Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
Факторы | Значимость фактора (от 0 до 5) | Влияние на организацию (от -50 до +50) | Суммарное влияние на организацию («+» возможности «-» угрозы) |
1. Социальный 1.1. Падение …………….. 1.2. Повышение уровня образования | -30 +20 | -90 +80 | |
3. Экономический 3.1. Замедление темпов …………….. | +10 | +50 |
Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Процесс диагноза внутренних проблем называется управленческим обследованием внутренних сильных и слабых сторон организации, которое проводится по следующим основным направлениям:
1. Производство
2. Финансы
3. Маркетинг
4. Менеджмент
5. Трудовые ресурсы
6. Организационная культура и имидж организации
Довольно широко известным подходом к анализу внешней среды организации, позволяющим провести их совместное изучение и установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними возможностями и угрозами, является SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: Strengths– сила, Weaknesses–слабость, Opportunities – возможности, Threats– угрозы) Стратегический анализ состоит из двух частей: внутреннего и внешнего. При внутреннем анализе оценивается состояние предприятия, его сильные и слабые стороны. При оценке внешней среды определяются угрозы и возможности организации (табл. 14).
Таблица 14
SWOT-таблица
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: 1. Качественная продукция 2. Высокая квалификация инженерного персонала 3. ……………………………………….. | ВОЗМОЖНОСТИ: 1. Выход на рынок зарубежных стран 2. Привлечение иностранных инвестиций 3. ………………………………………. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: 1. Слабая организационная культура 2. Неэффективные рекламные компании 3. ……………………………………….. | УГРОЗЫ: 1. Сильная конкуренция 2. Появление ………………… 3. ………………………………………. |
К сильным сторонам предприятия можно отнести:
- высокое качество продукции;
- компетентность персонала;
- достаточные финансовые ресурсы;
- хорошая репутация предприятия у потребителей;
- большая доля рынка;
- наличие эффективной стратегии предприятия;
- низкие издержки производства продукции;
- способность предприятия к инновациям и т.д.
Слабыми сторонами предприятия могут быть:
- отсутствие стратегического направления;
- устаревшее оборудование;
- низкая рентабельность;
- неэффективный менеджмент;
- неквалифицированный персонал;
- неконкурентоспособная продукция;
- отсталая технология и т.д.