Анализируем художественный текст
Сложность анализа художественного текста состоит в том, что автор в нём может не выражать прямо свою позицию. Он от некой идеи, замысла идёт к его художественному воплощению, то есть создаёт образы героев, наделённых определёнными качествами, которые «живут» в предложенных автором обстоятельствах, совершают различные поступки. Читатель не знает замысла автора, не может сразу понять, что хотел сказать драматург или писатель, в анализе произведения он идёт в обратном направлении: анализирует героев, их поступки и пытается понять авторскую позицию.
Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже художественного текста.
Внимательно читаем текст.
(1)Имя ей дала театралка мама в честь ибсеновской Норы. (2)Потрясший маму спектакль Нора видела уже в свои пятнадцать лет. (3)Его возобновили. (4)Нору играла всё та же актриса. (5)Ей, видимо, было столько, Норе сейчас.
(6)Было ощущение болезненного дискомфорта — так идёшь по длинному переходу, в котором побили лампочки. (7)Одним словом, чувства на cпектакле «её имени» были физиологические, и хотя Нора была ещё девочка, oна понимала, что так не должно быть... (8)Тем не менее она заболела театром, оказывается, бывает и так...
(9)Ну что ж... (10)Судьба приходит по-разному. (11)К ней она пришла выспренним именем и притягательной силой пусть плохого, но театра. (12) Она поступила в институт с первого захода и училась на повышенную стипендию. (13)О том, что у неё не сложилась судьба, знает только она сама. (14)для многих, очень многих она везунчик. (15)Всегда при ролях. (16)Всегда нужна. (17)Никому нет дела до милости Божьей, кто её вообще придумал? (18) «У Норы всё схвачено». (19)Вот как говорят про неё. (20)И её ум не спорит. (21)Она знает, что нельзя оспоривать глупца... (22)Из мудростей — мудрость.
(По Г. Щербаковой*)
* Галина Николаевна Щербакова (1932-2010) — советская и российская писательница, сценарист.
Шаг 1. Определяем, что известно о героине текста, то есть анализируем содержание.
Получила «театральное» имя по названию спектакля «Нора» (по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом»). Норой зовут главную героиню. В спектакль «своего имени» увидела в 15 лет. Впечатления — болезненный дискомфорт: «идёшь по длинному переходу, в котором побили лампочки». Примерила судьбу героини на себя, поняла, что «так не должно быть».
Примечание. Кратко напоминаем содержание пьесы. Интрига пьесы «Кукольный дом» Г. Ибсена строится на том, что когда-то, спасая больного мужа, Нора заняла деньги на его лечение и подделала подпись умирающего отца, которого не хотела ничем потревожить. Занятые деньги Нора много лет исправно и самоотверженно отдаёт, играя перед мужем роль мотовки и откладывая каждую копейку. Долг уже почти покрыт. Тем не менее уволенный её мужем из банка служащий шантажирует семью поддельной распиской Норы.
«Добропорядочный» муж негодует: отныне преступница Нора не имеет права воспитывать своих детей, они будут отданы на попечение няньке, а для соблюдения внешних приличий муж позволит Норе остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно. В этот момент посыльный приносит письмо от уволенного служащего. Тот отказывается от своих требований и возвращает заёмное письмо Норы. Настроение мужа мгновенно меняется. Они спасены! Всё будет, как прежде, даже ещё лучше! Однако, столкнувшись с трусостью и духовной ограниченностью мужа, Нора принимает решение навсегда уйти из дома.
Как героиня повести Г.Н. Щербаковой распорядилась собственной судьбой? «Заболела театром»; «поступила в институт с первого захода и училась на повышенную стипендию»; «всегда при ролях», «всегда нужна», для окружающих — вполне успешная актриса, и она не опровергает это утверждение. «О том, что у неё не сложилась судьба, знает только она сама».
Шаг 2. Выстраиваем цепочки ключевых слов.
1) Параллель: Нора Г. Ибсена — (жила в «кукольном доме», «играла» в жизни, спасая семью) — «так не должно быть»; Нора Г.Н. Щербаковой — «всегда при ролях», «всегда нужна», «о том, что у неё не сложилась судьба, знает только она сама». Общее у героинь: обе играют — одна в жизни, другая в силу профессии, обе несчастливы.
2) Героиня Г.Н. Щербаковой и её судьба: «имя... в честь ибсеновской Норы», «заболела театром»; судьба пришла «притягательной силой пусть плохого, но театра»; «всегда при ролях», «всегда нужна», «о том, что... не сложилась судьба, знает только она сама». Имя в какой-то степени предопределило неудачную судьбу героини: внешне благополучная, в душе она глубоко несчастна.
3) Героиня Г.Н. Щербаковой и её выбор профессии: «имя ей дала театралка мама»: «потрясший маму спектакль... видела уже в... пятнадцать лет»; «заболела театром»: «поступила... и училась на повышенную стипендию»; притягательная сила «пусть плохого, но театра»: «для очень многих она везунчик», «всегда при ролях», «...нет дела до милости Божьей» (то есть таланта), «...кто её вообще придумал?»: «у Норы всё схвачено»: «и её ум не спорит», «она знает, что нельзя оспоривать глупца...». «что... не сложилась судьба, знает только она сама». По ключевым словам понятно: театралка мама дала имя, в 15 лет решила стать актрисой, дальше старательно училась, а затем: плохой театр, открытый вопрос о наличии «милости Божьей» (таланта), но зато, по мнению других людей, у неё «всё схвачено», а она не оспоривает глупцов, в результате — не сложилась судьба.
Шаг 3. Формулируем проблемы.
1) В отрывке из произведения Г.Н. Щербаковой рассказывается о женщине-актрисе, которая носит имя героини литературного произведения. Что может быть общего у вымышленной героини и её тезки, вполне реальной женщины? Так, на мой взгляд, автор текста формулирует ключевой вопрос.
2) В предложенном мне для анализа отрывке из произведения Г.Н. Щербаковой рассказывается о судьбе женщины с редким именем. Может ли имя героини литературного произведения, в честь которой назвали девочку, предопределить её дальнейшую судьбу?
3) Во фрагменте художественного текста Г.Н. Щербаковой речь идёт о женщине, которая в юности выбрала профессию актрисы под влиянием впечатления от увиденного спектакля, главной героиней которого была её тёзка. Какими последствиями может грозить человеку необдуманный шаг в выборе профессии?
Шаг 4. Выбираем одну проблему из нескольких.
В первой и второй из сформулированных выше проблем предполагается хорошее знание фонового материала, то есть в данном конкретном случае содержания пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом». Выбирать такого формулировки можно только в том случае, если вы хорошо помните содержание произведения, на которое будете опираться на протяжении всего сочинения. Иначе фактических ошибок вам не миновать!
Третья формулировка опоры на текст пьесы Г. Ибсена не предполагает, да и простор для подбора аргументов даёт очень широкий.
Мы намеренно выбрали для образца анализа довольно сложный художественный текст с тем, чтобы убедить вас: внимание к анализу текста при определении проблематики и формулировке одной из проблем должно предельным! Содержание всей вашей работы целиком зависит от того, правильно ли вы выявили и сформулировали проблему, поднятую автором в тексте!
Обратите внимание: предлог по перед фамилией автора указывает на то, что в исходном тексте были допущены незначительные изменения или небольшие сокращения. Не следует начинать своё сочинение со слов: «В тексте по Г.Н. Щербаковой рассматривается проблема...» Предлог по ни в одной из подобных формулировок употребляться не должен!
Потренируйтесь!
1. Укажите правильную формулировку проблемы текста (без речевых ошибок). __________
Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Русская пословица говорит: «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлёбка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье.
Тем не менее у любого счастья существует фон, или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.
Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворённость главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека своё.
Личные, повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастья.
(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
1) Что для человека есть главное дело жизни?
2) Проблема того, какие у человека бывают запросы и стоит ли их удовлетворять.
3) В чём заключается счастье?
4) Проблема о толковании русских пословиц.