала благоприятные возможности только для учеников с хорошо развитым вербальным мышлением и слуховым восприятием. Другие учащиеся не имели возможности усвоить материал.» И так по каждому этапу урока.

3)описание и анализ хода урока (формы представления конспекта: сплошное текстовое описание, описание с выделением отдельных этапов, событий, моментов урока)

Здесь вы даете краткое представление о том, чему был посвящен урок, какие вопросы рассматривались.

3) анализ организации развития восприятия, памяти, мышления, внимания, представления и воображения на уроке

Пример

«При изучении Ледового побоища учитель обращался к репродукции «Название», то есть активизировал зрительное восприятие».

Такое описание вы даете по каждому новому виду деятельности.

4) анализ используемых форм контроля и оценки на уроке (как учитель контролирует учеников: опрос, самостоятельная работа, взаимооценка и т.д.)

5) результаты урока, основные достоинства и недостатки

Это итог всего вашего анализа. Здесь вы оцениваете деятельность учителя и учащихся с точки зрения психолога. Что было хорошо, над чем стоит поработать. Не забывайте связывать элементы анализа с возрастными особенностями учащихся и со стажем работы учителя. Бессмысленно критиковать учителя, который работает в школе второй год или 53-й год, т.к. некоторые моменты объясняются особенностями профессионального развития в тот или иной период.

NB! Обращаю ваше внимание на то, что урок вы анализируете с точки зрения психолога. Вам нужно проанализировать, какие познавательные процессы и свойства личности реализуются на данном уроке. Это центральная часть анализа, а, соответственно, она должна быть самой большой по объему в сравнении со всем анализом урока. Максимальный объем анализа урока – 5 листов.

Типичная ошибка студентов – предоставление конспекта урока без психологического анализа.

2.2 .Анализ деятельности психологической службы образовательного учреждения (школы, детского сада)

План анализа деятельности психологической службы:

1)Полное название учреждения, его место нахождения (адрес).

2)Уникальность организации, специфика работы данного учреждения.Краткий анализ актуальной ситуации в образовательном учреждении: цели и задачи, проблемы и пути решения, перспективы развития учреждения.

3)Структура и организация психологической службы (ПС) данного учреждения:

- цели и задачи психологической службы;

- основные направления деятельности психологической службы (психопрофилактика, психодиагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое развитие и психокоррекция);

- кадровый состав психологической службы (специалисты и их количество);

- основные проблемы, над которыми работает психологическая служба, и возможные пути их решения;

- краткая характеристика перспектив развития психологической службы (что планируется на следующий год и в течение 5 лет).

4) Анализ видов деятельности педагога-психолога образовательного учреждения

Краткое описание основных видов деятельности ПС по направлениям: психопрофилактика, диагностика, коррекция, развитие, консультирование и др. (например, в рамках направления психопрофилактики проводятся факультативные занятия по психологии общения для 7 и 8 классов). Описание этих видов работ можно представить в таблице (см. табл. 1)

Таблица 1

Описание видов деятельности педагога-психолога

Направление деятельности Вид работ Контингент
Психопрофилактика    
Психодиагностика    
Консультирование    
Коррекция    
Развитие    
Просвещение и др.    

5) Методическое и материально-техническое обеспечение деятельности

- условия работы и методическое обеспечение работы педагога-психолога данного учреждения (наличие отдельного помещения, техническое оснащение кабинета, необходимо для работы педагога-психолога);

- наличие методик, программ, технологий в кабинете педагога-психолога.

6) Выводы:

- эффективность и результативность деятельности психологической службы (В какой степени решаются задачи, поставленные перед психологической службой, достигается ли цель психологической службы?);

- достоинства и недостатки в работе психологической службы.

NB! Обращаю ваше внимание на то, что это анализ, а не описание!!! По каждому пункту должны быть оценочные суждения с обоснованием. Пример: «В своей деятельности психолог тратит большое количество времени на психодиагностику (10 часов в неделю) и несоизмеримо маленький объем времени уделяем психологическому консультированию (2 часа) и психологической коррекции (2 часа). Принимая во внимание тот факт, что психодиагностика дает основания для консультирования и коррекции, можно полагать, что работа ведется неэффективно, т.к. большая часть результатов исследований не принимается к рассмотрению и в дальнейшей работе с детьми и их родителями не используется»

Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики

1) Цели и задачи, которые ставил перед собой студент, выполняя задание по психолого-педагогической практике.

2) Виды работ, выполненных студентом

За период прохождения практики студент отражает в своем анализе основные виды работ, в которых участвовал или которые проводились совместно с педагогом-психологом за этот период. В этом анализе необходимо отразить следующее: цели каждого вида деятельности и достигнутые результаты; с кем и когда проводилась работа по каждому направлению, в какой форме (индивидуальной или групповой), с помощью каких методов и методик.

Информация может быть представлена как в текстовой, так и в табличной форме (см. табл.2).

Таблица 2

Описание проделанной работы

Направление деятельности Виды работ Кон-тингент Формы работы Назв. метода Кол-во работ
Индив. Групповая
             
             
             
             
             
             
             
             

3) Выводы:

- Удалось ли достичь цели и реализовать задачи, которые ставили перед собой?

- Что получилось?

- Что вызвало трудности в работе?

4) Пожелания и предложения студента-практиканта

Наши рекомендации