Организация и проведение огневых тренировок и стрельб
Общий порядок проведения стрельб
Успешное решение задач по обучению личного состава по-
дразделений ведению эффективного огня обеспечивается:
своевременным и правильным планированием огневой подго-
товки, наличием современной учебной материально-технической
базы, позволяющей создавать различную мишенную обстановку и
качественно проводить с подразделениями комплексные занятия
по всем разделам огневой подготовки;
высокой профессиональной и методической подготовкой офи-
церов, прапорщиков, сержантов, а также эффективным использо-
ванием в обучении учебно-тренировочных средств;
твердым знанием обучаемыми основ и правил стрельбы, мате-
риальной части оружия (вооружения), боеприпасов, приборов
стрельбы (наблюдения), систем управления огнем и автоматиче-
ского заряжания вооружения боевых машин, их правильной под-
готовкой к стрельбе, умением быстро обнаруживать и поражать
цели в любых условиях; высокой слаженностью действий всех
членов экипажа и личного состава подразделений при решении
огневых задач;
постоянной и целенаправленной психологической подготов-
кой личного состава в ходе проведения занятий;
строгим соблюдением условий упражнений стрельб, порядка
их выполнения и требований безопасности.
Огневые тренировки проводятся на войсковом стрельбище,
огневом городке или директрисе боевых машин в соответствии с
расписанием днем и ночью в любых погодных условиях. Содер-
жание огневой тренировки и количество учебных мест на ней
определяется руководителем занятия. Требования по содержанию
тренировки должны быть связаны между собой, но каждая после-
дующая тренировка наряду с изучением новых вопросов должна
обеспечивать наращивание и совершенствование ранее приобре-
тенных обучаемыми знаний, умений и навыков.
На огневых тренировках в обязательном порядке разворачива-
ются учебные места для выполнения упражнений подготовитель-
ных стрельб, для выверки и приведения оружия (вооружения) к
нормальному бою, для обучения меткости стрельбы, для изучения
основ и правил стрельбы и тренировки в решении огневых задач
по применению правил стрельбы, для тренировки в действиях с
оружием (при вооружении) и выполнения нормативов.
Когда последовательно будут отработаны все способы веде-
ния огня, проводятся комплексные тренировки, в ходе кото-
рых обучаемые тренируются в ведении огня всеми способами,
в том числе и в противогазе, по неподвижным, появляющимся
и движущимся целям. При этом от занятия к занятию необхо-
димо усложнять условия решения огневых задач, сокращать
время на стрельбу, увеличивать дальность до целей и скорости
их движения, а навыки обучаемых в действиях с оружием (при
вооружении) и в применении правил стрельбы доводятся до
автоматизма. .
В ходе тренировки следует: исключать потерю учебного време-
ни на объяснения, частые замены на учебных местах, продолжи-
тельные и многословные разборы; добиваться высокой эффек-
тивности и интенсивности занятий; развивать у обучаемых дух
состязательности и соревнования.
Для руководства и обслуживания стрельб, а также обеспечения
требований безопасности во время стрельбы, приказом по воин-
ской части назначаются старший руководитель стрельбы, началь-
ник оцепления и личный состав постов оцепления, дежурный
врач (фельдшер) с комплектом (укладкой) для оказания неотлож-
ной медицинской помощи и санитарным автомобилем, артилле-
рийский техник (мастер).
При выполнении упражнения стрельб штатным артвыстрелом
назначается начальник метеопоста, а для организации и проведе-
ния занятия по выполнению упражнений стрельб на участке
(учебном месте) — руководитель стрельбы на участке (учебном
месте).
Стрельбы из стрелкового оружия обучаемые, как правило, вы-
полняют из штатного (закрепленного за ними) оружия. Упражне-
ния одиночных стрельб из боевых машин, автомобилей и коллек-
тивного оружия выполняются в составе штатных экипажей
(расчетов). В подразделениях, не имеющих экипажей (расчетов)
полного состава, в учебных подразделениях и военно-учебных за-
ведениях — в составе сводных экипажей (расчетов).
При выполнении упражнений стрельб организуются занятия
(тренировки) на учебных местах. Количество учебных мест, вы-
полняемые нормативы (если не оговорено условиями упражне-
ния) и содержание занятий на них определяет руководитель стре-
льбы на участке. Учебные места по разведке целей наблюдением,
выполнение нормативов, изучение основ и правил стрельбы яв-
ляется обязательным при проведении контрольных занятий.
К выполнению упражнений стрельб допускаются обучаемые,
изучившие материальную часть вооружения (оружия) и боепри-
пасов, требования безопасности, основы и правила стрельбы,
условия выполняемого упражнения и сдавшие зачет.
Обучаемые, не сдавшие зачет, к стрельбе не допускаются.
Личный состав должен обучаться стрельбе в противогазах. В те-
чение учебного периода обучаемые должны выполнять упражне-
ния стрельб в противогазах, а при инспектировании (проверках) до
одной трети обучаемых по решению проверяющего привлекаются
к выполнению упражнений стрельб в противогазах.
Стрельба в противогазах проводится без изменений условий
упражнения. Противогазы надеваются личным составом по
команде «Газы», которая подается руководителем стрельбы на
участке перед сигналом «Слушайте все», и снимаются по команде
руководителя стрельбы на участке после возвращения боевых ма-
шин (стреляющей смены из стрелкового оружия) в исходное по-
ложение и выхода из них экипажей.
Обучаемые, которые носят очки, выполняют упражнение из
стрелкового оружия в противогазе с корригирующими стеклами,
при отсутствии корригирующих стекол им разрешается выпол-
нять упражнения без противогаза.
При выполнении упражнений стрельб из стрелкового оружия,
обучаемые должны быть в полевой форме одежды с полевым сна-
ряжением, сумкой с магазинами, сумкой с ручными гранатами,
флягой, малой лопатой (для офицеров и прапорщиков — без ма-
лой лопаты), средствами индивидуальной бронезащиты (сталь-
ным шлемом, бронежилетом).
Разрешается при выполнении упражнений стрельб заменять
штатные (боевые) бронежилеты учебными, соответствующими
им по объему и массе.
При стрельбе в горах в пешем порядке весь личный состав до-
полнительно экипируется предметами носимого имущества или
их заменителями соответствующей формы, массы и укладки, пре-
дусмотренными нормами снабжения с учетом времени года.
В полевое снаряжение обучаемых родов войск и специальных
войск вносятся изменения в соответствии с положенным им ору-
жием.
При выполнении упражнений стрельб из вооружения боевых
машин члены экипажа должны быть в спецодежде, а при стрельбе
на плаву, кроме того, — в спасательных жилетах.
При выполнении упражнений учебных, контрольных, квали-
фикационных и боевых стрельб обучаемые должны иметь проти-
вогазы, а при выполнении упражнений и учений с боевой стрель-
бой — и другие средства индивидуальной защиты Подготовка войскового стрельбища, огневого городка, директ-
рисы боевых машин, участка тактического поля к выполнению
упражнений боевых стрельб, тактических учений проводится си-
лами и средствами полигона и воинских частей.
Ответственность за своевременную и качественную подготовку
указанных выше учебных объектов несет начальник полигона, а
объектов, не входящих в состав полигона, — командир (началь-
ник), которому объект подчинен.
Не позднее чем за 1—2 сут до начала стрельбы командир воин-
ской части (подразделения) обязан представить начальнику поли-
гона заявку на подготовку мишенного поля в соответствии с усло-
виями выполняемого упражнения.
Все работы по подготовке учебных объектов к стрельбе закан-
чиваются не позже чем за один час до начала занятия.
О готовности оборудования войскового стрельбища, директри-
сы (огневого городка) к стрельбе начальник учебного объекта до-
кладывает руководителю занятия (стрельбы) на участке. На конт-
рольные занятия, итоговые проверки (инспекции) оформляется
акт готовности объекта, который должен находиться у руководи-
теля стрельбы.
Войсковое стрельбище оборудуется в соответствии с требова-
ниями Руководства по службе полигонов Вооруженных Сил и
Альбома схем учебных объектов и полей полигонов Вооруженных
Сил.
На войсковом стрельбище оборудуются следующие учебные
места:
учебное место (участок) для выполнения упражнений стрельб
(подготовительных упражнений) из стрелкового оружия, гранато-
метов и вооружения БТР;
учебное место для обучения разведке целей, определения ис-
ходных установок для их поражения и целеуказанию;
учебное место для обучения определению исходных данных
для стрельбы, решения огневых задач и проведению разбора стре-
льбы;
учебное место для изучения основ и правил стрельбы и тре-
нировки в решении огневых задач по применению правил стре-
льбы;
учебное место для изучения материальной части вооружения
(оружия);
учебное место для обучения метанию учебно-имитационных
гранат из танка (БМП, БТР) и в пешем порядке;
учебное место для обучения и тренировки в выполнении
упражнений по управлению огнем подразделений;
учебное место по подготовке боеприпасов к стрельбе;
учебное место для тренировки в действиях при вооружении
(оружии) и выполнении нормативов;
учебное место для обучения стрельбе (пускам ПТУР) на трена-
жерах;
учебное место для приведения оружия к нормальному бою;
учебное место для метания боевых ручных гранат;
учебное место для обучения стрельбе по воздушным целям;
учебное место для обучения меткости стрельбы.
Кроме того, на войсковом стрельбище на глубину до 300 м ми-
шенного поля устраиваются укрытая и сооружаются макеты раз-
личных местных предметов (воронки от снарядов, камни, брев-
на, колодцы, заборы и т. д.), позволяющие использовать их
личным составом при выполнении упражнений стрельб для
укрытия и маскировки и не ограничивающие возможности веде-
ния огня из всех видов оружия. На одном-двух направлениях
войскового стрельбища (директрисы БМ) для проведения
упражнения боевых стрельб в составе отделения (боевых пар,
групп) на удалении 150 м от рубежа открытия огня (РОО) обору-
дуются участки проволочных заграждений шириной 50—60 м и
глубиной 15—25 м, обеспечивающие их преодоление не менее
чем двумя способами.
Для выполнения упражнений стрельб применительно к усло-
виям ведения оборонительного боя из стрелкового оружия на
войсковых стрельбищах на каждом направлении для каждого
стреляющего оборудуется одна огневая позиция, удаление ее от
рубежа открытия огня должно обеспечивать создание необходи-
мого количества вариантов показа целей. Огневая позиция вклю-
чает два-три окопа для стрельбы стоя.
Окопы располагаются на удалении 12—15 м один от другого по
фронту и между собой соединяются ходом сообщения глубиной
1,5 м, в который оборудуются два входа.
При подготовке мишенного поля к стрельбе соблюдаются сле-
дующие правила:
мишени окрашиваются (камуфлируются) под фон окружаю-
щей местности, при этом видимость мишеней должна обеспечи-
вать ведение по ним прицельного огня;
мишени устанавливаются вертикально, на уровне поверхности
земли (без просвета) и так, чтобы до начала их показа (движения)
они не были видны стреляющим; плоскость мишеней должна
быть перпендикулярна к плоскости (направлению) стрельбы с
места открытия огня по ним; запрещаетсяустанавливать мишени
вблизи ориентиров и устанавливать рядом с мишенями какие-ли-
бо предметы, видимые стреляющим;
для разряжания 30-мм автоматической пушки и танковых пу-
шек выстрелом на дальности 1000—1500 м от рубежа прекраще-
ния огня устанавливается на подъемнике щит, отчетливо види-
мый на фоне местности, размером 2,5x2,5 м, на который
наносятся косые полосы темного цвета шириной 50 см с промежутком 1 м, под углом 45—60°, при стрельбе ночью подсвечивае-
мый рассеянным светом;
при выполнении упражнений стрельб в пешем порядке на пути
движения руководителя стрельбы через каждые 25 м выставляют-
ся указки с указанием расстояния от рубежа открытия огня, по
которым руководитель стрельбы ориентируется при показе целей;
при выполнении упражнений стрельб в горах стрельба ведется
снизу вверх или сверху вниз, а мишени выставляются на скатах
высот, прилегающих к направлению движения (основному на-
правлению стрельбы), с положительными или отрицательными
углами места цели. Углы места цели, определяемые с места стре-
льбы, должны быть: для высоких и средневысоких гор и оружия,
имеющего углы возвышения и склонения от + 18 до —5°, в преде-
лах + 12... + 27° (-3...-90); при углах возвышения и склонения от
+ 70 до - 5°— в пределах + 12... + 60° (-3...-90); для ручного
стрелкового оружия — в пределах + 25... + 50° (—25... —50°); для
низких гор и всех видов оружия — в пределах + 5... + 12° (-5...
— 12°). Для боевых машин углы места цели должны обеспечивать
видимость всех целей через прибор наблюдения командира, при
этом боковой крен должен быть ± 3 ... ± 5°, а угол подъема (спус-
ка) ± 5 ... ± 15° (для ручного стрелкового оружия + 10° ... + 30°).
Все цели рассредоточиваются по фронту. Устанавливать их в
створе запрещается;
для выполнения упражнений стрельб каждая появляющаяся
цель устанавливается на двух и более рубежах, а движущаяся цель
на одном-двух рубежах с таким расчетом, чтобы обеспечивалась
возможность изменения последовательности показа целей и даль-
ностей до них для каждой смены стреляющих в пределах дально-
стей, указанных в условиях упражнения; количество вариантов
показа появляющихся и движущихся целей при выполнении каж-
дого упражнения учебных и контрольных (квалификационных)
стрельб должно быть: днем — три, ночью — два, в горах днем —
два, ночью — один вариант, мишени устанавливаются на имею-
щиеся подъемники согласно Альбому схем;
дальности до целей, указанные в условиях упражнений, опре-
деляются от места нахождения стреляющего (боевой машины) в
момент начала показа цели (дальность до групповой цели опреде-
ляется до ее середины);
время показа появляющейся цели определяется от момента
полного ее подъема до начала падения;
появляющиеся цели (мишени), по которым стрельба ведется
из стрелкового оружия, кроме вертолета (мишень № 25), должны
падать при их поражении;
движущиеся цели должны появляться с началом их движения
и скрываться при поражении или в конце движения и позволять
вести стрельбу по ним при движении в обоих направлениях; про-
тяженность пути движения цели (мишени) измеряется с момента
ее полного подъема до начала падения; при установке на одной
дороге (одном пути) нескольких целей они должны наблюдаться с
рубежа открытия огня на интервале не менее 0-06 при фронталь-
ном движении и не менее 0-10 при фланговом или косом движе-
нии; при курсовых углах более 25° могут применяться трехмерные
мишени; интервал между ростовыми фигурами, движущимися на
одной установке, должен быть не менее 2 м; интервал между ми-
шенями определяется по просвету между смежными краями ми-
шеней.
Организация проведения стрельб
Подразделения прибывают на войсковое стрельбище (директ-
рису, огневой городок) не позднее чем за 30 минут до начала стре-
льбы. Это время используется для организации занятий на учеб-
ных местах, проверки работы полигонного оборудования
мишенного поля и осмотра мишеней; проверки связи старшего
руководителя стрельбы с руководителями стрельбы на участках,
со стреляющими боевыми машинами и учебными местами, на ко-
торых будет проводиться стрельба, и блиндажами, а также для
проверки готовности вооружения и оружия к стрельбе и расчета
исходных установок прицела.
Связь руководителя стрельбы на участке со стреляющими из
боевых машин и вертолетов осуществляется по радио, при отсут-
ствии радиосвязи стрельба запрещается.
При проведении занятий по огневой подготовке с выполнени-
ем упражнений стрельб соблюдается следующий порядок.
С началом занятия командир стреляющего подразделения:
сообщает тему, цели и порядок проведения занятия;
указывает учебные места и порядок взаимодействия с руково-
дителями стрельбы на участках (учебных местах, где проводится
стрельба), время начала и окончания стрельбы;
проверяет знание обучаемыми основных положений Курса
стрельб и требований безопасности при стрельбе, доводит до обу-
чаемых метеоданные;
после постановки задач дает команду на занятие подразделе-
ниями указанных учебных мест (участков стрельбы).
С занятием подразделением указанного участка стрельбы ру-
ководитель стрельбы на участке:
сообщает тему, цели (при необходимости) и порядок проведе-
ния занятия;
указывает на местности исходное положение, огневые пози-
ции для боевых машин и обучаемых (при стрельбе из стрелкового
оружия и гранатометов), рубежи открытия и прекращения огня,
основные и опасные направления стрельбы, направление и ско-
рости движения боевых машин, порядок занятия и смены огне вых позиций, разворота на рубеже прекращения огня и возвраще-
ния в исходное положение;
определяет порядок взаимодействия с руководителями на
учебных местах, где будет проводиться стрельба;
проверяет знание обучаемыми основных положений Курса
стрельб, условий выполняемого упражнения и требований безо-
пасности при стрельбе;
ставит командирам взводов (отделений) боевую задачу приме-
нительно к действиям в наступлении или в обороне в зависимо-
сти от условий выполняемого упражнения.
В дальнейшем руководитель стрельбы на участке выполняет
обязанности, руководствуясь требованиями Курса стрельб.
Командиры взводов ставят боевую задачу командирам отделе-
ний перед выполнением упражнения своим взводом и каждой
смене стреляющих, а командиры отделений ставят боевую задачу
отделениям после получения боеприпасов.
Указывать обучаемым места расположения целей и порядок их
показа запрещается.
При проведении стрельбы на одном участке войскового стре-
льбища (директрисы) соблюдается такой же порядок, как и на не-
скольких.
В ходе выполнения упражнения руководитель стрельбы на уча-
стке наблюдает за действиями стреляющих и движением боевых
машин, руководит показом целей и оценивает действия обучае-
мых, отражая результаты стрельбы в ведомости учета результатов
выполнения упражнения стрельб. Ему запрещается вмешиваться
в действия стреляющих и экипажей боевых машин, если они не
нарушают требования безопасности.
После окончания стрельбы подразделения (смены) руководи-
тель стрельбы на участке приказывает собрать гильзы, проверить
оружие и боевые машины, их боеукладку, патронные ленты и ко-
робки, магазины и сумки для магазинов и гранат; при необходи-
мости осматривает мишени, затем проводит разбор со всем лич-
ным составом и объявляет оценку стрельбы.
При проведении стрельб с использованием информации о
поражении целей осмотр мишеней может не проводиться, сиг-
нал «Отбой» после окончания стрельбы каждой сменой (по-
дразделением) стреляющих может не подаваться и красный
флаг (красный полукруг визуального сигнального устройства
(ВСУ) не заменяется. Очередная смена (подразделение) стреля-
ющих в этом случае выполняет упражнение стрельб по коман-
дам старшего руководителя стрельбы (руководителя стрельбы
на участке).
Организация и порядок выполнения
упражнений стрельб
Руководитель стрельбы на участке приказывает очередной
смене (расчету) стреляющих получить на пункте боепитания бое-
припасы. Боеприпасы выдаются обучаемым поштучно или в сна-
ряженных лентах (магазинах) по ведомости. При необходимости
боеприпасы могут выдаваться раздатчиком боеприпасов в исход-
ном положении только снаряженными в магазины (ленты).
Обучаемые, получив боеприпасы, осматривают их, снаряжают
патронами магазины (ленты), укладывают магазины (ленты), гра-
наты в сумки (коробки) и под руководством командира отделения
(старшего смены) следуют в исходное положение.
По прибытии смены (расчета) в исходное положение руково-
дитель стрельбы на участке приказывает командиру стреляющего
взвода (отделения) уточнить боевую задачу обучаемым (при вы-
полнении индивидуальных упражнений стрельб уточняет ее лич-
но каждой смене стреляющих).
Командир стреляющего взвода (отделения) или руководитель
стрельбы на участке уточняет каждому стреляющему порядок вы-
полнения упражнения (огневую позицию, место и положение для
стрельбы, сектор стрельбы, направление движения, очередность
стрельбы обучаемых и т. п.).
Убедившись в готовности смены обучаемых и участка к стрель-
бе, руководитель приказывает поднять на участковом пункте
управления красный флаг (открыть красные полукруги ВСУ) и
докладывает о готовности к стрельбе старшему руководителю
стрельбы.
По готовности всех участков к стрельбе старший руководитель
стрельбы приказывает поднять на командном пункте красный
флаг (открыть красные полукруги ВСУ) и дает распоряжение на
подачу сигнала «Слушайте все».
По этому сигналу и по команде руководителя стрельбы «Огне-
вая позиция там-то (у пня, у бугра и т. д.), на указанную огневую
позицию перебежкой (переползанием) — вперед» стреляющие в
соответствии с полученной задачей выходят (размыкаются) в ис-
ходное положение на свои направления для стрельбы. Убедив-
шись в готовности обучаемых и в безопасности стрельбы, стар-
ший руководитель стрельбы отдает распоряжение на подачу
сигнала «Огонь».
Руководитель стрельбы на участке, получив сигнал «Огонь»,
подает команду «К бою», обучаемые действуют следующим обра-
зом:
при выполнении упражнений, где предусмотрена стрельба с
места (со сменой огневых позиций), обучаемые занимают указан-
ные огневые позиции на рубеже открытия огня, изготавливаются
к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Такой-то, к бою го тов»; руководитель стрельбы на участке, приняв доклады, подает
команду «Огонь»; обучаемые, действуя в соответствии с получен-
ной задачей, наблюдают в указанном секторе стрельбы и при об-
наружении целей самостоятельно открывают огонь из положений
для стрельбы, предусмотренных условиями упражнений;
при выполнении упражнений, где предусмотрено выдвижение
на назначаемые на некотором удалении от рубежа открытия огня
огневые позиции, обучаемые по команде руководителя стрельбы
на участке «К бою!» на рубеже открытия огня изготавливаются к
стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Такой-то, к бою го-
тов»; по команде руководителя стрельбы «На такую-то огневую
позицию — вперед» ставят оружие на предохранитель, ускорен-
ным шагом, короткими перебежками или бегом выдвигаются на
указанные огневые позиции, занимают их и, действуя в соответ-
ствии с полученной задачей, наблюдают в указанном секторе
стрельбы; при обнаружении целей самостоятельно открывают
огонь из положений для стрельбы, предусмотренных условиями
упражнений;
при выполнении упражнений, где предусмотрено передвиже-
ние в атаку, обучаемые по команде руководителя стрельбы на уча-
стке «К бою! Приготовиться к атаке!» на рубеже открытия огня
изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие, примыкают
штык-нож к автомату (по необходимости заменяют магазин),
подготавливают к действию ручные гранаты и докладывают: «Та-
кой-то, к бою готов»; по команде «В атаку — вперед» совершают
движение ускоренным шагом, короткими перебежками или бе-
гом, самостоятельно обнаруживают и поражают цели из положе-
ний для стрельбы, предусмотренных условиями упражнений.
Огонь на ходу и с коротких остановок ведется навскидку, пере-
заряжание оружия производится на ходу, не приостанавливая
движения. Продолжительность короткой остановки днем не бо-
лее 7 с, ночью не более 9 с.
По окончании выполнения упражнения стреляющие доклады-
вают: «Такой-то, стрельбу закончил» — и ставят оружие на предо-
хранитель. По команде руководителя стрельбы на участке «Разря-
жай» или «Стой, разряжай» (при выполнении упражнения в
движении) стреляющие разряжают оружие и докладывают: «Та-
кой-то, оружие разряжено, поставлено на предохранитель». Руко-
водитель стрельбы на участке, подходя к стреляющим, осматрива-
ет оружие или при необходимости подает команды «Встать,
середина рядовой Иванов, к середине (влево, право) сомкнись,
оружие к осмотру» и после осмотра оружия возвращает смену
(пару, расчет, группу) в исходное положение, дает распоряжение
заменить на участковом пункте управления красный флаг белым
(открыть белые полукруги ВСУ) и заслушивает доклад каждого
обучаемого о его действиях при выполнении упражнения, о на-
блюдении за результатами стрельбы, расходе боеприпасов, неисправностях и задержках при стрельбе. Примерная форма доклада:
«Товарищ капитан, рядовой Петров выполнял боевую задачу по
уничтожению противника в указанном направлении (секторе
стрельбы). В ходе боя наблюдал:
пулеметный расчет— поражен (не поражен);
ручной противотанковый гранатомет — поражен (не поражен);
отходящая (контратакующая) группа пехоты — поражена (не
поражена).
Боеприпасы израсходованы полностью (не полностью, оста-
лось столько-то патронов), задержек при стрельбе не было (были
такие-то)».
При выполнении упражнений в составе группы (боевой пары,
тройки) старший группы докладывает по форме: «Товарищ капи-
тан, группа в составе пулеметчика Сидорова и автоматчика Ива-
нова выполняла боевую задачу по уничтожению противника в на-
правлении _____ . В ходе боя наблюдал:
пулеметный расчет — поражен (не поражен);
ручной противотанковый гранатомет — поражен (не поражен);
отходящая (контратакующая) группа пехоты — уничтожена ог-
нем из подствольного гранатомета;
огневая точка — поражена (не поражена);
пехота в окопе — уничтожена ручными гранатами;
группа пехоты поражена (не поражена);
ПТРК на огневой позиции — поражена (не поражена).
Боеприпасы израсходованы полностью (не полностью, оста-
лось столько-то патронов, гранат), задержек при стрельбе не было
(были такие-то)».
Заслушав доклады обучаемых, руководитель стрельбы делает
краткий разбор выполнения упражнения, в котором обращает их
внимание:
на действия при изготовке к стрельбе, правильность выполне-
ния приемов и способов стрельбы;
на продолжительность коротких остановок;
точность подготовки данных для стрельбы, умение вносить по-
правки в исходные установки и корректировать ведение огня;
использование защитных свойств местности и местных пред-
метов при передвижении, ведении огня, метании ручных гранат;
слаженность действий при взаимном прикрытии огнем друг
друга;
выполнение условий упражнения и требований безопасности.
После проведения разбора руководитель стрельбы объявляет
оценки, приказывает сдать на пункт боепитания или раздатчику
неизрасходованные боеприпасы и следовать на очередное учеб-
ное место. Затем докладывает старшему руководителю стрельбы
об окончании стрельбы сменой.
После возвращения смены в исходное положение (когда на
всех участковых пунктах управления будут выставлены белые флаги) старший руководитель стрельбы дает распоряжение под-
нять на командном пункте белый флаг, подать сигнал «Отбой» и
при необходимости осмотреть мишени. Результаты стрельбы за-
носятся в ведомость выполнения упражнения, а по окончании
стрельбы всего подразделения — в журнал учета проведенных
стрельб и журнал учета боевой подготовки.
Организация и методика проведения занятий
по управлению огнем подразделений
Упражнения и тренировки по управлению огнем предназначе-
ны для обучения командиров подразделений (отделений, танков)
организации разведке целей, оценке важнейших целей и приня-
тию решений на их уничтожение, умелой постановке огневых за-
дач и подаче команд на открытие, сосредоточение и распределе-
ние огня, осуществлению контроля за расходом боеприпасов и
соблюдением требований безопасности при стрельбе поверх и в
промежутки своих войск, а стрелков — ведению огня при дейст-
виях в составе подразделения.
Для управления огнем в бою командир подразделения обязан:
знать установленные ориентиры, а если необходимо, назна-
чать свои, дополнительные ориентиры;
знать огневые задачи своего подразделения и огневые задачи
соседей;
непрерывно наблюдать за полем боя, своевременно обнаружи-
вать и быстро оценивать цели, выбирать наиболее важные из них
для уничтожения в первую очередь;
определять вид оружия, порядок и способ ведения огня для на-
дежного поражения цели;
распределять огневые задачи между взводами в роте и между
огневыми средствами во взводе, а также ставить огневые задачи
приданным и поддерживающим подразделениям;
назначать (при необходимости) огневые позиции взводам (ог-
невым средствам) для ведения огня и определять расход боепри-
пасов;
умело маневрировать огнем, добиваясь превосходства в огне
над противником и нанесения ему решительного поражения;
быстро готовить исходные данные для стрельбы, своевременно
подавать команды для открытия огня (ставить огневые задачи),
умело применять для этого команды управления огнем;
наблюдать за результатами стрельбы и, если необходимо, кор-
ректировать огонь.
Подразделения (отдельные военнослужащие) должны уметь
выполнять команды и умело вести управляемый огонь во всех ви-
дах боя. Обучение управлению огнем включает:
изучение всем личным составом боевых возможностей воору-
жения;
изучение с офицерами уставных положений по управлению ог-
нем;
тренировки с офицерами и командирами младшего звена в ре-
шении огневых задач в составе подразделения и в подаче команд
по управлению огнем подразделения (огневого средства) во всех
видах боя;
изучение с отдельными военнослужащими и подразделениями
порядка и правил выполнения команд;
тренировки в составе отделения, взвода и роты по ведению
управляемого огня во всех видах боя и в особых условиях.
Упражнения огневых тренировок по обучению стрельбе по-
дразделением (отделением, взводом и ротой) имеют целью совер-
шенствование навыков сержантов и офицеров:
в организации огня подразделения;
в своевременном обнаружении целей, быстром принятии ре-
шения на их уничтожение, умелой подаче команд на сосредоточе-
ние и распределение огня подразделения;
в определении исходных установок, открытии огня и коррек-
тировании стрельбы;
в управлении огнем подразделений.
Накануне занятия с командирами подразделений могут прово-
диться тренировки на макете местности, миниатюр-полигоне или
тренажерах по обучению их правильной подаче команд.
Тематика упражнений по управлению огнем планируется в во-
енных образовательных учреждениях профессионального образо-
вания на учебный год на кафедрах. При этом должны учитываться
находящиеся на вооружении подразделений боевая техника и во-
оружение, уровень подготовки личного состава, наличие и воз-
можности учебной материально-технической базы, а также мест-
ные условия дислокации.
Упражнения по управлению огнем подразделений выполняют-
ся по целям (мишеням), расположенным на действительных даль-
ностях стрельбы. Допускается их выполнение по мишеням,
выставляемым на сокращенных дальностях, размеры которых
уменьшаются пропорционально дальности. Мишенная обстанов-
ка должна отображать элементы боевого порядка противника и
характерные эпизоды того или иного вида боя. По количеству и
составу целей мишенная обстановка может отображать не весь
боевой порядок наступающего или обороняющегося противника,
а только его часть, при этом групповые цели могут обозначаться
одиночными мишенями.
Количество, характер и порядок показа целей должны обеспе-
чивать отработку следующих вопросов:
разведка целей и целеуказание; оценка важности целей и определение очередности их пораже-
ния;
выбор вида оружия, огневого средства, боеприпасов и способа
стрельбы;
сосредоточение, распределение и перенос огня (в каждом
упражнении должно быть не менее двух задач на сосредоточение,
перенос и распределение огня);
наблюдение за результатами стрельбы.
Имитация ведения огня целей и их освещение при стрельбе
ночью осуществляется так же, как и при выполнении упражнений
стрельб.
При выполнении упражнений с расходом боеприпасов огонь
из пулеметов и стрелкового оружия по наземным и воздушным
целям ведется короткими очередями или одиночными выстрела-
ми патронами с трассирующими пулями.
Огонь из гранатометов ведется с использованием приспособ-
лений учебной стрельбы (ПУС).
Тип и количество боеприпасов, необходимых для выполнения
упражнения по управлению огнем, определяются руководителем
занятия из расчета: на каждую цель, огонь по которой ведется из
пулемета и стрелкового оружия, — по 3 патрона, а на цель, по ко-
торой ведется сосредоточенный огонь отделения, взвода (роты) —
6(10) патронов; при ведении огня короткими очередями из пуле-
метов — 5 (10) патронов на каждую цель.
Боеприпасы расходуются только по командам обучаемых
командиров.
Для проведения занятия по управлению огнем руководителем
разрабатывается план проведения упражнения текстуально или
на карте (схеме), в котором указываются: тема, учебные цели,
время и место проведения, привлекаемые подразделения, расчет
боеприпасов, а также краткая тактическая обстановка, отрабаты-
ваемые вводные, схема мишенной обстановки, учебные вопросы
по управлению огнем, действия подразделения, количество бое-
припасов на каждую цель и на упражнение в целом, дальность и
очередность показа целей, их номера, порядок и время показа.
Тренировки по управлению огнем подразделения проводятся в
следующем порядке.
Руководитель вводит личный состав в тактическую обстанов-
ку, устно или по радио отдает боевой приказ.
Обучаемый командир в соответствии с полученной задачей
ставит задачи подчиненным, после чего докладывает о готовности
руководителю.
Руководитель подает команду на начало выполнения упражне-
ния и в соответствии с разработанным планом начинает показ це-
лей.
Обучаемые обнаруживают цели и докладывают своему коман-
диру. Командир оценивает характер и важность целей, принимает
решение на их поражение и подает соответствующие команды
обучаемым, следит за правильностью их действий.
При необходимости руководитель останавливает стрельбу
(продвижение подразделения) и поочередно заслушивает доклады
командиров об обнаружении целей и решение на их поражение.
При неправильных действиях руководитель требует вновь поста-
вить задачи или подать команды для ведения огня.
Обучаемые по команде или самостоятельно решают огневые
задачи стрельбой, обозначая ведение огня огневыми средствами
или ведение огня в составе подразделения.
После стрельбы руководитель приказывает разрядить оружие,
сдать неизрасходованные боеприпасы и проводит разбор. Разбор
выполнения упражнения проводится со всеми обучаемыми и от-
дельно с командирами подразделений.
В разборе выполнения упражнения следует указать по каждой
огневой задаче:
насколько быстро и полно были разведаны показанные цели,
правильно оценена их важность и определены вид оружия, тип
боеприпасов, способы и очередность поражения;
какова точность подготовки исходных данных;
правильно ли и достаточно четко осуществлялось целеуказа-
ние и ставились боевые задачи;
время решения огневых задач и результаты стрельбы.
Организация и методика проведения занятий
по разведке целей, определению дальности
и целеуказанию
Упражнения по разведке целей предназначаются для обучения
наблюдению в бою, обнаружению и распознаванию целей и опре-
делению дальностей до них различными способами, определению
направления, скорости движения целей и подаче целеуказаний.
Упражнения отрабатываются в ходе огневых тренировок и при
выполнении упражнений стрельб на учебном месте, оборудован-
ном управляемым мишенным полем с появляющимися и движу-
щимися целями на дальностях действительного огня. При выпол-
нении упражнений на огневых городках, где глубина мишенного
поля не позволяет устанавливать мишени на указанные в услови-
ях упражнений дальности, разрешается уменьшать дальность до
них, одновременно уменьшив размеры мишеней на соответству-
ющую величину.
Мишени, обозначающие движущиеся цели, устанавливаются
на тележках путепроводов огневых городков и могут обозначаться
макетами боевой техники и мишенями (фронтальной и бортовой
проекции).
Появляющиеся цели (мишени) в упражнениях выставляются в
секторе 40—60°.
Каждая цель устанавливается на двух-трех рубежах, чтобы
обеспечивалась возможность изменения последовательности и
дальности показа целей для каждой смены обучаемых.
При отсутствии мишенного поля нужной глубины допускается
иметь раздельные участки с появляющимися или движущимися
целями. В этом случае упражнения отрабатываются на раздель-
ных участках последовательно или как самостоятельные упражне-
ния, каждое на своем участке.
Выполнению упражнений предшествует изучение в необходи-
мом объеме приборов стрельбы и наблюдения, способов опреде-
ления дальностей и целеуказания, макетов (образцов мишеней)
боевой техники вероятного противника, характерных разведыва-
тельных признаков расположения личного состава, расчетов и ог-
невых средств.
Тренировки проводятся в составе отделений и в составе взвода.
Оценка за тренировку определяется в зависимости от условий
упражнения по количеству обнаруженных и распознанных целей,
а также правильно поданному целеуказанию.
Целеуказание считается правильно поданным, если точно ука-
заны: тип, местонахождение, характер действия (положение, на-
правление и скорость движения) цели и дальность до нее.
Характер действия цели считается определенным, если прави-
льно указаны направление движения цели (фронтальное, фланго-
вое, косое, от фронта, к фронту, справа налево, слева направо) и
ошибка в измерении скорости движения цели составляет не более
5 км/ч для боевой и другой техники и не более 2 м/с для живой
силы.
При определении дальности до цели глазомерным способом и
по шкалам прицела (прибора) точность измерения дальности оце-
нивается:
«отлично» — если ошибка измерения составляет не более 25 м
(ночью —50 м) действительной дальности до живой силы и не бо-
лее 50 м (ночью —100 м) до боевой и другой техники;
«хорошо» — если ошибка измерения составляет не более 50 м
(ночью —75 м) действительной дальности до живой силы и не бо-
лее 100 м (ночью —150 м) до боевой и другой техники;
«удовлетворительно» — если ошибка составляет не более 75 м
(ночью —100 м) действительной дальности для живой силы и не
более 150 м (ночью —200 м) до боевой и другой техники.
С началом занятия командир подразделения (руководитель за-
нятия):
сообщает тему, цели и порядок проведения занятия;
проверяет знание обучаемыми основных положений Курса
стрельб, условий выполняемого упражнения и требований мер
безопасности;
ставит командирам взводов (отделений), обучаемым боевую
задачу в зависимости от условий выполняемого упражнения.
При постановке задачи руководитель вводит обучаемых в так-
тическую обстановку, указывает ориентиры, положение и харак-
тер действий противника, место разведки, устанавливает сектор
наблюдения и порядок доклада о результатах разведки.
Указывать обучаемым места расположения целей и порядок их
показа запрещается.
После постановки задачи, занятия обучаемыми указанных
мест, проверки связи с командирами отделений и докладов обуча-
емых о готовности руководитель подает команду «К разведке" це-
лей приступить», по которой оператор начинает показ целей, а
обучаемые приступают к тренировке. Показ целей разрешается
осуществлять как последовательно, так и одновременно.
Результаты разведки целей обучаемые записывают в оценоч-
ном листе разведки целей наблюдением или докладывают руково-
дителю устно по мере обнаружения. После окончания трениров-
ки руководитель проводит краткий разбор и объявляет оценку
каждому обучаемому.