Глава 17. виды наказаний и их система 2 страница
Однако возникает вопрос: почему законодатель наряду с основными выделяет и дополнительные виды наказания? В литературе даются на него неоднозначные ответы. Так, И.М. Гальперин и Ю.Б. Мельникова считают, что значение принципа деления наказаний на основные и дополнительные заключается в установлении широких пределов индивидуализации наказания <1>.
--------------------------------
<1> Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981. С. 91.
Высказывается и мнение, согласно которому вспомогательная роль дополнительного наказания заключается в том, что оно облегчает достижение совокупным наказанием (основным и дополнительным) стоящих перед ним целей. В особенности оно усиливает частнопредупредительную сторону основного наказания. По мнению В.К. Дуюнова и А.Л. Цветиновича, специфический вклад дополнительных наказаний заключается в том, что в зависимости от обстоятельств уголовного дела и конкретных задач, которые имеет в виду решить посредством их применения суд, они могут использоваться для: а) обеспечения индивидуализации наказания; б) усиления карательного содержания назначаемой виновному меры наказания; в) смягчения меры основного наказания; г) реадаптации к условиям свободной жизни лиц, освободившихся из мест лишения свободы <1>. Если с первыми двумя из названных положений можно согласиться, то последние, на наш взгляд, не отражают социально-правовое предназначение дополнительных наказаний. Основной смысл дополнительных наказаний состоит в более последовательной индивидуализации уголовной ответственности в целях повышения гарантий достижения цели специального (частного) предупреждения преступлений со стороны осужденного. Назначая виновному в преступлении, наряду с основным, дополнительное наказание, суд не просто стремится механически увеличить объем кары (хотя отчасти и это имеет место), а, индивидуализируя уголовную ответственность, повышает гарантии достижения отдельных целей наказания.
--------------------------------
<1> Дуюнов В.К., Цветинович А.Л. Дополнительные наказания. Теория и практика. Фрунзе, 1986. С. 28 - 34.
Если основные наказания способны обеспечить достижение всех целей, поставленных законодателем перед наказанием, независимо от конкретных обстоятельств, характеризующих преступление и личность виновного в его совершении, то дополнительные наказания ориентированы зачастую на отдельные цели. Например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в первую очередь обеспечивает реализацию цели предупреждения новых преступлений со стороны осужденного. Хотя надо иметь в виду, что некоторые дополнительные виды наказаний вносят "существенный вклад" и в достижение иных целей наказания (штраф).
Большинство наказаний, которые могут назначаться только в качестве основных, отличаются от дополнительных видов наказаний и по большему объему правоограничений (исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь). В то же время, если исходить из установленного в УК РФ перечня видов наказаний (ст. 44), законодатель считает, например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью более строгим видом наказания, чем штраф. А первое - менее строгим видом по сравнению с наказанием в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Если при законодательной регламентации достаточно трудно провести принцип, согласно которому дополнительные наказания должны быть по объему правоограничений менее строгими по сравнению со всеми основными видами наказания, то суд при их назначении это требование должен выполнять неукоснительно <1>. Другое требование заключается в том, что дополнительное наказание не может быть тождественным основному (например, назначение и в том и в другом случае лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). При ином подходе теряется всякий смысл в применении дополнительного вида наказания.
--------------------------------
<1> И.М. Гальперин считает возможным назначение более строгого дополнительного наказания по сравнению с основным видом. См.: Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Указ. соч. С. 146 - 147.
В УК РФ предусмотрены различные условия применения отдельных дополнительных наказаний. В соответствии с ч. 4 ст. 46 УК штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случае, если он указан в санкции статьи Особенной части УК, по которой назначается наказание в конкретном случае. Другие два вида наказаний - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - могут быть назначены и без этого условия, т.е. по усмотрению суда (см. ч. 3 ст. 47, ст. 48 УК).
В санкциях норм Особенной части УК дополнительные виды наказаний указываются в качестве факультативных (см. ст. ст. 158, 159, 160 и др. УК РФ) либо обязательных (см. ст. ст. 161, 162, ч. 2 ст. 164 УК РФ). В последнем случае неприменение дополнительного наказания возможно лишь в соответствии с правилами, регламентированными ст. 64 УК РФ.
Изложенное позволяет определить дополнительное наказание в качестве предусмотренной в перечне видов наказаний (ст. 44 УК РФ) вспомогательной меры государственного принуждения, применяемой судом в дополнение к основному наказанию за совершение преступления, образующей с ним совокупное наказание, обеспечивающее индивидуализацию уголовной ответственности и повышающее гарантии достижения целей наказания (штраф).
Классификация видов наказаний в зависимости от характера прав и свобод, на которые воздействуют наказания. Объектом уголовного наказания является правовой статус личности в целом. Однако каждый вид или определенная группа видов наказаний имеют свою "мишень", конкретные права и свободы личности, т.е. определенные стороны ее правового статуса.
В зависимости от данного критерия виды наказаний в литературе классифицируются на следующие группы:
1) наказания, оказывающие морально-психологическое воздействие на осужденного - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Ранее к таким наказаниям относились также общественное порицание и возложение обязанности загладить причиненный вред путем извинения осужденного перед потерпевшим;
2) наказания, ограничивающие право собственности осужденного, - штраф. Его применение направлено прежде всего на преодоление корыстных устремлений осужденного;
3) наказания, ограничивающие трудовую или служебную правоспособность осужденного, - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе. Все названные наказания ограничивают гарантированное Конституцией РФ право гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбора по своему усмотрению рода деятельности и профессии, а также на достойное вознаграждение за труд;
4) наказания, ограничивающие свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства, - ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Поскольку личная свобода является одним из основных элементов право- и дееспособности гражданина, эти виды наказаний объективно являются более строгими по сравнению с указанными выше;
5) смертная казнь - самое строгое наказание, поскольку своим объектом она имеет жизнь, т.е. самое высшее благо человека. Хотя в УК РФ смертная казнь признается в качестве исключительной меры наказания, тем не менее мы считаем вполне обоснованным ее включение в систему (перечень) наказаний. Нельзя тот или иной вид наказания выносить за пределы перечня, поскольку в таком случае нарушалось бы системно-структурное взаимодействие составляющих ее элементов.
Важное значение имеет деление наказаний на общие и специальные. Если общие наказания могут быть назначены любому лицу, признанному виновным в совершении преступления, то специальные применяются лишь к определенному кругу осужденных. К специальным наказаниям относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части. Все иные виды наказаний являются общими. Данная классификация помогает суду правильно назначить наказание, в частности знать круг лиц, которым могут назначаться специальные виды наказаний.
Классификация видов наказаний в зависимости от их соизмеримости. Большое практическое значение имеет деление видов наказаний в зависимости от того, измеряются они сроком, размером или нет. К группе срочных наказаний, предусмотренных УК, относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок. Мера иных видов наказаний хотя и соизмерима, однако не может дифференцироваться. Например, пожизненное лишение свободы измеряется жизнью осужденного, но какова его продолжительность, - это зависит не от усмотрения суда, а от состояния здоровья осужденного.
Единственным наказанием, включенным в перечень наказаний, которое имеет размер, является штраф. Согласно ч. 1 ст. 46 УК штраф как вид наказания исчисляется либо в определяемой сумме, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за соответствующий период.
Уголовному праву России известны и наказания, которые не имеют ни срока, ни размера. К ним относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
Практическое значение данной классификации заключается в том, что если наказания, исчисляемые сроком или размером, поддаются индивидуализации по усмотрению суда, то иные наказания носят абсолютный характер (оставшаяся продолжительность жизни и др.).
§ 3. Штраф
Штраф есть денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, установленных Уголовным кодексом РФ. Он поэтому относится к группе имущественных наказаний.
1. Установление размера штрафа в законодательстве. Размер штрафа в соответствии со ст. 46 УК определяется двумя способами: 1) в виде твердой суммы либо 2) в виде размера заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
Согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от 2500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Причем штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК.
Порядок определения размера штрафа в отечественном уголовном законодательстве неоднократно изменялся. Согласно ст. 30 УК РСФСР 1960 г. размер штрафа устанавливался в пределах от 50 до 300 руб., а за корыстные преступления - в пределах до 1000 руб. В некоторых случаях законодательством за отдельные преступления могли устанавливаться и более высокие размеры штрафа. В соответствии с внесенными в 1992 г. в ст. 30 УК РСФСР изменениями размер штрафа стал определяться в виде суммы, соответствующей количеству минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законодательством Российской Федерации, либо в виде суммы, исчисляемой исходя из кратного размера причиненного ущерба.
В первоначальной редакции ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливался в размере от 25 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.
Отказ от исчисления штрафа в твердых суммах и его установление в зависимости от соответствующего количества МРОТ были обусловлены весьма высоким уровнем инфляции в России, имевшим место в 90-е годы прошлого столетия. В дальнейшем некоторое снижение ее уровня дало основание законодателю вновь вернуться к исчислению штрафа в твердых суммах.
Как представляется, он поспешил с таким решением; если учесть, что в 2003 г. инфляция составила 12%, а в 2009 г. - свыше 12%, то при таких ее темпах в течение нескольких лет реальный уровень размера штрафа уже снизился на 60 - 70% по сравнению с 2002 г.
В то же время следует отметить, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ значительно повышены размеры штрафа, что позволяет рассматривать его в качестве достаточно реальной альтернативы лишению свободы.
Впервые также размер штрафа дифференцирован в зависимости от категории совершенного преступления. Как уже отмечалось, штраф в размере заработной платы или иного дохода, определенного за период свыше трех лет, может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.
2. Определение размера штрафа в зарубежном уголовном законодательстве. В мировой практике используются различные способы исчисления штрафа. Так, согласно ст. 48 УК Швейцарии, если в кодексе не содержится иных точных постановлений, то максимумом штрафа является 20 тыс. франков. Если же преступник действовал из корысти, то судья дополнительно к лишению свободы может приговорить его к штрафу. А если закон предусматривает альтернативно лишение свободы или штраф, то судья в каждом случае может совместить оба вида наказаний (ст. 50). По УК Испании сумма штрафа устанавливается в размере более двух месячных заработных плат либо пропорционально причиненному ущербу (ст. 33). Согласно ч. 1 ст. 53 испанского УК, если осужденный не уплатил добровольно или посредством принуждения назначенный штраф, он несет личную ответственность в виде лишения свободы на один день за каждые две неуплаченные ежедневные квоты, что может проходить в виде ареста на выходные дни. А в УК Франции предусмотрено, например, наказание в виде штрафо-дней (п. 3 ст. 131-3). Если проступок карается тюремным заключением, суд может назначить наказание штрафом в виде штрафо-дней, состоящее в том, что осужденный должен внести в казну сумму, общая величина которой получается в результате назначения судьей ежедневного взноса в течение определенного числа дней. Размер каждого штрафо-дня определяется с учетом доходов и обязательств подсудимого; он не может превышать 2000 франков. Число штрафо-дней определяется с учетом обстоятельств преступного деяния; оно не может быть больше трехсот шестидесяти (ст. 131-5). УК Франции устанавливает размер штрафа в абсолютном денежном выражении. В ст. 131-13 определены следующие суммы штрафов:
"п. 1. Не более 250 франков за нарушения 1-го класса;
п. 2. Не более 1000 франков за нарушения 2-го класса;
п. 3. Не более 3000 франков за нарушения 3-го класса;
п. 4. Не более 5000 франков за нарушения 4-го класса;
п. 5. Не более 10000 франков за нарушения 5-го класса; эта сумма может быть увеличена до 20000 франков в случае рецидива, когда это предусмотрено постановлением".
3. Штраф как основное и дополнительное наказание. Штраф может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В 37% санкций норм Особенной части УК РФ этот вид наказания предусматривается в качестве основного. Причем он обычно указывается в альтернативных санкциях, как правило, наряду с обязательными работами, исправительными работами, арестом и ограничением свободы. В некоторых санкциях норм Особенной части УК штраф указывается в альтернативе с лишением свободы (ч. ч. 2 и 3 ст. 158, ч. ч. 2 и 3 ст. 159 и др. УК РФ).
Штраф как вид наказания предусматривается за совершение как корыстных, так и иных преступлений. Было бы более предпочтительным применение штрафа главным образом за учинение корыстных преступлений. Поэтому вызывает возражение установление штрафа, наряду с лишением свободы, например, за заражение венерической болезнью. Почему бы вместо штрафа не предусмотреть за его совершение ограничение свободы или арест?
Согласно ч. 4 ст. 46 УК штраф в качестве дополнительного наказания может быть назначен только тогда, когда он предусмотрен в соответствующей санкции нормы Особенной части УК в качестве дополнительного наказания. Дополнительным наказанием штраф предусмотрен в 29 санкциях (5,5% от всех санкций Особенной части УК). Причем в 11 санкциях он рассматривается в качестве обязательного, а в 18 - в качестве факультативного дополнительного наказания (т.е. назначаемого по усмотрению суда).
В действующем УК значительно расширены возможности назначения штрафа в качестве дополнительного наказания, особенно за преступления в сфере экономики (23 санкции). Для сравнения отметим, что в УК РСФСР 1960 г. только в двух санкциях (ч. ч. 2 и 3 ст. 208) он предусматривался дополнительным наказанием. Однако, несмотря на более широкое его использование в настоящее время, эти возможности нельзя считать полностью исчерпанными, особенно что касается корыстных преступлений. В то же время нельзя поддержать высказываемые в литературе мнения о предоставлении суду права назначать дополнительное наказание этого вида независимо от того, указан или нет в санкции данный вид наказания. Как справедливо отмечают Л.Л. Кругликов и А.Л. Цветинович, в силу весьма высокой репрессивности штрафа назначение его в качестве дополнительного наказания за любое преступление привело бы к ужесточению наказания при отсутствии достаточных к этому оснований <1>.
--------------------------------
<1> См.: Уголовное право России. Часть общая / Под ред. Л.Л. Кругликова. 2-е изд. М., 2005. С. 366.
Обращает на себя внимание также и то, что в УК РФ не предусматривается дифференциация размера штрафа в зависимости от того, назначается он в качестве основного или дополнительного наказания. Если, к примеру, срок наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью дифференцируется в зависимости от этого критерия, то размер штрафа, как уже было отмечено, установлен в УК РФ в зависимости от категории совершенного преступления.
4. Определение размера штрафа судом. Размер штрафа по конкретному уголовному делу должен определяться судом с учетом общих начал и специальных правил назначения наказания (ст. ст. 60 - 70 УК). Одновременно в ч. 3 ст. 46 УК конкретизируются обстоятельства, принимаемые во внимание при определении его размера. "Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода". Более того, с учетом этих обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет. Последнее предполагает, на наш взгляд, и учет семейного положения осужденного. Штраф, как и некоторые другие виды наказаний, влечет ограничение имущественных прав не только виновного в преступлении, но и членов семьи, находящихся на его иждивении. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" указывается, что при назначении подсудимому штрафа следует выяснять материальное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п. (п. 3) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.
Требование закона об учете имущественного положения осужденного имеет принципиальное значение. С одной стороны, он должен выступать реальной и ощутимой для осужденного мерой наказания, но с другой - он не должен быть сопряжен с безысходным материальным его положением. В любом случае у осужденного и его семьи должен оставаться материальный источник для более или менее достойного существования.
Штраф указывается в свыше 40% санкций, в то же время в судебной практике он применяется к 7 - 8% от всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Весьма редко штраф назначается в качестве дополнительного наказания (менее 1% от числа всех осужденных).
5. Последствия неуплаты штрафа. Неуплата штрафа возможна как по уважительной, так и по неуважительной причинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 УИК РФ в случае, если осужденный не имеет возможности одновременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного пристава может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года.
В иных случаях неуплаты штрафа его взыскание производится судебным приставом в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного (ч. 3 ст. 31 УИК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК. В принципе он в этих случаях может быть заменен не только обязательными работами, исправительными работами и арестом, как это предусматривалось в первоначальной редакции ч. 5 ст. 46 УК РФ, но и лишением свободы. Пределы заменяющего наказания должны определяться с учетом размера штрафа и санкции соответствующей статьи Особенной части УК.
Понятие злостного уклонения раскрывается в ч. 1 ст. 32 УИК РФ; злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания.
§ 4. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
1. Понятие наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Оно заключается в том, что осужденному по приговору суда запрещается занимать конкретную должность или заниматься каким-то конкретным видом деятельности.
В УК РФ не определяется круг должностей и видов деятельности, которые могут быть запрещены осужденному. В ч. 1 ст. 47 УК РФ лишь указывается, что рассматриваемый вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
В виде основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться только тогда, когда оно предусмотрено санкцией (5% от всех санкций) или по правилам назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление.
Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией. В ч. 3 ст. 47 УК РФ установлено, что данное наказание может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если в ст. 29 УК РСФСР 1960 г. его назначение обусловливалось еще и фактом совершения преступления по должности или при занятии определенной деятельностью, то действующий УК РФ допускает применение рассматриваемого наказания в качестве дополнительного за любое преступление.
Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в принципе может быть назначено с любым видом основного наказания (кроме, естественно, смертной казни).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью крайне редко применяется на практике. Так, в 2006 г. судами в Республике Татарстан оно было применено в качестве основного вида наказания к девяти осужденным (0,04%). В качестве же дополнительного данное наказание было назначено в 2006 г. 0,54% от всех осужденных.
2. Содержание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Содержание анализируемого вида наказания состоит в лишении права осужденного: 1) занимать должности: а) на государственной службе; б) в органах местного самоуправления либо 2) заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Данное наказание имеет две разновидности. В первом случае речь идет о запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления. Этот запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях и учреждениях, хотя бы они и были сопряжены с выполнением управленческих функций. Лишение права занимать определенные должности означает: а) освобождение осужденного от должности с внесением в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать; б) запрещение занимать в течение срока назначенного наказания указанные в приговоре суда должности.
Вторая разновидность этого наказания состоит в лишении права заниматься 1) профессиональной или 2) иной деятельностью. К профессиональной относится, например, врачебная, педагогическая деятельность. К иной деятельности, которая может быть объектом данного наказания, относятся, например, охота, управление личным транспортом, деятельность в сфере услуг и т.д.
В отличие от российского УК в уголовном законодательстве многих зарубежных стран в качестве наказаний предусматривается лишение конкретных прав или запрещение заниматься определенными видами деятельности. Так, ст. 133-6 УК Франции гласит, что, если проступок карается тюремным заключением, могут быть назначены одно или несколько наказаний в виде лишения или ограничения следующих прав:
п. 1. Лишение водительских прав на срок не более пяти лет; при этом, в соответствии с условиями, определенными декретом Государственного совета, такое лишение прав может относиться только к праву вождения вне профессиональной деятельности;
п. 2. Запрещение вождения некоторых транспортных средств на срок не более пяти лет;
п. 3. Аннулирование водительских прав с запрещением не более чем на пять лет добиваться выдачи новых прав;
п. 4. Конфискация одного или нескольких транспортных средств, принадлежащих осужденному;
п. 5. Запрещение на срок не более года использования одного или нескольких транспортных средств, принадлежащих осужденному, в соответствии с условиями, определенными декретом Государственного совета;
п. 6. Запрещение на срок не более пяти лет владения или ношения оружия, для которого требуется разрешение;
п. 7. Конфискация одной или нескольких единиц оружия, которые принадлежат осужденному или которым он свободно распоряжается;
п. 8. Лишение разрешения на охоту с запрещением не более чем на пять лет добиваться выдачи нового разрешения;
п. 9. Запрещение на срок не более пяти лет выдавать чеки за исключением тех, которые позволяют получить наличные деньги из вклада чекодателем в присутствии плательщика по чеку или управомоченных лиц, и пользоваться кредитными карточками;
п. 10. Конфискация предмета, который использовался или предназначался для совершения преступного деяния, или предмета, являющегося его результатом.
По УК Испании осужденный может быть лишен права находиться или посещать определенные местности на определенный срок, на занятие определенным видом деятельности, на хранение и ношение оружия. Им также предусмотрены абсолютное, а также специальное поражение в правах (ст. 33).
Как нам представляется, конкретизация в законе прав и видов деятельности, которые могут быть запрещены осужденному, является более предпочтительной, поскольку это сужает пределы судебного усмотрения.
3. Сроки наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В отличие от УК РСФСР 1960 г. сроки данного наказания в настоящее время дифференцируются в зависимости от того, назначается ли оно в качестве основного или дополнительного. В ч. 2 ст. 47 УК РФ срок этого наказания установлен в пределах от одного года до пяти лет в качестве основного вида и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Установленные общие пределы наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью конкретизируются в санкциях норм Особенной части УК. Например, за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности оно может назначаться на срок до трех лет (ч. 1 ст. 169), а при наличии квалифицирующих признаков - на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 169).