По мнению Н.Ф. Талызиной, способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность составляют суть ... способностей
1) дидактических
2) академических
3) организаторских
4) перцептивных
2. Профессиональные изменения личности педагога считаются негативными деформациями в том случае, если эти изменения:
1) затрудняют деловое и личностное взаимодействие
2) проявляются в процессе организации учебной работы
3) осуждаются другими людьми
4) заставляют уделять работе много времени и внимания
3. Предрасположенность человека к воспитательным воздействиям обозначается термином:
1) личностный рост
2) воспитуемость
3) воспитанность
4) самовоспитание
4. Способ психологического воздействия, обращенный к сознанию и логике воспитанника, - это:
1) внушение
2) эмоциональное заражение
3) убеждение
4) подражание
5. В структуру педагогической деятельности включены следующие компоненты:
1) конструктивный, коммуникативный, организаторский
2) мотивационный, личностный, физический
3) интеллектуальный, эмоциональный, социальный
4) перцептивный, интерактивный, коммуникативный
6. Умение наладить личные контакты с каждым из учащихся присуще в наибольшей степени:
1) учителю-воспитателю
2) учителю-организатору
3) учителю-предметнику
4) учителю-коммуникатору
7. По мнению Н.Ф. Талызиной, способности учителя передавать учащимся учебный материал доступно и интересно, побуждать учащихся к мыслительной активности, называются:
1) дидактическими
2) коммуникативными
3) организаторскими
4) перцептивными
8. Требования, предъявляемые к качествам специалиста, его возможностям и способностям, устанавливает:
1) моральная норма
2) профессиограмма
3) закон об образовании
4) законодательная норма
9. По классификации Е.А. Климова, профессия педагога относится к типу:
1) «человек-человек»
2) «человек-природа»
3) «человек-искусство»
4) «человек-знак»
10. В модель личности учителя (по Л.М. Митиной) входят педагогические:
1) интроверсия, экстраверсия
2) планирование, оценивание
3) целеполагание, мышление, рефлексия
4) мышление, эмоции, идеалы
11. По мнению Н.Ф. Талызиной, способности педагога к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта, - это … способности.
1) коммуникативные
2) речевые
3) перцептивные
4) организаторские
Ученику предоставляется полная свобода, возможность влиять на педагогический процесс при ... стиле педагогического руководства.
1) авторитарном
2) демократическом
3) либеральном
4) автократическом
13. Компонент педагогической деятельности, связанный с умением мысленно планировать воспитательно-образовательный процесс, называется:
1) гностический
2) проектировочный
3) конструктивный
4) коммуникативный
14. А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога:
1) собственно педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность учителя
2) педагогические знания, педагогические действия, личность учащегося
3) педагогическое предвидение, педагогическая рефлексия, педагогическое мышление
4) любовь к детям, знание предмета, педагогическое общение
15. Стиль педагогического общения, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний, называется:
1) либеральным
2) авторитарным
3) демонстративным
4) демократическим
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Модуль I «Общая психология»
Вариант 1
Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов | Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов |
А | Г | ||||
В | А | ||||
Г | Б | ||||
А | А | ||||
А | В | ||||
А | Г | ||||
А | Г | ||||
Г | Б | ||||
В | А | ||||
В | В |
Вариант 2
Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов | Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов |
А | Г | ||||
Г | Б | ||||
А | А | ||||
А | А | ||||
Г | В | ||||
А | Г | ||||
Б | Б | ||||
Б | Б | ||||
Б | Б | ||||
А | В |
Модуль II «Социальная психология»
Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов | Номер вопроса | Номер правильного ответа | Количество баллов |
Вариант 1 | |||||
А | В | ||||
В | Б | ||||
Г | Г | ||||
Б | В | ||||
В | Г | ||||
В | А | ||||
В | В | ||||
Б | В | ||||
А | Г | ||||
Б | Г | ||||
Вариант 2 | |||||
Б | А | ||||
В | В | ||||
Б | Б | ||||
В | Б | ||||
Г | А | ||||
А | А | ||||
В | Г | ||||
А | Г | ||||
А | Б | ||||
Б | Г |
Модуль III «Возрастная психология»
№ | Наименование ДЕ | |||||||||||||||
1. | Введение в возрастную психологию | г | а | в | г | а | г | а | г | б | а | б | г | а | в | а |
2. | Теории и закономерности психического развития | а | в | г | а | г | б | г | б | а | г | в | а | в | а | г |
3. | Периодизации психического развития | а | в | б | в | г | б | в | а | б | в | б | г | а | б | г |
4. | Психическое развитие детей от рождения до 6 лет | г | в | а | б | в | б | г | в | а | б | а | в | г | а | б |
5. | Психическое развитие младшего школьника | г | а | в | б | а | б | г | в | а | г | а | в | г | а | б |
6. | Психическое развитие в подростковом и юношеском возрасте | а | в | а | б | г | а | в | а | б | г | в | г | в | б | а |
7. | Психология взрослости и старости | б | б | в | а | в | б | г | в | а | г | а | в | б | в | а |
Модуль IV «Педагогическая психология»
№ | Наименование ДЕ | |||||||||||||||
4.1. | Введение в педагогическую психологию | в | а | г | б | г | б | г | в | а | а | а | г | в | г | б |
4.2. | Психология обучения | г | б | в | г | а | г | в | г | а | г | б | а | б | г | б |
4.3. | Психология воспитания | а | в | г | а | в | г | а | г | б | в | а | в | г | а | б |
4.4. | Психология педагогической деятельности | г | а | б | в | а | г | а | б | а | в | а | в | б | а | г |
Вопросы к зачету/экзамену
по Модулю I. «Общая психология»
1. Возникновение психологии как науки. Этапы ее становления. Определение современной психологии. Место психологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками. Структура современной психологической науки. Классификация отраслей психологии.
2. Предмет психологии. Понятие о психике, психическом отражении, его особенности. Методология психологии. Методологические принципы психологии.
3. Сознание как высший уровень психического отражения, его структура и уровни работы.
4. Бессознательное, его содержание и проявления.
5. Методология, метод и методика психологического исследования. Принципы научного исследования. Уровни и этапы психологического исследования. Требования к его организации и проведению. Классификация методов психологии.
6. Наблюдение, его виды, достоинства и недостатки.
7. Эксперимент, его виды, достоинства и недостатки.
8. Опрос, его виды, достоинства и недостатки. Тесты, их виды, достоинства и недостатки.
9. Деятельность, ее структура. Освоение деятельности. Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд.
10. Личность. Структура личности. Личность и индивидуальность. Личностный подход в психологии.
11. Потребности как источник развития личности. Классификация видов потребностей. Потребность и значимость объектов.
12. Мотивы поведения и деятельности человека как проявление потребностей. Их виды.
13. Самосознание личности.
14. Самооценка личности, уровень притязаний, их виды. Психологическая защита личности.
15. Темперамент. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
16. Проблема изменчивости темперамента, учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
17. Характер, его значение. Теории характера. Природное и приобретенное в характере. Структура характера. Основные черты и свойства характера.
18. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
19. Способности, их значение для человека и деятельности. Задатки и способности. Проблема наследования способностей. Структура способностей, их уровни и виды.
20. Количественная и качественная характеристика способностей. Формирование способностей.
21. Эмоции и чувства, их значение и функции. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Эмоциональные состояния и формы переживания чувств. Высшие чувства, их виды. Индивидуально-типические эмоциональные черты личности.
22. Воля, ее социальная природа. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
23. Внимание, его функции, значение и проявления. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Факторы, определяющие внимание. Структура свойств внимания.
24. Общая характеристика ощущений, их значение. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений, их характеристика. Основные свойства и закономерности ощущений.
25. Общая характеристика восприятия, его связь с другими психическими процессами. Физиологические основы восприятия. Основные свойства восприятия.
26. Виды восприятия, их классификация и характеристика. Индивидуально-типологические различия в восприятии. Зрительные иллюзии. Наблюдение и наблюдательность.
27. Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Механизмы памяти. Запоминание, его виды и рациональные приемы его организации.
28. Сохранение и забывание. Условия прочного сохранения. Виды памяти. Индивидуально-типологические различия памяти.
29. Мышление, его значение и связь с другими психическими процессами. Особенности мышления.
30. Мыслительные процессы и операции. Формы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.
31. Речь, ее значение и функции. Виды речи. Физиологические механизмы речи.
32. Воображение. Его роль в игровой, учебной и трудовой деятельности. Физиологические основы воображения. Виды и приемы воображения. Индивидуальные качества воображения.