Валидность экспериментальных психологических исследований, приемы контроля, влияние побочных переменных как способы повышения валидности

1. Понятие о психологических исследований.. Валидность экспериментальных психологических исследований валидности экспериментальных– это определение степени правомерности вывода об экспериментальной гипотезе в данном эк Валидность – это соответствие конкретного исследования принятым стандартам.

Валидность - соответствие теста измеряемому психическому свойству.

Виды валидности:

1. Содержательная валидность – тест валиден по мнению специалистов.

2. Внешняя или очевидная валидность – по мнению испытуемого.

3. Эмперическая валидность – валидность по критерию. Рассчитывается, когда тест служит предсказателем будущего поведения (прогностическая).

4. Концептуальная или конструктная валидность. Он позволяет доказать правильность теоретических положений, лежащих в основе методики.

В экспериментальной психологии стандартом является безупречный эксперимент.

2. Внутренняя валидность Внутренняя валидность – это соответствие конкретного исследования идеальному (не требует доказательств, может происходить только изменения независимой переменной – ее оцениваем, которая даст определенные параметры зависимой переменной – ее измеряем, все остальные переменные отсутствуют). Зависит от наличия других переменных и от состава экспериментальной группы.

-этостепень правомерности в данном эксперименте по сравнению с идеальным экспериментом, где изменения независимой и зависимой переменных происходят в одних и тех же условиях, а побочные факторы неизменны.Если эксперимент удачно спланирован и проведен, то результаты будут приближаться к безупречному эксперименту. Если нет, то выводы будут некорректны. Внутренняя ва­лидность характеризует меру влияния на изменение зависимой пере­менной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор. Чем больше влияние на изменение зависимой переменной неконт­ролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Планирование эксперимента необходимо для повышения влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других пере­менных. Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента. Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть, или исключить. Те из них, которые наруша­ют внутреннюю валидность, называют «побочными». К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора време­ни, фактор задачи, индивидуального различия. Перечислим основные факторы, нарушаю­щие внутреннюю валидность эксперимента (по Кембеллу). 1) нестабильность во времени, всегда существуют краткосрочные колебания условий;2) различие экспериментальных задач, существуют эксперименты, где есть несколько заданий, причем они различаются по уровню трудности и должен быть подбор по трудности.3) эффекты последовательности (переноса). Он заключается в том, что одно задание влияет на последующие за ним задания, эффект последовательности может быть отрицательным – предыдущее задание уменьшает вероятность выполнения последующего и положительным – улучшает выполнение.4) предубеждение экспериментатора – экспериментатор убежден в преимуществе одного из условий независимой переменной. Способ повышения внутренней валидности: выбор адекватного количества проб( зависит от изменчивости признака, внимание); изменчивость во времени (соблюдение процедуры эксперимента); устранение систематического смешения ( когда к независимой переменной примешиваются побочные переменные); контроль за факторами времени, 3 схемы по Годдстанкеру: схема случайной последовательности, где пробы очень краткие и их достаточно много; схема регулярного чередования – много проб, эти пробы усредняют фактор времени; позиционно-уравненная проба – проб мало, предъявление проб идет через равные промежутки времени.

Внешняя валидность – Внешняя валидность – соответствие конкретного исследования природной реальности. Определяет возможность переноса результатов эксперимента другие условия. Зависит от репрезентативности (- свойства выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности) выборки (чем репрезентативнее выборка, тем выше внешняя валидность) и от контроля за дополнительными переменными (учесть ключевые условия).

- Это степень правомерности вывода в данном эксперименте по сравнению с экспериментом полного соответствия.

Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеаль­ного, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие и фиксируется понятием «внешняя валидность» психологического эксперимента. Она определяет, в какой мере результаты, по­лученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуа­ции, послужившей «первообразом» для эксперимента. Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций и на любые дру­гие.

Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика экс­перимента, определяющая возможность переноса (обобщения) резуль­татов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин: 1) соответствия условия эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации («репрезентативность» эксперимента); 2) типич­ности самой «первообразной» ситуации для реальности («репрезента­тивность» ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперимент. Для достижения высокой внешней валидности нужно, чтобы уровни дополнительных экспериментальных переменных соответс­твовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидностит и если источником гипотезы является реальность, обыденное знание, а не теория. Достижение полной внешней валидности невозмож­но в принципе, поэтому любое «чистое» аналитическое исследование является внешне невалидным. Вместе с тем рекомендуется максималь­но учитывать влияние дополнительных переменных на эксперименталь­ный эффект, т.к. неизвестно, когда будет построена теория для их объяснения, а данные, возможно, придется использовать на прак­тике.

Главные причины нарушения внешней валидности:

Эффект тестирования - уменьшение или увеличение восприим­чивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвер­гается, то результаты для нее могут быть нерепрезентативными.

Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию ис­пытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя пере­носить на лиц, не принимавших участие в эксперименте; этими лица­ми является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

Взаимодействие факторов отбора и содержания эксперимен­тального воздействия. Их следствия - артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нес­кольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесслед­но и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

Проблема внут­ренней валидности разрешима в принципе, т.к. как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и математи­ческой обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уровень их достоверности.

Проблема внешней валидности неразрешима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания си­туации в целом.

Приемы контроля, влияние побочных переменных ПП как способы повышения валидности:

Элиминация – экспериментальную ситуацию конструируют т.о., чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной (ВП). (Например: в лаборатории изолируют испытуемого от внешних звуков, шумов, вибрационного воздействия и электромагнитных полей). Но элиминировать влияние ВП невозможно (трудно исключить влияние пола, возраста и интеллекта).

Создание константных условий. При этом влияние ВП остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной (НП) и на протяжении всего эксперимента. Данные, полученные при константных значениях ВП, можно переносить только на те реальные ситуации, в которых значения ВП такие же, какими они были при исследовании (неизменность пространственно-временных условий эксперимента). Следует стандартизировать технику проведения исследования и оборудования экспериментальных исследований (звуки, ароматы, вид фурнитуры). Константность дополнительных переменных - уравнять группы испытуемых по уровню образования, полу, возрасту. Предъявление инструкции одинаково всем испытуемым.

Балансировка. Применяется в том случае, если невозможно идентифицировать ВП; если можно ее идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной. (В дополнении к экспериментальной группе включается контрольная группа. Условия проведения одинаковы, но эксп-ое воздействие осуществляется только на эксп-ую группу. Тем самым изменение ЗП в контрольной группе обусловлено лишь ВП, а в экспериментальной – совместным действием ВП и НП). 1) Для того чтобы определить, как влияет на ЗП ВП, используем более чем одну контрольную группу (N = n + 1, где N – число контрольных групп, а n – число ВП). Различия в результатах контрольных групп выявляет специфическое влияние одной из ВП. 2) Балансировка при контроле известных ВП (пример учета такой переменой – выявление уровня влияния принадлежности испытуемых к полу на результаты эксперимента).

Контрбалансировка. Когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый находится в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий. Смысл: порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий другой группе. Техника контрбалансировки заключается в том, что каждый испытуемый получает более чем один вариант воздействия (АВ или ВА) и эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.

Рандомизация – процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы «случайных» чисел. Рандомизация является способом, позволяющим исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента.

Данные приемы контроля снижают влияние побочных переменных и увеличивают валидность эксперимента.

Наши рекомендации