Влияние толпы на психику человека

Учеными было разработано несколько теорий, объясняющих психологию толпы и причины тех различий, которые наблюдаются в психологии человека, находящегося в толпе, по сравнению с психологией составляющих ее отдельных индивидов. Общее в них заключается в одном – находясь в толпе и будучи ее частью, индивид приобретает ряд психологических особенностей, которые ему, пребывающему в изолированном состояниии и находящемуся в большинстве ситуаций обычной жизни, могут быть совершенно несвойственны. Именно эти особенности и оказывают самое непосредственное влияние на то, как он будет себя вести в толпе и на «поведение» толпы, состоящей из таких индивидов. Перечислим же самые основные из них:

· Анонимность. Первая из основных особенностей самовосприятия человека как части толпы – это ощущение своей анонимности, затерянности в «безликой массе». Вместе с именем и персонификацией теряется и ощущение индивидуальности, проявляющееся в частности в виде ответственности за собственные поступки.

· Инстинктивность. Анонимность и безответственность индивида как части толпы приводит к тому, что под действием различных факторов человек может отдавать себя во власть тех инстинктов, которым будучи в иных ситуациях никогда бы не дал волю. У человека уменьшается, вплоть до полного исчезновения, способность к наблюдению, критике и рациональной переработке воспринимаемой информации. Таким образом, человек может пойти за такими призывами и начать осуществлять такие действия, которыми никогда не стал бы руководствоваться, действуя автономно и следуя собственным убеждениям.

· Бессознательность. Толпа также поглощает и растворяет сознательную личность.В психике каждого из индивидов в толпе начинает преобладать личность бессознательная, инстинктивная, которая гораздо сильнее, нежели сознательная, поддается внушению.Также для этой личности характерно стремление любые идеи, возникшие в ней, в том числе и внушенные, претворить в действие.

· Состояние единения (ассоциации). На индивида в толпе действует присутствие силы, называемой человеческой ассоциацией, или единением. Воздействие этой силы проявляется в том, что индивидуальные мотивы поведения человека либо подавляются ею, либо поддерживаются и усиливаются.

· Существуют также идеи и чувства, которые могут возникнуть и быть претворены в действие лишь у тех индивидов, которые представляют из себя толпу, и не возникают в обычных условиях у изолированных индивидов. Таким образом, можно сказать, что одухотворенная этими идеями и чувствами толпа представляет собой в каком-то смысле единый организм, временно слившийся из разнородных по сути своей элементов, и обладающий всеми характеристиками отдельного существа, обладающего собственным сознанием.

· Состояние гипнотического транса. Пробыв какое-то время среди охваченной какими-либо идеями и чувствами действующей толпы, индивид через некоторое время впадает в состояние, напоминающее состояние загипнотизированного субъекта. Способность осознавать свои поступки и их мотивы понижается вплоть до полного исчезновения.Подобно загипнотизированному, от теряет одни способности, другие же доходят до крайней степени выраженности и напряжения. Под влиянием приобретаемых в толпе внушенных чувств, идей и желаний он становится способен совершать действия с неудержимой стремительностью, возрастающей в ходе существования толпы как одного целого. Это происходит потому, что сила влияния внушения, которое одинаково для всех, увеличивается под влиянием разделенности этого внушения другими индивидами (взаимоусиливаемое влияние внушения).

· Ощущение неодолимой силы. У индивида в толпе возникает осознание большой и непреодолимой силы этой толпы, которое подавляет его и способно подавить кого и что угодно благодаря одной только своей численности. Это усиливается также и тем, что в каждом из составляющих толпу индивидов на первый план выходит личность бессознательная, и выходят на свободу инстинкты, которые часто обладают большой мощью, в том числе и по причине подавленности и нереализованности их в обычной жизни и обычном сознании отдельного человека. Также этому способствует исчезновение чувства ответственности, которое обычно сдерживает отдельных индивидов в реализации этих инстинктов. Все это приводит к тому, что в сознании «человека толпы» исчезает само понятие о невозможности.

· Заражаемость. Каждое действие, осуществленное индивидом или их группой в толпе, становится заразительным до такой степени, что человек часто приносит свои личные интересы интересам толпы, проявленным в этих действиях.Противиться воле толпы становится намного сложнее, чем подчиниться, даже если это идет вразрез с желаниями и мотивами самого человека как индивидуальной личности.

· Аморфность. Пребывая в толпе и будучи его частью, человек терят свои индивидуальные отличия и черты, делающие его оригинальной и неповторимой личностью. Границы и различия стираются, и на первый план выходят объединяющие всех эмоции и идеи, многие из которых появляются только у человека как части толпы, и отсутствуют у каждого из индивидов в отдельности. Психическая надстройка, высшие структуры индивидуальной личности стираются, и на поверхность выходит вскрывшаяся аморфность и однородность.

· Социальная деградация. Все вышеописанное приводит к тому, что зачастую человек толпы словно опускается на несколько ступеней в своем развитии, реализуя в сознании и в поведении самые древние, элементарные и примитивные паттерны, основанные на эмоциях и инстинктах. Интеллектуальная деятельность отдельных личностей подавляется и уже не может взять в свои руки бразды управления человеческим поведением. И это все также усиливается и поддерживается благодаря «круговой цепной реакции» - в силу перечисленных особенностей психологии толпы каждый из ее составных элементов и вся толпа целиком как совокупность действует на каждого из составляющих его индивидов гораздо сильнее, чем это происходило бы в любых других условиях, и наоборот.

45. Уровни эффективных социальных и межличностных отношений.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

46. Уровни развития межличностных отношений в группах детей и подростков, дифференциация групп.

В детских группах можно выделить следующие уровни отношений между сверстниками (В.В. Абраменкова):

1. Функционально-ролевые отношения

Данный уровень отношений зафиксирован в нормах и способах действия в группе в ходе усвоения их ребенком, и реализует себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных). Они позволяют ответить на следующие вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?"

Например, в игровой деятельности детей в группе проявляются два вида отношений:

-собственно игровые отношения - они воспроизводят социально-типические образцы поведения (например, доктор к больному - добр) и представляют собой отношения "вообще", они не имеют субъекта и заданы ребенку в общении со сверстниками.

-отношения по поводу совместной деятельности в игре - они возникают "вокруг" игры (обсуждение замысла, построении сценария, распределение ролей). В контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли.

Наши рекомендации