Тема 13. Руководство и лидерство в менеджменте

Цели изучения:

1 Понимание лидерства, формального и неформального лидера, что общее и отличия

2 Изучит стиль управления, факторы стиля управления

3 Изучить управленческую решетку Р. Блейка и Дж. Моутои

Вопросы:

1. Определения лидерства и стиль управления

2. Сущность управленческой решетки Р. Блейка и Дж. Моутои

Лидерство является важным элементом управленческой деятельности. Способность быть лидером является одним из основных условий становления современного руководителя.

Лидерство понимается как искусство или процесс влия­ния на людей с тем, чтобы они по своей воле стремились к выполнению поставленных общих целей.

В основе лидерства лежат способности понимать мотивы поведения людей, вдохновлять их на достижение поставлен­ных целей и управлять так, чтобы мотивировать подчинен­ных к эффективной деятельности.

Формирование лидерских качеств во многом зависит от социально-психологических установок человека, которые формируют стереотип мышления и поведения человека.

Основные навыки, которыми должен обладать лидер:

• проактивность — способность человека подчинять чув­ства целям, проявлять инициативу и отвечать за себя. Поня­тие «проактивность» схоже с понятием «оптимист». Проактивные люди в своих поступках опираются на сознатель­ный выбор деятельности, основанный на признаваемых ими абсолютных ценностях, а не на обстоятельства или эмоции. Действия проактивного человека не зависят от погоды, вре­мени года, окружающей среды, а только от личностных цен­ностных установок;

• умение мыслить о конечном результате;

• соблюдение приоритетов — умение выделить главное и работать в данном направлении;

• установка на выигрыш;

• стремление сначала понять, а затем быть понятым;

• сбалансированное самообновление. Эффективность управленческой деятельности во многом определяет стиль управления, под которым понимается со­вокупность наиболее характерных для данного руководите­ля форм взаимоотношений с подчиненными. Исходя из этого определения, можно выделить основные составные элемен­ты данного понятия:

• стиль каждого руководителя индивидуален;

• способы, приемы и методы воздействия руководителя на коллектив относительно устойчивы;

• конечная цель любого стиля руководства — эффектив­ное выполнение управленческих функций, направленное на получение высоких конечных результатов.

Факторы, определяющие персональный стиль управ­ления руководителя, достаточно многочисленны. Объек­тивные факторы, влияющие на формирование эффектив­ности стиля руководства:

• политические;

• экономические;

• социальные;

• технологические;

• этические.

Субъективные факторы формируются на основе дей­ствия объективных и носят чисто личностный характер.

Рассматривая стиль руководства, следует отметить, что его основой являются параметры взаимодействия руково­дителя с торговым коллективом'.

• разграничение полномочий и распределение ответ­ственности между руководителем и подчиненным;

• отношение руководителя к мнению членов коллектива;

• контакт руководителя с подчиненными;

• эффективность работы коллектива при отсутствии ру­ководителя;

• отношение руководителя к критике со стороны подчи­ненных;

• тон и характер приказов руководителя;

формы контроля за деятельностью подчиненных;

• эмоциональная удовлетворенность исполнителей трудом;

• преобладающие методы и способы воздействия руково­дителя на членов коллектива;

• участие и формы поддержания дисциплины руководи­телем в коллективе;

• взаимоотношения членов коллектива;

• степень предоставления самостоятельности подчинен­ным;

« отношение руководителя к новому;

• участие подчиненных в выработке и принятии управ­ленческих решений;

• критическое отношение руководителя к самому себе;

• способы предотвращения и разрешения конфликтов в коллективе;

• отношение руководителя к подчиненным и вышестоя­щим начальникам;

• соотношение производственных и социально-психоло­гических задач в процессе управления коллективом.

При всем разнообразии персональных стилей управления их можно по каким-то признакам объединить в определен­ные типы. Типизация стилей управлениявсегда привлека­ла внимание управленческой науки. Существует достаточно много типизации, однако в теории и на практике чаще всего рассматриваются три основных стиля руководства: автори­тарный, демократический и либеральный.

При авторитарном стиле руководитель ограничивает инициативу коллектива до минимума, снижая тем самым активность масс в управлении им. Мнения членов коллекти­ва по организации работы не принимаются во внимание. Приказания отдаются в резкой, категоричной форме.

Демократический стиль руководства предполагает твор­ческую активность коллектива в работе. Мнение подчинен­ных принимается во внимание. Тон общения с подчиненны­ми дружеский; в коллективе, как правило, благоприятный психологический климат.

При либеральном стиле руководитель не вмешивается в ход работы. Коллектив находится на так называемом само­управлении. Руководитель данного типа в основном пред­ставляет коллектив в вышестоящих инстанциях, порой да­же не зная истинного положения дел в коллективе.

В основе большинства типизации стилей управления ле­жит предположение, что действия руководителя осущест­вляются в двух основных измерениях:

• забота о производстве (ось X), предполагающая стремле­ние к получению наилучших производственных результатов;

• забота о людях (ось У), в основе которой лежит стремле­ние руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки.

Именно на этом предположении основана управленче­ская решетка,разработанная сотрудниками университета штата Огайо Р. Б лейком и Дж. Моутон. Они выделили по де­вять градаций на каждой «силовой линии», что позволило определить пять характерных стилей управления, каждый из которых может быть легко обозначен цифрами (рис. 13.1).

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
Забота о лНизкая высокая

Низкая Высокая

Забота о производстве

Рис. 13.1. Определение стилей управления

Стиль 9.1 — жесткий курс администратора, для которо­го результат — все, а человек — в лучшем случае исполни­тель. Это режим подчинения руководителю, по сути — авто­ритарный стиль.

Стиль 1.9— прямо противоположный предшествующе­му. На первом месте у такого руководителя стоит не произво­дительность труда, а человеческий фактор. Работники одобряют обстановку, создаваемую таким руководителем. По су­ти это похоже на управление загородным клубом.

Стиль 5.5(центр решетки) — компромиссный. Руково­дителя удовлетворяют средние достижения. Суть можно оп­ределить как управление человеком организации.

Стиль 1.1 — нищета управления. Позиция руководителя сводится к тому, чтобы не вмешиваться в естественный ход событий. Обычно люди с таким взглядом на руководство — это или случайные люди в менеджменте, или поставленные на должность влиятельными лицами. Пользы от них очень мало.

Стиль 9.9— самый эффективный стиль руководства. Ру­ководитель учитывает как нужды производства, так и по­требности, и интересы людей. По своему характеру это кор­поративный стиль управления.

Контрольные вопросы:

1. Что такое лидерство?

2. Какими качествами должен обладать лидер?

3. Что общего у формального и неформального лидера?

4. В чем отличие формального лидера от неформального?

5. Может ли неформальный лидер стать формальным, ес­ли да, то при каких условиях?

6. Что такое стиль управления?

7. Какие факторы определяют стиль управления?

8. Какое практическое значение имеет типизация стилей управления?

9. Что лежит в основе управленческой решетки Р. Блейка и Дж. Моутои?

Тема 14 Менеджмент за рубежом

Цели изучения:

1 Понимание основных причин и функций развития международно­го менеджмента

2 Изучить стратегии управления в Япо­нии и суть американской стратегии менеджмента

Вопросы:

1. Основные функции и причины развития международно­го менеджмента

2. Характеристик стратегии управления в Япо­нии. Суть японской модели управления фирмой и суть американской стратегии менеджмента

Функции менеджмента, несмотря на их универсаль­ность, проявляются в каждой стране специфически. Как; из­вестно, основными функциями менеджмента являются пла­нирование, организация, мотивация и контроль.

Функцию планирования менеджеры часто отождествля­ют с установлением плановых заданий сверху. В последние годы эта функция понималась как тактическое и оператив­ное планирование в рамках предприятия.

В большинстве экономически развитых стран бизнесме­ны рассматривают функцию планирования как осуществле­ние стратегического планирования развития фирмы на дол­госрочную перспективу и на основе разработанной стратегии определяют направления в тактическом и оперативном пла­нировании. При этом следует отметить, что подходы к пла­нированию в разных странах не одинаковы.

Так, например, в основе стратегии американских компа­ний заложен принцип максимального получения прибыли в возможно короткий промежуток времени. В японских компаниях ориентируются на долгосрочную перспективу получения прибыли и на рост количества новых товаров на рынке. Таким образом, в зависимости от стратегии, приня­той в той или иной стране, различаются и подходы к плани­рованию.

Функция организации в плане отношения действий ру­ководителя ставит перед менеджером следующие задачи:

• создание организационных структур управления;

• координация действий членов коллектива;

• определение квалификации специалистов на каждую должность;

• подбор и обучение кадров и т.д.

Указанные задачи в каждой стране решаются с учетом специфики и традиций менеджмента, присущих данной стране.

С позиции функции мотивации в разных странах также существуют различные способы воздействия на подчинен­ных с целью активизации их деятельности. Так, например, в Японии одним из наиболее действенных мотиваторов является запланированное продвижение по службе, повышение социального статуса работника и т.д.

Аналогичная ситуация складывается и при реализации функции контроля. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время назрела необходимость изучения проблемы международного менеджмента не толь­ко менеджерами-практиками, но и студентами высших учеб­ных заведений экономического профиля.

Управление японскими фирмами основывается на тесной связи внутренней и внешней среды, составными элементами которой являются государственное регулирование, конку­ренция, образование и культурные традиции.

Главной особенностью управления в Японии является специфичность стратегии управления.

Продолжительное время в основу японского управления были заложены подходы, делающие упор на технологию и организацию управления. В настоящее время приоритет от­дается стратегии управления.

К основным характеристикам, определяющим стратегию управления, относятся:

• ориентация на постоянные изменения во внешней и внутренней среде;

• ориентация на внешнюю среду и на место фирмы в дан­ной среде;

• учет и использование возможностей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся мире на длитель­ную перспективу.

Данной стратегии присущи гибкость и способность к адаптации.

Японская стратегия управления позволяет совмещать конкуренцию и государственное регулирование. В этом слу­чае конкуренция выполняет роль двигателя, а государствен­ное регулирование определяет стратегический ориентир в развитии. Государство правомочно использовать экономи­ческие и административные рычаги воздействия на бизнес, хотя возможности такого воздействия имеют четкие ограни­чения.

В данном случае между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, позволяющие развиваться частному бизнесу и государству. В Японии частный бизнес и государство вместе работают над повышением кон­курентоспособности .

К наиболее характерным чертам государственного воз­действия на экономику Японии молено отнести стратегиче­скую направленность воздействия, механизм осуществления данного воздействия.

Государственное воздействие на экономику Японии осу­ществляется по следующим направлениям:

• выработка профиля развития и ориентации экономики;

• создание благоприятных условий для развития эконо­мики (развитие инфраструктуры экономики за счет государ­ства, помощь отдельным отраслям экономики, хозяйствую­щим единицам и т.д.);

• развитие и поддержание организационных форм и от­ношений, способствующих повышению производства и рос­ту конкурентоспособности товаров.

Система управления в Японии, как и в других странах, имеет свои национальные особенности, которые основыва­ются на религии, традициях, образе жизни и мышлении, чувстве долга, трудолюбии, стремлении к согласованным действиям в группе, воспитании.

Японцы с детства воспитываются в духе формирования группового мышления, когда индивидуальность человека не поощряется. О человеке судят не по индивидуальным каче­ствам, а по его принадлежности к определенной группе. Ес­ли японского служащего спрашивают, кто он такой, то во время ответа он сначала называет фирму, а затем должность. При этом не важно, кем он работает — директором банка или клерком. Каждый индивидуум в Японии отождествляет себя с коллективом. Он испытывает гордость, что работает в груп­пе, являясь ее полноправным членом.

Оценка работы производится не по итогам личных ре­зультатов, а по итогам работы коллектива. Отношение к тру­ду формируется с детства, основываясь на тезисе «Делать плохо нельзя».

Понятие «фирма» большинством японцев отождествля­ется с понятием «семья». Руководство японских фирм про­являет большой интерес к личной жизни своих рабочих. Японские фирмы считают своим долгом заботиться о каждом своем подчиненном вплоть до его ухода на пенсию. Пре­данность считается более важным качеством, чем компе­тентность. В Японии фирма — это органически целый, жи­вой организм, наделенный душой. Фирма неприкосновенна, как семья.

Философия менеджмента у японцев основывается на вер­ности своей фирме, государству, нации. Правительство и частный сектор работают в тесном сотрудничестве. Цель у них одна — рост национальной экономики.

На формирование японской системы менеджмента боль­шое влияние оказывает национальная управленческая куль­тура. Особое значение придается пунктуальности, точности, ответственности и терпению.

Японцы считают: чтобы научить управлять, человека на­до научить ходить, говорить, слушать, кланяться, а затем профессионально обучить в фирме. Большое значение они уделяют вопросу подготовки квалифицированных менедже­ров.

Японская модель управления основывается на системе взаимосвязанных факторов: ценностных, управленческих, организационных, человеческих и социальных.

Успех работы американских служащих зависит от их умения «делать деньги». Непременным качеством амери­канского бизнеса является соблюдение трех правил: анали­зирует, разделяет функции (обязанности), проверяет испол­нение. Важнейшим элементом менеджмента в США являет­ся специализация, без которой не начинается ни одно дело.

Американская стратегия управления ориентирована на постоянную приспосабливаемость к рынку, осуществлению краткосрочных проектов, сокращение цикла обращения фи­нансовых ресурсов. Не случайно одним из самых распростра­ненных девизов американских бизнесменов является: «Вре­мя — деньги!»

Главным критерием оценки эффективности работы аппа­рата управления являются максимальные прибыли на вло­женный капитал в краткосрочный период. Для каждого ру­ководителя определяется конкретная цель и производится оценка его работы за короткий промежуток времени.

Отличительная черта американского менеджмен­та - достаточно большое количество контролирующих и Тема 13. Руководство и лидерство в менеджменте - student2.ru координирующих механизмов на каждом уровне управле­ния. Основными признаками эффективности работы амери­канских предприятий являются:

• ориентация на достижение успеха (создаются группы по 5—25 человек для разработки идеи, и результаты сразу проверяют на потребителях);

• учет спроса потребителей;

• самостоятельность и предприимчивость (компании по­ощряют лидерство);

• уважение к индивиду;

• верность своему делу (придерживаются того дела, кото­рое знают);

• простота формы, скромный штат управления;

• свобода и честность одновременно.

Таким образом, американская модель управления в зна­чительной степени отличается от японской.

Контрольные вопросы:

1.Для чего необходимы знания в области международно­го менеджмента?

2.Выделите основные причины развития международно­го менеджмента.

3.Дайте характеристику основным функциям междуна­родного менеджмента.

4.Дайте характеристику стратегии управления в Япо­нии.

5.Раскройте суть японской модели управления фирмой.

6.Раскройте суть американской стратегии менеджмента.

Литература:

1. Бpacc,А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. — Минск: Соврем, шк., 2006.

2. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и практика / П. Дойль. — СПб.: Питер, 1999.

3. Короленок, Г. А. Менеджмент в торговле : практикум / Г. А. Короленок, Г. Г. Гоцкий, А. И. Ярцев. — Минск : БГЭУ, 2009. — 190 с.

4. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мес- кон [и др.]. — М.: Дело, 1992.

5. Питерс, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уотермен. — М.: Прогресс, 1986.

Наши рекомендации