Лекция по теме № 7. Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования
План
Виды оперативно-розыскных мероприятий ведомственного санкционирования и их признаки.
Понятие и сущность проверочной закупки, оперативного эксперимента, контролируемой поставки, оперативного внедрения.
Актуальные проблемы, возникающие в деятельности оперативных подразделений органов наркоконтроля при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий ведомственного санкционирования.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ отечественной и зарубежной практики противодействия наркопреступности позволяет утверждать, что особое значение в ОРД соответствующих компетентных органов имеют такие ОРМ как проверочная закупка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и контролируемая поставка.
Так, специфика документирования фактов сбыта наркотических средств объективно определена самим видом преступления и поэтому их проверочная закупка в ОРД любых государств является мероприятием, результаты которого позволяют в дальнейшем осуществлять уголовное преследование. Например, в Австрийской республике для борьбы со сбытом наркотических средств в общественных местах в системе полиции функционирует специальное подразделение по борьбе с уличной наркопреступностью. При этом проверочная закупка наркотиков в его деятельности является основным мероприятием, проводимым в целях документирования фактов преступной деятельности, установления лиц, подлежащих привлечению к ответственности, получения доказательств, которые могут быть использованы в уголовном процессе и для выяснения иных значимых обстоятельств[41].
Обратившись к работе Н.С. Железняка можно сделать вывод о том, что в оперативно-розыскном законодательстве стран СНГ предусматривается ОРМ проверочная закупка либо его аналог[42]. (СЛАЙД 4). ОРМ проверочная закупка предусматривается законодательством об ОРД Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан. Аналоги рассматриваемого ОРМ содержатся в законодательстве об ОРД Республики Казахстан, Туркменистана, где это ОРМ именуется контрольной закупкой, а по законодательству Украины – контрольные закупки товаров с целью выявления фактов противоправной деятельности. Вызывает вопросы позиция законодателя Азербайджанской Республики, который устанавливает ОРМ получение товара в порядке контроля.
В то же время, без проведения такого мероприятия как оперативное внедрение в преступную среду и наблюдение за ней, в современных условиях невозможно оказать эффективное противодействие организованной преступности. Оперативный эксперимент и контролируемая поставка позволяют выявить и пресечь преступную деятельность лиц, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, установить каналы их поставки, круг лиц, причастных к этой преступной деятельности на всех этапах и т.п.
1. Виды оперативно-розыскных мероприятий ведомственного санкционирования и их признаки
Прежде, чем перейти к рассмотрению понятий ОРМ ведомственного санкционирования и изучению сущности каждого из них, необходимо выявить отличительные признаки, которые характерны для рассматриваемой группы мероприятий.
Обратитесь, пожалуйста, к ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД, в соответствии с которой проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Собственно говоря, благодаря этому условию перечисленные мероприятия принято именовать ОРМ ведомственного санкционирования.
Итак, к видам ОРМ ведомственного санкционирования относятся (СЛАЙД 5): проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение.
Основываясь на содержании ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД некоторые юристы полагают, что отличительной особенностью ОРМ ведомственного санкционирования является необходимость получения разрешения на их проведение[43]. Однако представляется, что санкционирование этих ОРМ является не причиной, а следствием их специфики. В то же время можно выделить следующие основные признаки, совокупность которых обусловила необходимость получения разрешения руководителя органа, осуществляющего ОРД, на подготовку и проведение проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения (СЛАЙД 6):
1. При проведении ОРМ ведомственного санкционирования должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, вынужденно причиняет вред правоохраняемым интересам. При этом А.Е. Чечетин справедливо полагает, что при проведении проверочной закупки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения и контролируемой поставки используются уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ)[44]. Поскольку при подготовке и проведении рассматриваемых ОРМ совершаются действия, внешне похожие на правонарушение, то требуется установить критерий, при наличии которых можно констатировать, что такие действия совершаются не произвольно, а преследуют достижение общественно полезных целей. Другими словами, если рассмотреть норму ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД через призму борьбы с незаконным оборотом наркотиков, то можно построить следующую логическую цепочку. В Российской Федерации запрещено покупать и продавать наркотики, внесенные в Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I). Соответственно, любой гражданин, покупающий или продающий такие наркотики, совершает правонарушение, за которое он подлежит юридической ответственности. Однако покупка и продажа наркотиков происходят в условиях неочевидности, единичные правонарушения как правило преобразуются в постоянную незаконную деятельность, которая тщательно маскируется от посторонних и скрывается от правоохранительных органов. Очевидно, что для предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, связанных с незаконной куплей-продажей наркотиков требуется реализовать потенциал ОРД, как особой государственно-правовой формы борьбы с преступностью и поэтому законодатель разрешает сотрудникам оперативных подразделений производить проверочные закупки наркотиков. Утвержденное постановление о проведении такого ОРМ как раз является критерием, позволяющим отделить законную деятельность, осуществляемую для решения задач ОРД, от противоправной, преследующей иные цели.
2. Организация и проведение этих мероприятий предусматривает значительные материальные затраты. Для эффективного осуществления ОРД в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих ОРМ, в частности оперативного внедрения особенно при выявлении каналов нелегальной поставки наркотиков, а также оружия, взрывчатых веществ, фальшивых денежных знаков, драгоценных металлов и т.д. требуются значительные денежные средства. Представляется, что степень эффективности проведения таких мероприятий может быть прямо пропорциональной затратам. Например, чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию наркотиков можно закупить, следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика наркотических средств, недопустимых в свободном обороте. Вместе с тем, выделение значительных финансовых средств предполагает наличие механизма контроля за их расходованием. Руководители органов, осуществляющих ОРД, отчасти обеспечивают такой контроль, когда утверждают постановление о проведении проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения.
3. ОРМ ведомственного санкционирования отличает сложный многоэтапный характер их подготовки и проведения. Для использования в уголовном процессе результатов ОРД, сформировавшихся в ходе осуществления этих ОРМ, особое значение имеет соблюдение формализованной процедуры документального оформления их подготовки и проведения. Например, при подготовке контролируемой поставки наркотиков осуществляется тщательное документирование факта их незаконной перевозки, что предусматривает проведение комплекса мероприятий, связанных с осмотром мета происшествия, выявлением следов, сбором образцов для сравнительного исследования и т.д.
Разумеется, отмеченные признаки не исчерпывают всех особенностей ОРМ ведомственного санкционирования, а учитываю только наиболее яркие из них. Вместе с тем, в завершение первого лекционного вопроса следует сформулировать следующий вывод: к ОРМ ведомственного санкционирования относятся проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение, для которых в силу их особенностей установлен специальный правовой режим. Специальный правовой режим этих ОРМ проявляется в том, что для их подготовки и проведения требуется вынесения постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД.
2. Понятие и сущность проверочной закупки, оперативного эксперимента, контролируемой поставки, оперативного внедрения
Вы уже знаете, что в ФЗ об ОРД отсутствуют понятия ОРМ ведомственного санкционирования как, впрочем, и дефиниции других ОРМ. Этот пробел в законодательстве по образному выражению Н.С. Железняка является «белым пятном»[45], т.е. представляет нечто неизвестное и неизученное. По мнению других теоретиков оперативно-розыскной науки, отсутствие в ФЗ об ОРД норм, закрепляющих определения ОРМ, в целом является существенным недостатком законодательства[46], а применительно к ОРМ ведомственного санкционирования порождает многообразие авторских определений, как схожих, так и весьма различных по содержанию.
В качестве наглядного примера обратимся к понятию проверочной закупки. В специальной литературе содержится множество авторских определений ОРМ проверочная закупка. Так, А.Е. Чечетин полагает, что проверочная закупка – это ОРМ, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности[47]. Более подробные, но схожие по смыслу определения приводят А.Ю. Шумилов и Е.С. Лапин. В частности, А.Ю. Шумилов полагает, что проверочная закупка (сыскная закупка товара) — совокупность действий по созданию оперативно-розыскным органом (оперативником) ситуации сделки (мнимой), в которой с ведома оперативно-розыскного органа и под оперативным контролем возмездно приобретается товар или предметы (без цели потребления или сбыта) у лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления, с целью получения информации о вероятной преступной деятельности, а также решения иных задач ОРД[48]. Е.С. Лапин считает, что проверочная закупка как ОРМ, состоит в мнимой возмездной сделке (купля-продажа, мена, залог, аренда или выполнение работы, оказание услуги) с лицом, заподозренным в противоправной деятельности, с целью обнаружения конкретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования[49].
Смысловая схожесть этих формулировок проявляется в отражении двух моментов. Во-первых, действия сторон, совершаемые в ходе данного ОРМ, оцениваются как мнимая сделка, а во-вторых, они совершаются в отношении лица, заподозренного (обоснованно подозреваемого) в совершении преступления (противоправной деятельности).
Качественный пробел этих понятий заключается в том, что в их содержании не учитывается особая правовая природа оперативно-розыскного правоотношения, т.к. предполагается возникновение имущественных обязательств гражданско-правового характера между субъектом ОРД и лицом, вероятно причастным к преступной деятельности.
Вспомним гражданское законодательство. В ст. 153 ГК РФ устанавливается, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Между тем при проверочной закупке действия лица, представляющего оперативное подразделение, не направлены на установление гражданских прав и обязанностей, совершаются исключительно для решения задач ОРД и поэтому не могут быть квалифицированы как сделка.
В связи с этим проверочная закупка представляет собой совокупность действий по искусственному созданию ситуации, имитирующей совершение сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности (СЛАЙД 7).
Для аргументации обоснованности этого мнения можно привести следующие доводы.
Во-первых, при проведении ОРМ «проверочная закупка» совокупность действий направлена на искусственное создание ситуации, которая имеет внешнее сходство со сделкой по приобретению объектов гражданских прав, но таковой не является (имитация). Передача предмета проверочной закупки в ходе проведения ОРМ не является сделкой, а его участники не приобретают никаких имущественных прав и у них не возникают имущественные обязанности[50].
Во-вторых, искусственное создание такой ситуации при организации и проведении проверочной закупки обусловлено экспериментальным характером этого ОРМ и заключается в создании условий при которых: а) возможно проверить определенное предположение; б) возможно получить результат проверки; в) имеется возможность доказать достоверность этого результата путем фиксации хода проверочной закупки[51].
Теперь обратимся к сущности проверочной закупки.
Объектом проверочной закупки является лицо (или группа лиц), обоснованно подозреваемое в подготовке или совершении уголовно наказуемых деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и т.д.
Субъектами проверочной закупки выступают штатные гласные сотрудники оперативных подразделений органов, уполномоченных на осуществление ОРД. В ней, как правило, принимают участие лица, оказывающие им содействие в борьбе с преступностью.
Основаниями для проведения проверочной закупки являются:
– наличие информации о подготавливаемой либо осуществляемой противоправной деятельности лица по сбыту наркотических средств, психотропных веществ, других запрещенных или ограниченных в обороте объектов, или объектов, разрешенных в обороте, но используемых для осуществления преступной деятельности;
– проблематичность разоблачения лиц, подозреваемых в преступной деятельности, без проведения данного ОРМ.
Существует множество критериев классификации проверочных закупок (СЛАЙД 8).
Остановимся на разделении проверочных закупок на полные и усеченные.
При полной проверочной закупке ее результаты используются в качестве источников фактических данных для формирования доказательств по уголовному делу, а лица, ее проводившие или в ней участвовавшие, могут выступать свидетелями в суде.
Проведение усеченной проверочной закупки целесообразно в тех случаях, когда необходимо задокументировать систему (неоднократность) реализации товара, продукции или услуг, когда документируемый факт может являться одним их элементов преступной деятельности организованной группы либо когда полная проверочная закупка может привести к расшифровке источника информации. Однако при проведении неоднократных и повторных проверочных закупок необходимо учитывать положения Обзора судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденного Президиумом ВС РФ 27.07.2012 г., которые будут рассмотрены позднее, в третьем вопросе.
Ранее неоднократно отмечалось, что проверочная закупка имеет особое значение в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому кроме понятия и сущности этого ОРМ следует рассмотреть основные аспекты, связанные с ее подготовкой и проведением.
По общему принципу систематизации подготовку и проведение проверочной закупки можно условно поделить на три этапа:
– подготовительный этап;
– исполнительный этап;
– использование полученных результатов.
На подготовительном этапе проверочной закупки сотрудник оперативного подразделения производит предварительное изучение объекта проверочной закупки. Для чего проводит такие ОРМ, как наведение справок (например, проверка его по оперативным учетам), обследование, отождествление личности, наблюдение и пр.
В порядке, установленном ведомственными нормативными правовыми актами сотрудник оперативного подразделения также получает денежные средства на проведение проверочной закупки.
Поскольку проверочная закупка может быть проведена сотрудником оперативного подразделения или другими лицами, действующими по его поручению, в том числе оказывающими конфиденциальное содействие, то на подготовительном этапе сотрудник оперативного подразделения также подбирает лицо, которое будет выступать в качестве «покупателя». Для участия лица, оказывающего содействие в подготовке и проведении этого ОРМ необходимо его добровольное согласие, которое оформляется в виде заявления. В заявлении также содержится указание на том, что лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ФЗ об ОРД и делается акцент на добровольной выдаче предмета проверочной закупки. После этого с лицом, оказывающим содействие, проводится тщательный инструктаж. В некоторых случаях выносится постановление о проведении оперативного внедрения, зачастую это кратковременное внедрение. Такое постановление также должно быть утверждено уполномоченным должностным лицом.
Непосредственно перед проверочной закупкой лицо, имитирующее роль «покупателя», досматривается в присутствии двух представителей общественности. При этом досмотру подлежит сам «покупатель», его одежда, находящиеся при нем вещи, используемое транспортное средство. Такой досмотр проводится с целью подтверждения факта отсутствия до начала мероприятия у досматриваемого лица при себе, в его одежде, находящихся при нем вещах, используемом транспортном средстве денежных средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, иных материалов и предметов, свободный оборот которых на территории РФ ограничен или запрещен. В присутствии тех же представителей общественности «покупателю» передаются технические средства, при этом принимаются меры, препятствующие возможной фальсификации результатов ОРД (технические средства осматриваются, «гнезда» носителей информации опечатываются, производится контрольная аудио-, видео- запись и т.д.). Затем «покупателю» передаются денежные средства и иные предметы, предназначенные для использования в качестве средств платежа. В зависимости от особенностей оперативно-розыскной ситуации денежные средства предварительно копируются или фотографируются, описываются их индивидуальные отличительные признаки, и помечаются специальными средствами, с сохранением их образцов. При необходимости к этим действиям привлекается специалист.
Место и время проведения проверочной закупки законом не регламентируются. Вместе с тем, следует помнить о том, что проведение проверочной закупки зачастую сопровождается ограничением конституционных прав человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Обратитесь к ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. В соответствии с этой нормой проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. В ст. 9 ФЗ об ОРД устанавливаются основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. Поэтому в тех случаях, когда необходимость ограничения конституционного права на неприкосновенность жилища является очевидной, сотрудник оперативного подразделения также обязан подготовить постановление об ограничении конституционного права на неприкосновенность жилища, утвердить его у уполномоченного должностного лица и обратиться в суд для получения мотивированного постановления судьи.
Содержание исполнительного этапа зависит от вида проверочной закупки – усеченной или полной. При проведении усеченной проверочной закупки задержание «продавца» не происходит, поэтому исполнительный этап одновременно является заключительным, т.к. ограничивается действиями покупателя по имитации сделки купли-продажи и документированием этих действий.
Исполнительный этап при проведении полной проверочной закупки обладает более широким характером и включает гораздо больший комплекс практических действий, завершающихся задержанием лица. Задержание обычно происходит после получения сбытчиком денежных средств, а «покупателем» - предмета проверочной закупки.
На заключительном этапе с целью документирования факта преступной деятельности производится досмотр задержанного. При досмотре задержанного лица получаются образцы для сравнительного исследования (смывы с ладоней, подногтевое содержимое или срезы ногтей). Осматривается одежда или карманы для обнаружения следов специальных веществ, производится изъятие образцов с одежды. В то же время лицо, имитирующее роль «покупателя» в присутствии представителей общественности выдает предмет проверочной закупки.
Изъятые в ходе ОРМ предметы или вещи, запрещенные или ограниченные в гражданском обороте, соответствующим образом упаковываются и незамедлительно направляются в экспертно-криминалистическое подразделение для проведения исследования, для чего составляется направление на исследование.
При направлении на исследование ставится вопрос о характеристике объектов, приобретенных при проведении проверочной закупки, идентичности их и предметов (веществ), изъятых при задержании сбытчика. В случае использования в ходе проверочной закупки специальных препаратов возможна постановка вопроса об идентичности их эталонных образцов следам, обнаруженным на теле (одежде) задержанного лица или находящихся у него предметах.
Результаты проверочной закупки оформляются документом, форма которого установлена ведомственными нормативными актами. К акту прилагаются документы, подтверждающие имитацию сделки, приобретенные (изъятые) предметы, вещества и продукция, другие необходимые материалы.
Оперативный эксперимент – это получение информации путем создания негласно контролируемых условий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия средней тяжести, тяжких, особо тяжких преступлений, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Суть этого ОРМ заключается в искусственном создании условий, позволяющих осуществить контроль и оперативное сопровождение действий известного или неизвестного субъекту ОРД лица (лиц) в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия, как правило, серийных преступлений, а также установления причастных к ним лиц.
Поскольку студенты отождествляют оперативный эксперимент со следственным экспериментом, то необходимо указать ряд принципиальных отличий этого ОРМ (СЛАЙД 9):
1. Различны цели проведения этих действий: следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку полученных данных посредством воспроизводства значимых обстоятельств, а оперативный – на создание ситуации, позволяющей обнаружить и задокументировать преступные проявления.
2. Отличны временные характеристики: если следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом, то оперативный – на настоящие и будущие действия преступников; отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный эксперимент должен проводиться именно в то время, когда вероятность осуществления преступных намерений максимальна.
3. Следственный эксперимент не порождает новых уголовно-правовых отношений, а оперативный направлен на их возникновение.
4. Следственный эксперимент может осуществляться только после возбуждения уголовного дела, оперативный не связан с таким ограничением.
5. Следственный эксперимент регламентирован УПК РФ (ст. 181), оперативный – ФЗ об ОРД (п. 14 ч. 1 ст. 6).
6. Следственный эксперимент проводит, как правило, следователь, оперативный – сотрудник оперативного подразделения, уполномоченного на осуществление ОРД.
В зависимости от конкретных целей проведения можно выделить два основных вида этого ОРМ (СЛАЙД 10).
К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц, как правило, совершающих серийные преступления. Его суть заключается в использовании «приманок» («ловушек») – специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, которые представляют интерес для преступников. Так в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков создаются магазины-«ловушки», реализующие прекурсоры, а также инструменты и оборудование, находящееся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Проведение такого оперативного эксперимента позволяет выявить лиц, незаконно изготавливающих и производящих наркотические средства.
Второй вид оперативного эксперимента имеет целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, то есть он осуществляется в отношении конкретных лиц. В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков такой оперативный эксперимент чаще всего проводится тогда, когда посредством иных ОРМ невозможно решить задачи ОРД. Например, проверочная закупка, несмотря на свой экспериментальный характер, зачастую не обеспечивает раскрытие организованной преступной деятельности и установление всех ее соучастников, не позволяет установить каналы поступления наркотиков, а также места их производства. Кроме того, содержание проверочной закупки в силу ее специфики ограничивается имитацией сделки купли-продажи, в то время как при проведении оперативного эксперимента искусственное создание ситуации может включать самые разнообразные действия. Так в ходе оперативного эксперимента сотрудники оперативного подразделения получают возможность вместо денежных средств в качестве встречного предоставления передавать сбытчику другие наркотические средства. Возможность использования при осуществлении ОРД без лицензии наркотических средств при проведении ОРМ предусмотрена в ст. 36 Закона «О наркотических средствах».
Подготовка и проведение оперативного эксперимента весьма похожа на подготовку и проведение проверочной закупки.
Контролируемая поставка – ОРМ, обеспечивающее негласно контролируемое перемещение (перевозку, пересылку) предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых, как правило, запрещена либо оборот которых ограничен, в целях получения оперативно значимой информации, документирования контролируемых действий, решения иных частных задач ОРД.
В ст. 49 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (СЛАЙД 11) устанавливается, что в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение контролируемой поставки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования. Также следует отметить, что контролируемая поставка может осуществляться для негласного контроля перемещения предметов, находящихся в свободном обороте, которые являются или могут являться объектами преступных посягательств.
С помощью этого ОРМ решаются задачи, которые которые затруднительно либо невозможно решить с помощью других ОРМ:
- выявление межрегиональных, международных связей, каналов нелегального оборота запрещенных материальных объектов, их транспортировки и сбыта;
- перекрытие каналов нелегального оборота запрещенных материальных объектов, выявление источников их приобретения и мест незаконного изготовления;
- выявление и разоблачение всех участников оборота материальных объектов, обращение которых запрещено или ограничено;
документирование преступных действий всех участников преступного формирования;
- обеспечение свидетельской базы и сбор фактических данных для их последующего использования в процессе доказывания;
- установление конечного пункта доставки материальных объектов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, задержание всей цепочки преступников с поличным;
- выявление в правоохранительных и контролирующих органах коррумпированных лиц, прикрывающих незаконный оборот запрещенных или ограниченных в обращении материальных объектов;
- получение иной информации, имеющей значение для решения задач ОРД.
В зависимости от пространственно-территориальных границ перемещения контролируемые поставки могут быть классифицированы на три основных вида: внешние, транзитные и внутренние (СЛАЙД 12).
К условиям проведения контролируемой поставки относятся следующие:
1. Факт обнаружения правоохранительными органами перемещения подлежащих контролю средств неизвестен преступникам.
2. Законодательные препятствия и возражения со стороны правоохранительных органов стран, через территории которых будет осуществляться контролируемое перемещение материальных объектов, отсутствуют, соответствующие органы государств готовы к проведению контролируемой поставки.
3. Имеется запас времени для разработки согласованного плана всеми взаимодействующими органами.
4. Существуют условия для обеспечения надлежащего контроля сохранности предмета контролируемой поставки на всем протяжении его перемещения и своевременного пресечения его использования в преступных целях, гарантирующие возможность его изъятия правоохранительными органами в любой точке маршрута следования.
5. Средства связи позволяют обеспечить надлежащий контакт между представителями правоохранительных органов государств (регионов), привлеченных к участию в ОРМ.
Оперативное внедрение - совокупность действий, направленных на легендированный ввод сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им содействие, в криминогенную среду и на объекты в целях разведывательного сбора информации, для решения других задач ОРД.
Можно выделить четыре вида объектов оперативного внедрения (СЛАЙД 13):
а) преступные группы (преступные сообщества);
б) отдельные лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления;
в) криминогенные объекты (пораженные преступностью и коррупцией предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности, жилые массивы со сложной криминальной обстановкой);
г) лица, проверяемые или разрабатываемые по делам оперативного учета.
В качестве субъектов оперативного внедрениямогут выступать следующие категории лиц (СЛАЙД 14):
- штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность которых к субъектам ОРД зашифрована;
- сотрудники оперативных подразделений, выполняющие свои должностные обязанности на гласной основе;
- сотрудники правоохранительной системы, не принадлежащие к оперативным подразделениям;
- лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям.
К первой категории субъектов следует отнести автономно работающего штатного негласного сотрудника, предназначенного для длительной проблемной разведки. Например, в системе ФСКН России это штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, законспирированные от личного состава и тайно внедренные в определенный круг людей для сбора информации на определенном объекте. Связь с ними поддерживают руководители указанных подразделений.
Сотрудники оперативных подразделений, выполняющие, свои должностные обязанности на гласной основе, также могут по легенде внедряться в преступную среду.
Сотрудники правоохранительной системы, не принадлежащие к оперативным подразделениям. При необходимости их оперативного внедрения (в силу знакомства с преступными авторитетами и т.п.) они зачисляются на этот период на должности штатных негласных сотрудников.
Наиболее распространенными субъектами оперативного внедрения являются лица, оказывающие конфиденциальное содействиеоперативным подразделениям. В зависимости от их личных и деловых качеств, разведывательных способностей и возможностей они могут внедряться на любые объекты.
Оперативное внедрение подразделяется на кратковременное и долговременное.
При кратковременном оперативном внедрении сбор информации обеспечивают личный контракт субъекта оперативного подразделения с потенциальным объектом ОРД, несложные формы наблюдения «под прикрытием» (например, под видом посетителя мест развлечения). Возможны активные контакты субъекта оперативного внедрения с конфидентами при внедрении в криминальную среду, после которого конфиденты отстраняются, ограничивается их участие в «противозаконных» сделках и т.п.
Долговременное оперативное внедрение требует более глубокой конспирации. Оно предполагает полный переход субъекта внедрения на положение лица, за которое он себя выдает, на все время выполнения задания (разового и длительного) для изобличения различных видов преступной деятельности объектов ОРД. Контакты негласного сотрудника с объектами ОРД осуществляется постоянно и в течение продолжительного времени.
Итак, при рассмотрении этого вопроса была предложена формулировка каждого из четырех ОРМ ведомственного санкционирования, а также отражена их сущность. Разумеется, в течение лекционного занятия невозможно отразить все аспекты ОРД, связанные с этими ОРМ. Например, к семинарскому занятию Вам необходимо будет самостоятельно изучить вопросы, связанные с подготовкой и проведением оперативного эксперимента, контролируемой поставки и оперативного внедрения.
3.Актуальные проблемы, возникающие в деятельности оперативных подразделений органов наркоконтроля при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий ведомственного санкционирования
При рассмотрении заключительного вопроса лекционного занятия мы с Вами обратим внимание на три актуальные проблемы, которые возникают в деятельности оперативных подразделений органов наркоконтроля при подготовке и проведении ОРМ ведомственного санкционирования
В качестве первой актуальной проблемы рассмотрим проблему провокации, которая возникает при подготовке и проведении проверочной закупки и оперативного эксперимента.
Проблема провокации является центральной проблемой на этапе документирования проверочной закупки и оперативного эксперимента. Обратитесь к ФЗ об ОРД. Как следует из абз.4 ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД провокация выражается в подстрекательстве, склонении, побуждении в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. При этом защита от провокации является гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Вместе с тем, в специальной литературе неоднократно указывалось на недостаточность нормативного определения провокации, при котором остаются невыясненными многие моменты правовой природы этого деяния[52]. Материалы судебной практики кассационной и надзорной инстанций свидетельствуют, что сбытчики наркотических средств зачастую пытаются обжаловать действия сотрудников оперативных подразделений как провокацию (СЛАЙД 15).
В постановлении Пленума ВС РФ указывается, что результаты ОРМ могут быть положены в основу приговора, если они свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния[53]. В свою очередь, указанное постановление Пленума ВС РФ основывается на постановлении ЕСПЧ в соответствии с которым, (СЛАЙД 16) «если преступление было предположительно спровоцировано действиями тайных агентов и ничто не предполагает, что оно было бы совершено и без какого-либо вмешательства, то эти действия уже не являются деятельностью тайного агента и представляют собой подстрекательство к совершению преступления» (п. 47)[54].
Для того чтобы исключить возможность провокации при проведении проверочной закупки и оперативного эксперимента в специальной литературе рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из опыта деятельности правоохранительных органов:
1. Прежде чем принять решение о проведении этих ОРМ, необходимо получить абсолютно достоверную и, желательно, из разных источников информацию о совершении лицом противоправных деяний;
2. Инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить от заподозренного субъекта (например, лицо должно само высказать намерение приобрести наркотики, имея при этом необходимые средства);
3. Желание заподозренного субъекта совершить противозаконную сделку должно быть зафиксировано с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания.
Также в специальной литературе рекомендуется неоднократно документировать факты сбыта наркотических средств перед задержанием сбытчика, т.к. фиксация нескольких фактов сбыта не позволит сбытчику сослаться на отсутствие у него преступного умысла. Однако следуя этой рекомендации сотрудники оперативных подразделений органов наркоконтроля сталкиваются с проблемойнеоднократных проверочных закупок.
Существо проблемы неоднократных проверочных закупок заключается в некотором противоречии между такими задачами ОРД как пресечение и выявление преступлений, которое усугубляется известными недостатками системы статистической отчетности.
Мы уже упоминали о том, что при проведении неоднократных и повторных проверочных закупок необходимо учитывать положения Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 27.07.2012 г. (далее – Обзор). Особое значение Обзора заключается в разъяснении положений, связанных с неоднократным проведением проверочных закупок у одного и того же лица. Ранее в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 24.02.2010 г. № 410-П09 указывалось, что «неоднократность проведения проверочных закупок, необходимость проведения которых была обусловлена конкретными обстоятельствами дела, не противоречит требованиям закона и не может быть признана провокацией преступления». Однако при этом не был определен круг обстоятельств, при которых проведение неоднократных проверочных закупок является вынужденной необходимостью, что вызывало противоречивость в следственной и судебной практике.
Из положений Обзора следует, что проведение повторного ОРМ, также очередной проверочной закупки у одного и того же лица, должно быть обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями, и с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. При этом возможно выделить пять безусловных оснований и целей, при наличии которых проведение неоднократных проверочных закупок будет обоснованным и мотивированным (СЛАЙД 17):
1. Пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности и установление всех ее соучастников.
2. Выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств.
3. Установление каналов поступления наркотиков.
4. Выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам.
5. Случаи, когда в результате проведенного ОРМ не были достигнуты цели мероприятия (например, сбытчик наркотического средства догадался о проводимом мероприятии).
Еще одной из актуальных проблем в деятельности оперативных подразделений органов наркоконтроля, возникающей при проведении ОРМ ведомственного санкционирования, является проблема досмотра лица при наличии достаточных оснований полагать, что он осуществляет незаконное хранение и перевозку наркотиков. При этом в специальной литературе тактика досмотровых действий рассмотрена весьма подробно, в то время как нормативные основания их осуществления исследованы поверхностно.
Юристами высказываются различные мнения относительно оснований проведения досмотра лица, заподозренного в незаконном хранении и перевозке наркотических средств. Следует отметить, что в специальной литературе доминирует мнение о том, что основным источником, закрепляющим правовые основания досмотра лица, является КоАП РФ (п. 3 ч. 1 ст. 27.1, ст. 27.7). Так, А.Г. Калугин рассматривает возможность использования административно-процессуальных средств как для задержания гражданина, незаконно хранящего при себе наркотические средства, так и для их последующего обнаружения и документирования фактов противоправной деятельности[55]. Между тем, термин «досмотр», как совокупность мероприятий, проводимых в отношении физического лица, используется также в других нормативных правовых актах (Таможенный кодекс Таможенного союза, Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Большинство соответствующих нормативных актов имеют ярко выраженную отраслевую принадлежность, что находит отражение в специфике целей проведения досмотра, в различных категориях лиц, в отношении которых проводится досмотр, и в разном круге субъектов, уполномоченных его осуществлять. Более того, в рамках отраслевого регулирования фактически сформировались различные правовые режимы досмотров (СЛАЙД 18): личный досмотр лица, совершившего административное правонарушение; личный таможенный досмотр; предполетный и послеполетный досмотры членов экипажа и пассажиров; досмотр граждан и т.д.
Однако надлежащими правовыми основаниями досмотра лица при проведении ОРМ ведомственного санкционирования являются положения п. 3 ст. 48 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Тем не менее, следует учитывать, что сама по себе эта норма относится не к оперативно-розыскному, а все же к административно-правовому законодательству.
Анализ правового режима досмотра граждан, предусмотренного этой нормой, позволяет выделить следующие его особенности (СЛАЙД 19).
Во-первых, досмотр граждан представляет собой специальную меру административного пресечения при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств.
Во-вторых, применение такой меры административного пресечения допускается только в местах произрастания и культивирования наркосодержащих растений, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотических средств.
В-третьих, правой режим территории, являющейся местом произрастания и культивирования наркосодержащих растений или/и местом возможного осуществления незаконных перевозок наркотических средств, устанавливается после принятия соответствующего решения органами государственной власти.
Например, через Красноярский край из-за его географического расположения проходят маршруты незаконных перевозок наркотических средств, значительная часть которых также потребляется местными жителями. Поэтому Законом Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5325 в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» Красноярский край был определен территорией, в пределах которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств. Следовательно, в Красноярском крае сотрудники органов наркоконтроля (как и иных субъектов ОРД) при наличии фактических оснований имеют право производить досмотр граждан. Фактическим основанием досмотра при проведении проверочной закупки является наличие достаточных данных полагать, что лицо осуществляет незаконное хранение наркотических средств.
Также следует отметить, что отдельные сотрудники оперативных подразделений органов наркоконтроля высказывают мнение о ненужности участия представителей общественности при проведении досмотра лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он осуществляет незаконное хранение и перевозку наркотиков. Свою точку зрения эти сотрудники аргументируют тем, что в настоящее время возможности технических средств позволяют осуществлять наглядную фиксацию досмотровых действий. Однако следующий видеофрагмент отражает, что отказываться от удостоверительного участия граждан в подготовке и проведении ОРМ ведомственного санкционирования все же преждевременно (СЛАЙД 20).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение лекционного занятия следует отметить, что проблематика организации и подготовки ОРМ ведомственного санкционирования по своей сути является неисчерпаемой. Имеющиеся пробелы оперативно-розыскного законодательства в совокупности с перманентно возрастающим противодействием со стороны наркопреступности способствуют возникновению все более сложных проблем в практической деятельности сотрудников оперативных подразделений органов наркоконтроля. Так, например, расчеты за приобретенные наркотические средства в современных условиях производятся с использованием самых современных достижений науки и техники, сети Интернет, банковских операций. В связи с этим И. Резонов отмечает, что «наркодельцам давно и хорошо известны «дедовские методы» их поимки, разоблачения оперативными сотрудниками путем проведения ОРМ «проверочная закупка», и, соответственно, наработана система защиты от правоохранительных органов и правосудия»[56].
Вместе с тем, оперативно-розыскная наука, исследуя практическую деятельность и опираясь на ее потребности, способствует разработке эффективных способов решения наиболее актуальных проблем в этой сфере.