Некоторые методы работы в тренинге
Теоретические материалы к методическому тренингу
Теория тренинга.
Тренинг:
- train, training – «воспитание, обучение, подготовка, тренинг» [4]
- своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены;
- способ практической работы с психологическими характеристиками конкретных людей [1,6]
- многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личного бытия человека [4,7]
- активный метод обучения, воздействия, развития отдельных качеств[4]
- преднамеренное изменение (Макшанов С.И., 1997) [4,8]
- опыт (Рудестам К., 1993; Каган В.Е., 1998) [4,9,10]
- метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия [4]
- любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности (большой толковый психологический словарь под сост. Ребера А.) [5]
- это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности – общением (Емельянов Ю.Н., 1985) [5, 11]
- совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития (Вачков И.В.) [5]
- СПТ- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [5]
Таким образом, можно говорить, что определение тренинга каждым автором дается исходя из целей и задач самого тренинга, предлагаемого авторами.
Целью методического тренинга в целом является формирование и развитие навыков построения и проведения тренингов и терапевтических групп.
Этапы тренинговой работы в методическом тренинге:
- Сущность тренинговой работы, классификация методов, техник, стратегий ведения групп, конкретные методические приемы.
- Отработка упражнений участниками. Каждый участник должен провести хотя бы одно упражнение. Особенности поведения ведущего затем тщательно анализируются.
- Разработка новых техник, авторских упражнений.
Взаимосвязь целей групповой работы и тренинговых групп [1]:
Цели групповой работы | Виды тренинговых групп | |
Помощь в исследовании и решении психологических проблем | → | Группы решения психологических проблем |
Улучшение психологического здоровья | → | Группы психологического здоровья и качества жизни |
Изучение психологических основ общения | → | Социально-психологический тренинг |
Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения | → | Тренинг развития самосознания |
Содействие личностному росту и саморазвитию | → | Тренинг личностного роста |
Структура занятия включает в себя:
Некоторые методы работы в тренинге
Тренинговые методы работы включают в себя работу с прошлыми событиями, с событиями, происходящими в настоящем и конструирование событий в будущем.
Методы работы | Уровни переживания и конструирования опыта | ||
Аффективный, неосознаваемый | Когнитивный, смысловой | Конативный, поведенческий | |
Прошлое | Метод регрессии | Метод обмена опытом | Метод имитации |
Настоящее | Метод концентрации присутствия | Метод групповой рефлексии | Метод построения диспозиций |
Будущее | Метод символического самовыражения | Метод группового решения проблемы | Метод операционализации |
Тренинговые методы работы с прошлыми событиями: метод регрессии, метод обмена опытом, метод имитации
Метод регрессии – погружение клиента в ситуацию, имевшую место быть в прошлом, это работа в психологическом пространстве клиента.
В НЛП это метод структурированной регрессии или – метод изменении личностной истории, в Гештальт-психологии этот метод называется – «Путешествие в прошлое». В трансактном анализе его именуют «Метод разрешения». Метод предполагает использование для погружения в прошлое трансовых методик, но только для взрослых.
Целью погружения является изменение отношений, личности и т.п.
Данный метод применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве, работе со страхами, эмоционально значимыми, а так же при необходимости изменения психического состояния в настоящем (уйти в то время, когда было хорошо – запомнить состояние – изменить текущее состояние), при обучении саморегулящии.
Метод обмена опытом или – метод актуализации биографии представляет собой групповой анализ о событиях прошлой жизни реципиентов.
Метод помогает снизить выраженность в субъективном сознании уникальности собственного опыта, дает возможность вынести во внешний план переживания, и снизить значимость пережитых событий.
Применяется при профилактике и лечении зависимостей, при посттравматическом стрессовом расстройстве, при супервизии.
Метод имитации – ролевые игры, психодрама. Цель данного метода – отработать прошлые события на физическом уровне. Может применяться для снятия физических зажимов (хотел ударить, а не ударил), для отработки вариантов поведения, действий (попрощаться, высказать свое мнение и т.п.).
Тренинговые методы работы со случающимися событиями (на тренинге): метод концентрации присутствия, метод групповой рефлексии, метод построения диспозиций.
Метод концентрации присутствия – это техники направленные на рефлексию эмоционального состояния в настоящем (В основе лежит принцип «Здесь и сейчас»). Способы заострить внимание на переживаемых в данный момент эмоциях и чувствах (Что ты чувствуешь?), заострение внимания на поведении (у тебя дернулась рука, и т.п.). данный метод применяется в телесноориентированной психотерапии, в заданиях на самоанализ. При применении данного метода переживаемые эмоции, чувства и психические состояния не выносятся в пространство дискусса, участники могут сообщать о своем состоянии, но эти состояния не обсуждаются.
Метод групповой рефлексии предполагает совместное обсуждение и анализ событий, происходящих на тренинге (например, обратная связь). Это обсуждение представляется в форме групповых дискуссий, которые можно разделить:
o по цели: информационные (сбор информации), конфронтационные (формулировка противоположных точек зрения), императивные (достижение общего согласия);
o по результативности: конструктивные и неконструктивные;
o по ведущей детерминанте: вызванные противоречивой природой изучаемого объекта, вызванные несовершенством старых и новых знаний
o по уровню организации: структурированные и неструктурированные, с лидером, без лидера, с переменным лидером.
Обратная связь формирует диспозиционные умения, т.е. способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений. Примером упражнений подобного рода могут служить: Зеркало Молчащее-Говорящее, Альтер-Эго и т.п.
Метод построения диспозиций включает в себя группу упражнений, направленных на моделирование системы отношений (например, скульптура группы), реализуемое в активной двигательной форме. К данному методу относятся такие ролевые игры, как «Туземцы», «Контрабандисты», «Слепой-поводырь» и т.п.
Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями включают в себя метод символического самовыражения, метод группового решения проблемы, метод операционализации.
Метод символического самовыражения предполагает любую символическую деятельность, например – песочная психотерапия, рисунки, сочинительство, то есть – творческую психотерапию.
Метод группового решения проблемы напоминает метод мозгового штурма, результатом которого является выработка определенного единого решения по конкретному вопросу (часто используется в тренинге переговоров).
Метод операционализации – это так называемая «репетиция» поведения. Если предыдущий метод – это разговоры о том, как надо делать, то метод операционализации является тренировкой выбранной стратегии поведения, тренировка действием. К данному методу относятся деловые игры и поступательные игры. Деловые игры призваны моделировать содержание профессиональной деятельности (например, тренинг продаж), и поступательные игры моделируют действия человека, которые могут быть определены как акт нравственного самоопределения. Они направлены на помощь в подготовке к будущему, помощь в адекватных формах преодоления и адаптации (тренинг формирования представлений о здоровом образе жизни, упражнения на умение отказать и т.п.) [1].
Среди методов и средств работы в тренинговой группе так же выделяют диагностические процедуры, информирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры и прочие.
Диагностические процедуры необходимы отбора участников в группу, их можно использовать как средство получения новой информации о себе, как средство самопонимания и самораскрытия, а так же как способ определения эффективности тренинга.
Информирование необходимо как способ получения новых знаний, закономерностей психологического развития личности и группы. Каждый тренинг предполагает хотя бы минимальное количество теоретической информации для дальнейшего понимания участниками друг друга и тренера.
Психогимнастические упражнения позволяют настроить группу на необходимый, для последующих основных упражнений, лад.
Среди ролевых игр существует большое разнообразие, их цели различны в зависимости от направленности тренинга и зачастую они являются основными упражнениями в тренинге. Способы проведения игр довольно разнообразны:
· аквариум – одна группа осуществляет действие, друга – наблюдает за ней.
· параллель – одновременное разыгрывание игры в малых группах.
· ротация ролей – по очереди все участники группы исполняют роль протагониста
· обращение/обмен ролями – например, упражнение «Альтер-эго»
· дублирование – часть играющих дублирует поведение, чувства основных игроков
· отражение – например упражнение «Зеркало»
· Стул-собеседник (разговор на двух и более стульях, которые представляют либо партнеров по межличностным отношениям, либо чувства и психические состояния протагониста)
Список литературы :
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007, -416с.
- ТорнК., Макей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008. -240с.
- Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М: Генезис, 2005. -267с.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005. -256с.
- Пушков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005. -224с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. -384с.
- Психогимнастика в тренинге/ под ред. Хрящевой Н.Ю. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.- 256с.
- Макшанов С.И. психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993
- Каган В.Е. Психотерапия для всех и каждого. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Издание ЛГУ, 1985, стр.89
NB: издания, отмеченные курсивом есть в библиотеке ФКП
Приложение
Для получения допуска к зачету по методическому тренингу необходимо: