Социально–экономические конфликты

Рассмотрим конфликты в сфере трудовых отношений и в сфере распределения материальных и социальных ресурсов. В них вовлекаются большие социальные группы, организации, институты – это работники крупных предприятий и отраслей, профсоюзы, министерства и ведомства, правительства. При возникновении конфликтов на производстве важную роль играет создание благоприятных условий для того, чтобы они стали предметом обсуждения в переговорах, а не вылились в агрессивные и разрушительные формы противостояния.

Социально-экономический конфликт включает в себя не только противоречия, связанные с трудовой деятельностью и оплатой за труд, но и всю совокупность социально-экономических отношений в обществе. Это выплата стипендий и детских пособий, содержание детских домов и домов престарелых, создание социальной инфраструктуры, финансирование бюджетных институтов и организаций, отношения между властью и предпринимателями.

Часто социально-экономические и социально-трудовые конфликты определяются участниками как борьба за справедливость. В данном случае справедливость состоит не только в том, чтобы оплата соответствовала усилиям. Часто конфликты возникают из-за того, что труд некоторых категорий работников оказался невостребованным обществом или не был должным образом организован, и тогда люди по независящим от себя обстоятельствам попадают в категорию «бедные» и нуждаются в социальной защите.

Проблема дефицита ресурсов имеет две стороны – производство и распределение. Создание ресурсов зависит от наличия сырья, качества и количества рабочей силы, технологического уровня производства и системы управления производством. Если один (или несколько) из перечисленных факторов является слабым звеном, то ресурсов создается недостаточно. В распределении ресурсов справедливость является ключевым понятием и камнем преткновения. Имеют значение и состояние системы распределения (ее дешевизна, оперативность, открытость), и общественная оценка ее принципов и функционирования.

Дефицит ресурсов есть в любом обществе, поэтому конфликтность заложена в самой социальной структуре. Чем неравномернее распределение, тем острее конфликт. Соотношение между доходами богатых и бедных выражается децильным коэффициентом, который показывает различие в доходах 10 % наиболее богатых и 10 % наиболее бедных членов общества. По мнению западных политологов и социологов, если децильный коэффициент превышает десять, то существует реальная угроза социального взрыва. Российское общество балансирует на этой грани с 1993 г., когда этот коэффициент стал равным одиннадцати, и он растет до сих пор.

Существует несколько основных линий, по которым развиваются противоречия:

· Работодатели и работники. Претензии предъявляются руководителям (владельцам) организаций и предприятий и государственным структурам, от которых зависит обеспечение населения рабочими местами и размер оплаты труда. Эта линия является самой конфликтогенной.

· Предприниматели и властные структуры, которые регулируют их деятельность (проблемы высоких налогов и бюрократических трудностей открытия дела).

· Государство и социальные группы, находящиеся на государственном обеспечении (размеры пособий и своевременность их выплаты).

· Профессиональные категории граждан (перераспределение ресурсов в свою пользу).

· Центр и регионы (перераспределение ресурсов).

Недовольство граждан вызывают следующие действия: уменьшение или задержка оплаты труда, увольнения, вынужденные отпуска, закрытия предприятий, купля – продажа предприятий без учета интересов коллектива. Ответные действия выражаются в акциях протеста, забастовках предприятий и отраслей, региональных и всероссийских акциях протеста, митингах у правительственных учреждений, петициях в высшие органы власти. Наиболее результативной является забастовка, особенно если данный промышленный объект или отрасль важны для страны, тогда их требования удовлетворяют за счет других категорий работников.

В западных странах со стабильной экономикой такие конфликты носят аполитичный характер, их цель – решение экономических и социальных проблем. В России большинство социально – экономических конфликтов перерастает в политические акции, противостояния властным структурам.

Политические конфликты

Предметом политического конфликта всегда является власть. Власть представляет собой институционально оформленную возможность определять и контролировать массовые формы поведения людей. Власть обладает большой притягательной силой, это мощный источник мотивации и сфера личностного самоутверждения. Однако борьба за власть облекается в идеологические формы, маскируясь за понятиями «благо народа», «интересы общества», «свобода личности» и т.п. Все эти ценности формулируются теоретиками конкретного политического движения, чтобы получить массовую поддержку и стать признанными в обществе. Они фиксируют отношения
к сложившимся в обществе политическим порядкам и связаны с определенным пониманием того, какими должны быть взаимоотношения между индивидом, обществом и властью. Идеологические ориентации концентрируют внимание не на том, что есть, а на том, что должно быть. Таким образом, всякая идеология – это проект будущего общественного устройства, это предложение изменить мир в определенном направлении. Роль идеологических доктрин тем выше, чем больше распространена в обществе неудовлетворенность существующим положением дел.

На практике же борьба за власть полна насилия и обмана, которые оправдываются сложившейся практикой политической борьбы, угрозами и действиями противника, стремлением с помощью меньшего зла прекратить большее зло.

Политический конфликт – один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений. Он затрагивает интересы больших социальных групп (социальных слоев, классов, общества в целом), поэтому субъекты политического конфликта всегда выступают от имени определенной социальной общности.

Субъектами политического конфликта являются организации и институты, созданные гражданами, объединившимися с целью защиты своих интересов и ценностей. Поэтому политические конфликты практически всегда являются организованными, институциональными.

Все политические конфликты можно разделить на два вида – горизонтальные и вертикальные.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. В них борьба за власть ведется
в рамках существующего режима (правительство – парламент, партии и фракции в парламенте). Цель и причина таких конфликтов заключаются в совершенствовании системы власти путем смены политических лидеров или правящей элиты, корректировки политического курса, увеличения или уменьшения властных полномочий некоторых субъектов политики. В демократическом обществе такие конфликты институционализированы и в некоторой степени запрограммированы. Большинство их носят открытый, публичный характер. Тоталитарный режим не признает таких конфликтов и пытается их не допустить, поскольку в справедливо устроенном обществе не может быть противоречий, не может быть недовольных. Поэтому конфликты приобретают форму заговора.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. Они разворачиваются по линии «власть – общество». Статусно-ролевая структура общества иерархична, разные социальные слои или группы имеют неравный доступ к ресурсам и власти, что и порождает такого рода конфликты. Вертикальные конфликты можно разделить на два подвида:

а) статусно-ролевые конфликты – это борьба за повышение личного или группового статуса в политической структуре общества, например противостояние между центром и регионами;

б) режимные конфликты – преследуют цель свержения политического строя или радикального изменения политического курса, например революция. Они возникают из-за ущемления базовых социально – экономических и политических потребностей значительной части населения, чем бы ни было вызвано это ущемление: кризисом естественного социально-экономического развития общества, трудностями реформирования, войной, стихийным бедствием или просчетами в политике, нежеланием правящей элиты учитывать интересы подвластных слоев.

Одна из разновидностей политического конфликта – конфликт политических культур, столкновение разных политических ценностей, норм, традиций, способов политического поведения. Они становятся особенно заметными в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры.

Способы урегулирования политических конфликтов зависят от вида конфликта. Горизонтальный конфликт является полностью институционализированным, и его урегулирование определяется законодательно закрепленными правилами политической борьбы. Если в ходе дискуссий сторонам не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической системе существуют варианты его разрешения: обращение в Конституционный суд, отставка правительства, роспуск парламента, проведение референдума по спорным вопросам и др.

Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами, поскольку регионы могут претендовать не только на повышение своего социально – экономического и политического статуса, но и стремиться к политической независимости. Такие конфликты могут привести к локальным войнам и многочисленным жертвам. Самыми сложными для разрешения являются вертикальные режимные конфликты. Негативное их развитие может привести общество к гражданской войне. Проблема состоит также в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, провоцировать массовые беспорядки, действовать незаконными методами (терроризм).

Чтобы не допустить негативный ход развития политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации. На основании полученных данных можно прогнозировать варианты развития событий и разработать план урегулирования конфликта, определив тактические и стратегические задачи. Если принятые меры оказались недостаточными и дальнейшее развитие конфликта представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовы применить насилие.

Международные конфликты

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого, выделяют:

· межгосударственные конфликты;

· национально-освободительные войны (одна из сторон – государство), антиколониальные, войны народов против расизма, против правительств;

· внутренние интернационализированные конфликты (государство – помощник одной из сторон на территории другого государства).

Виды межгосударственных конфликтов:

· конфликт идеологий;

· конфликт из-за политического господства;

· территориальный конфликт;

· религиозный конфликт.

Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и межгосударственным конфликтом:

· военные конфликты менее масштабны. Цели – ограничены. Причины – спорные вопросы. Причина войны – глубинные экономические и идеологические противоречия между государствами. Войны более масштабны;

· война – состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт – состояние социальной группы;

· война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.

Межэтнические конфликты

Национально-этнические общности – это большие социальные группы с характерными признаками, такими, как культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др. Национально- этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Обычно люди не акцентируют внимание на этнической принадлежности, но в условиях дискомфорта человек, чувствующий себя обделенным, сознательно или бессознательно идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями. При этом этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации.

Межэтнические конфликты представляют собой столкновения, происходящие между отдельными представителями или социальными группами различных этносов.

Существуют различные основания для классификации таких конфликтов. По территориальному критерию выделяют:

· межгосударственные конфликты;

· региональные конфликты (между этносами, разделенными общей административной границей в рамках единого государства);

· конфликт между центром и регионом;

· местные конфликты между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых административных границ (город, область и т.д.).

В зависимости от целей можно классифицировать конфликты следующим образом:

· социально-экономические (распределение ресурсов);

· культурно-языковые (защита родного языка и культуры);

· территориально-статусные (борьба за изменение границ и повышение статуса);

· сепаратистские (образование собственного независимого государства).

Все они могут иметь разную степень насильственности, интенсивности, длительности.

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают
в течение длительного времени. Для их возникновения необходимо сочетание трех факторов. Первый связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным, завышенным. Второй фактор – наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия. Третий фактор – наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

На почве социокультурных различий конфликты возникают вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства. Нормы, принимаемые на уровне федерации или региона, носят усредненный характер и порой не учитывают особенностей того или иного этноса. В межэтнических конфликтах обязательно присутствует социально-экономический фактор. Он может быть определяющим или только одной из причин конфликта, отражать реальное социально-экономическое неравенство или мнимую дискриминацию. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что основными факторами возникновения межэтнической напряженности являются ухудшение экономической ситуации в стране, просчеты в национальной политике, нестабильная обстановка в обществе. Чисто этнические разногласия оказались на последнем месте.

В развитии межэтнического конфликта большую роль играет определенная идеология и культурная принадлежность, которые способствуют консолидации этноса, определению и противопоставлению «своих» и «чужих». При этом внешние признаки, как наиболее яркие и броские, кажутся наиболее устойчивыми и служат источником оскорбительных кличек и действий. Всему непривычному приписывается враждебность и злонамеренность.

Межэтнические конфликты с трудом поддаются урегулированию, поскольку они имеют глубокие исторические корни, затрагивают бессознательное, подвержены сильному влиянию религии. Окончательно разрешить такие конфликты невозможно, поэтому главное в этой ситуации – выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти способы урегулирования конкретных спорных вопросов. Следует уделять большое внимание мерам по предупреждению межэтнических конфликтов. Это воспитание в людях терпимости и уважения к другим народам, возможность изучать языки соседних этносов, наладить культурный обмен на основе общечеловеческих ценностей, которые признает любой этнос. Это может стать интегрирующим началом во взаимоотношениях народов и наций в рамках одной страны.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение социального конфликта.

2. Приведите примеры больших социальных групп.

3. Какие существуют виды социальных конфликтов?

4. Каковы основные группы причин социальных конфликтов?

5. Почему конфликтна любая крупная социальная структура?

6. Какие действия сторон характерны для социально-экономических конфликтов?

7. Какова роль идеологии в политическом конфликте?

8. Какие существуют способы урегулирования политических конфликтов?

9. Что такое национально-этническая общность?

10. Какие существуют виды межэтнических конфликтов?

11. Почему межэтнические конфликты с трудом поддаются урегулированию?

Наши рекомендации