Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сорокин В. М., Кокоренко В. Л.
С65 Практикум по специальной психологии: Учебно-метод. пособ. / Под. научн. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 122 с. ISBN 5-9268-0213-Х
Основное предназначение данного издания — оказание помощи в самостоятельной работе по изучению курса «Основы специальной психологии» в процессе подготовки к семинарским занятиям. Книга будет полезна студентам, психологам, педагогам, логопедам, а также преподавателям психологии и смежных с ней дисциплин.
ББК 88.8
© Речь, 2003
© Институт специальной педагогики и
психологии, 2003
© В. М. Сорокин, В. Л. Кокоренко, 2003 © Борозенец П. В., оформление, 2003
ISBN 5-9268-0213-Х
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................. 4
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 5
Тема 1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими
науками........................................................................................... 7
Тема 2. Методы специальной психологии....................................... 15
Те м а 3. История развития специальной психологии..................... 23
Тема 4. Причины отклонений в развитии......................................... 30
Тема 5. Классификации отклонений в развитии.............................. 35
Те м а 6. Сущность феномена отклоняющегося развития, его структура
и свойства...................................................................................... 41
Тема 7. Механизмы формирования системных отклонений
в дизонтогенезе............................................................................. 50
Тема 8. Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке ... 55
Тема 9. Общие и специфические закономерности нормального
и отклоняющегося развития......................................................... 62
Те м а 10. Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация
как категории специальной психологии...................................... 67
Тема 11. Депривационные феномены и особенности личности детей
и подростков с отклонениями в развитии................................... 73
Приложение 1. Примерные темы курсовых, контрольных и
дипломных работ по специальной психологии........................... 79
Приложение 2. Рекомендуемая литература по специальной
психологии.................................................................................... 87
Приложение 3. Краткий глоссарий......................................... 114
Приложение 4. Тестовые задания для программированного
контроля знаний.......................................................................... 118
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Практикум по специальной психологии является своеобразным «путеводителем» для студентов психологических, педагогических, медицинских и иных специальностей, всех тех, кто, так или иначе, соприкасается с детьми с нарушениями развития.
В краткой форме в практикуме излагаются основные категории специальной психологии, освещаются концептуальные подходы к пониманию проблемы отклоняющегося развития, раскрываются механизмы формирования системных отклонений, а также намечаются возможные пути для самостоятельных научных исследований.
Неоценимую помощь в изучении специальной психологии окажут наглядные изображения систематизированных представлений — схемы, позволяющие более продуктивно и на длительный срок запечатлеть усвоенные знания.
Включенные в практикум тестовые задания для программированного контроля знаний позволяют быстро и объективно оценить собственный уровень овладения знаниями.
Вопросы для обсуждения на семинарах, темы докладов и рефератов, примерные темы курсовых работ с краткими рекомендациями по написанию, несомненно, заинтересуют не только студентов, но и преподавателей как необходимый методический материал.
Современная специальная психология представляет собо£ развитую и внутренне дифференцированную отрасль психологической науки со сложным собственным предметным содержанием, основным смысловым ядром которого является изучение протекания процессов возрастного психическогс развития в разнообразных неблагоприятных внешних и внутренних условиях. Как относительно самостоятельная отрасль прикладной науки специальная психология начала складываться в первое десятилетие двадцатого века. В процессе своего исторического формирования специальная психология изначально развивалась как многоотраслевая научная дисциплина. Такими первыми ее отраслями стали психология слепого, глухого и умственно отсталого ребенка, что было обусловлено прикладным характером самой специальной психологии, изначально ориентированной на решение практических задач специального образования. Тем не менее, немногочисленность отраслей специальной психологии на начальном периоде ее становления затрудняла процесс формирования обобщенного представления о ее предмете. Более того, долгое время предмет специальной психологии мыслился как обычная рядоположенность составляющих ее отраслей, и сама необходимость их обобщения не осознавалась. Но по мере того как описывались все новые формы диз-онтогенеза и формировались новые отрасли специальной психологии, все более отчетливо осознавалась необходимость в обобщенном представлении о ее предмете. Такого рода представление позволяло достигнуть непротиворечивого внутреннего единства и целостности науки, точно определить границы ее предметного содержания. От решения этой важнейшей задачи, внутренней межотраслевой интеграции, зависит дальнейшая судьба развития специальной психологии.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Курс «Основы специальной психологии» нацелен как раз на изучение наиболее общих вопросов данной научной дисциплины, дающих возможность ознакомиться с наиболее существенными свойствами и параметрами самых различных форм дизонтогенеза, осознать то общее, что есть между ними, с одной стороны, и характеристиками нормального развития, с другой.
Предлагаемый практикум поможет студентам в самостоятельной работе в процессе изучения курса «Основы специальной психологии». Включенные в содержание книги схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий специальной психологии. Каждая из приведенных схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элементам каркаса знаний, которые могут затем наращиваться и расширяться, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Кроме того, в практикум включены планы семинарских занятий, отражающие наиболее значимые разделы курса, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания для программированного контроля знаний, а также списки справочной литературы и примерных тем курсовых работ по специальной психологии.
Тема 1
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Специальная психология является прикладной по отнош нию к такой важнейшей в социальном смысле сфере челов ческой практики, как специальное образование. Последи занимается вопросами воспитания, обучения и социальн трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностям физического и психического развития.
Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собстве; ный предмет и методы его изучения. Весьма традициош предметом специальной психологии называют изучен) отклонений от хода нормального развития. При этом, к правило, не указывается, что имеется в виду под терминам «отклонения в развитии» и «нормальное развитие». И то другое считается чем-то очевидным и не нуждающимся определении. Понятие «отклонение в развитии» поясняе ся примерами — слепые, глухие, умственно отсталые дет дети с тяжелыми речевыми нарушениями. В силу этого пре мет специальной психологии складывается из нескольк разнородных элементов, т. е. психология слепых, психол гия глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Hhi ми словами предмет теряет свою целостность, внутренн единство, а термин «специальная психология» становит условным обозначением, объединяющим или включакшц в себя названия разных отраслей, существующих параллел но и независимо.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Будучи психологической дисциплиной, специальная пси хология должна изучать, прежде всего, психологические феномены. Именно поэтому предметом ее изучения являются не сами отклонения в психическом развитии (последними, скорее всего, должна заниматься психопатология детского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его определение, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, говоря о нем.
Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Такое определение предмета выглядит целостно и внутренне непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко
Предмет специальной психологии
• Изучение закономерностей
различных вариантов
отклоняющегося развития
Психическое развитие а неблагоприятных условиях |
> Разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии
• Создание коррекционных
психологических технологий
• Изучение психологических
проблем интеграции
Задачи специальной психологии
!<;ма 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
вписываются любые из известных сегодня варианты откл< нений в развитии.
Сохранность анализаторных |
Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвыча* но велик. Все это многообразие можно условно раздели-на внешние и внутренние условия. При этом их существ» вание может быть независимым; может быть и таким, пр котором одно трансформируется в другое. Кроме того, ве< спектр неблагоприятных условий может быть разделен г признаку динамизма, изменчивости. В этом смысле мож? говорить о малоизменчивых, почти статичных неблагопр! ятных условиях, например, неизлечимая слепота, и дин; мичных, т. е. меняющихся условиях. Направление этих и: менений может быть как негативным, так и позитивны! В первом случае речь может идти, например, о прогресс! рующем заболевании; во втором — о процессе выздоровл<
Схема 1.1.Предмет и задачи специальной психологии
Схема 1.2.Схема основных условий нормального психического развития по А. Р. Лурии
МОДАЛЬНО Л СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ) V_______ У |
L |
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ния или улучшении ситуации в семье, где воспитывается ребенок, и т. п. Огромный спектр неблагоприятных условий можно приближенно разбить на 5 основных групп, исходя из пяти основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые в свое время указывал А. Р. Лурия. Эти условия представлены на схеме 1.2.
Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.
Любая наука, изучая свой предмет, прежде всего, стремится выявить те законы, по которым этот предмет существует. В закономерностях нарушенного развития, по крайней мере, можно выделить три группы (схема 1.3). Прежде всего этс так называемые общие или главные закономерности, под ко-^ торыми понимают законы развития, свойственные как норме, так и патологии. Вторая группа закономерностей назвал на нами модально неспецифическими — это те особенности, которые свойственны всем детям с отклонениями в развитии, независимо от варианта дизонтогенеза. Третья группа
I ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
Закономерности
Нарушенного
Развития
( МОДАЛЬНО ^V ШЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕу
Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза |
- Замедленные переработки
информаци
- Замедление процесса
формирования понятий
и представлений
■ Трудности словесного опосредования
Схема 1.3.Закономерности нарушенного развития
Тема 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
закономерностей — модально специфические, они хараю ризуют особенности психического развития, которые сво ственны только для какой-то одной формы отклонения которые отличают эту форму от всех остальных.
Выявление закономерностей протекания нарушенного рг вития составляет академическую задачу специальной пс хологии. Но существуют и более частные, прикладш задачи. К числу последних можно отнести разработку в более точных методов психологической диагностики откл нений в развитии, особенно на ранних этапах онтогене ребенка, создание психологических технологий коррекц] (исправления) нарушений в развитии и целый ряд друг задач.
Предмет научного исследования не существует отдельно изолированно от других явлений и объектов окружающе мира, которые оказывают на него свое влияние. Мног науки могут изучать один и тот же предмет, но с разных точ зрения, на разных уровнях существования объекта, рази ми методами, используя разные категории и объяснител ные принципы. Сегодня объединение наук, их интегращ есть необходимое условие научного прогресса.
В этом отношении специальная психология как вполне с временная наука обладает весьма обширными межпре метными связями. Наиболее тесные из них — связи с ко рекционной педагогикой. Создание эффективных метод обучения и воспитания детей с ограниченными возможн стями не мыслимо без знаний закономерностей их разв тия. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей мож выступать для специальной психологии формой провер] адекватности тех или иных научных представлений.
Говоря о связях специальной психологии с другими наук ми, нельзя не упоминать о связях с возрастной психолог ей. Знание законов «нормального развития» является д. специальной психологии отправной точкой, ибо понят: «отклоняющееся развитие» — понятие относительнс Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в разв
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
тии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.
Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями. Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с детской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).
Специальная психология
Медицинская генетика Невропатология Психиатрия |
Психология развития
Педагогическая психология
Общая психология
_Специальная педагогика
Схема 1.4.Межпредметные связи специальной психологии
Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тесных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психологией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин
План семинарского занятия
1. В чем состоят трудности определения предметного со
держания специальной психологии?
2. Как соотносятся предмет специальной психологии с
предметами ее отраслей?
3. Каковы основные задачи специальной психологии?
4. В чем состоит теоретическое и практическое значение
специальной психологии?
5. С какими психологическими дисциплинами связана спе
циальная психология? Чем определяются эти связи?
1гма I. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
6. С какими клинико-биологическими дисциплинами свя
зана специальная психология?
7. В чем состоят внутриотраслевые связи специальной пси
хологии?
8. Чем определяются связи специальной психологии с кор
рекционной педагогикой?