Система управления туризмом
Система – это упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь. Применительно к системе туризма можно сказать, что это совокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристской отрасли. Таким образом, система туризма представлена системой отношений, в которой туристские предприятия, организации и регионы взаимодействуют с внешней средой. Схематически взаимозависимости и воздействия в системе туризма представлены на рисунке 2.1.1.
Система туризма разделяется на две субсистемы: субъект управления туризмом и объект управления туризмом.
Субъект туризма – участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названые услуги предоставляются объектом туризма.
Объект туризма – все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Это может быть туристский регион широкой специализации со всеми его туристскими структурами.
Рис. 2.1.1. Система управления туризмом
Система туризма существует в общественном окружении, которое представлено экономикой, экологией, технологиями, политикой и социальной системой. Перечисленные системы общественного окружения оказывают сильное воздействие на туризм, хотя они и не являются единственными. Зависимость туризма от внешней среды – одна из самых значительных его характеристик и особенностей. Как между субсистемами субъект – туризма и объект – туризма, так и между внешними системами и системой туризма существуют определенные взаимосвязи.
Туризм – это открытая система, которой можно и нужно управлять, используя методы и принципы современного менеджмента, поскольку между системой туризма и внешним миром, в котором существует туризм, существуют определенные взаимосвязи.
Рассматривая влияние на туризм внешней среды, следует иметь в виду, что оно не везде одинаково. Для менеджмента важно выявить наиболее существенные факторы внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них. Рассмотрим взаимозависимость системы туризма и внешней среды (общественного окружения).
Таким образом, туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, рассмотрим их влияние:
1) Экономика и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Различается воздействие экономики на туризм и наоборот – воздействие туризма на всю экономику страны.
Общие экономические факторы могут воздействовать на туризм как положительно, так и отрицательно. Факторами, положительно влияющими на туризм, являются:
– рост реального дохода;
– более равномерное распределение дохода;
– стабильное положение валюты;
– выгодная конъюнктурная ситуация.
Факторы, отрицательно воздействующие на туризм, следующие:
– экономические кризисные явления;
– спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы, временная работа);
– нестабильная ситуация с валютой;
– невыгодная конъюнктурная ситуация.
Более подробно по сравнению с воздействием экономики на туризм рассмотрим воздействие туризма на экономику. В связи с этим можно выделить пять экономических функций туризма (рис. 2.1.2).
2) Туризм как отрасль экономики находится в тесной взаимосвязи также с экологией, состояние которой оказывает большое воздействие на систему туризма, т.к. туристская отрасль сильнее всех остальных отраслей экономики зависит от целостности окружающей среды. Туризм же, как массовое явление значительно разрушает окружающую среду.
Современный туризм в определенной мере наносит вред окружающей среде. Происходит изменение естественных условий, в особенности ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира.
Среди лиц, работающих в туризме, по поводу утверждения о необходимости сохранять природную среду, как важнейший сырьевой ресурс туристского региона, споров нет. Но при оценке воздействия туризма на природную среду и ответного противодействия мнения расходятся. Проблематика восприятия экологических явлений и управления ими заключается в том, что многие из этих явлений не могут быть определены. Нельзя также объективно оценить воздействие их на туристов и местных жителей. Кроме того, последствия их трудно оценить из-за многочисленных обменных воздействий.
Рис. 2.1.2. Экономические функции туризма
С целью сохранения экологического равновесия в управлении туристскими потоками необходимо использовать весь инструментарий визитного менеджмента, который контролирует время поездок (максимальную длительность пребывания, время посещений), виды посещений (разрешенные виды спорта и т.д.) или интенсивность использования региона (максимально допустимое число посетителей). Ограничительные меры вводятся информированием населения, повышением стоимости путешествий или государственными указами.
Считается, что проблемы защиты окружающей среды должны решаться после экономических. На самом же деле сохранение целостности окружающей среды является важнейшей предпосылкой развития туризма, так как только первозданная природа привлекает туристов и способствует их полноценному отдыху. Разрушение окружающей среды рано или поздно приведет к исчезновению в регионе туризма как отрасли экономики. Следовательно, проблематику развития туризма можно решить следующим образом:
а) на индивидуальном уровне необходимость сохранения окружающей среды должно сознаваться каждым путешествующим и соответственно должно быть изменено его отношение к этой среде;
б) на государственном уровне должен получить развитие мягкий туризм– этотуризм, который стремится сохранить равновесие между окружающей средой, отдыхом и экономическим воспроизводством, или между экологией, обществом и экономикой;
в) процесс нового мышления должен коснуться также и лиц, ответственных за туристскую деятельность, ведь, чтобы туризм сохранился, задачи целенаправленной защиты окружающей среды должны стать важнее кратковременных интересов получения прибыли;
г) политика должна содействовать сохранению окружающей среды.
Таким образом, с одной стороны, мы не можем отказаться от туризма как от экономического фактора; с другой стороны, он несет общую ответственность за разрушение нашего жизненного пространства.
3) Социальная среда – в процессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают четыре различные культуры: культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей и культура обслуживания. Все культуры влияют одна на одну. Так, например, культура приезжих определяет их поведение, а вместе с тем и культуру отдыха. Культура отдыха в свою очередь зависит от культуры обслуживания. При этом то, как местные жители воспринимают приезжих, отражается на поведении гостей.
Степень общественного воздействия туризма на культуру местных жителей зависит от различных факторов. Главным среди них является возможность самоопределения местных жителей и их открытость по отношению к новым воздействиям.
Социальная структура в странах, принимающих много отдыхающих иностранцев, подвержена влиянию туризма, т.к. изменяется иерархия профессий. Услуги туристской отрасли по сравнению с работой в других отраслях часто хорошо оплачиваются, поэтому работа в туризме имеет высокий спрос. Туризм оказывает воздействие и на семейную структуру. Прежде всего, изменяются отношения между родителями и детьми, а также положение женщины в семье.
Таким образом, между социальной сферой в стране посещения и системой туризма существует тесная взаимная связь. С одной стороны, для развития туризма в стране значение имеет общественный и экономический порядок в ней; а с другой стороны, туризм обусловливает преобразования в общественных отношениях, осваиваемых туристами стран. Взаимодействие двух различающихся между собой культур называется окультуризацией. Воздействие туризма на социальную сферу посещаемых стран может быть как положительным, так и отрицательным. Часто имеет место общая либерализация в обществе. Но больше различий существует между культурами, вступающими во взаимодействие, и чем меньше готова страна к приему больших туристских потоков, тем больше опасность того, что процесс внедрения чужой культуры отрицательно скажется на осваиваемой ими стране.
4) Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство управляет туризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства. Этот фактор при различных формах государственного управления проявляется по-разному.
Политика туризма– это целенаправленное содействие развитию туризма и его формированию путем влияния на важные для этой отрасли особенности. Государство не одиноко в постановке данной цели: политику туризма создают также и негосударственные учреждения типа туристских союзов и объединений.
Существует несколько составных элементов в мире политики, так или иначе влияющих на туризм. Это экономическая политика, политика пассажирских перевозок, социальная политика, территориальная политика, политика культуры и политика досуга.
5) Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационная техника. Развитие транспортных средств предоставило туристам большую свободу передвижения. Гостиничная и ресторанная техника упростила и стандартизировала работу в гостиницах и ресторанах, частично сэкономила рабочую силу. Для развития коммуникационной техники большое значение имеют разработки компьютерных технологий, так как компьютеры позволили быстро передавать и обрабатывать большие объемы информации, необходимые отдельным туристским предприятиям и учреждениям.