Понятие межличностных отношений. Их структура.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.Межличностные отношения включают:1) восприятие и понимание людьми друг друга;2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).Компоненты межличностных отношений:1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:а) симпатии или антипатии;б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

33. Понятие межличностных отношений. Их структура.Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Виды межличностных отношений:1) по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);2) по целям (деловые, личные);3) по направленности - вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).Структура межличностных отношений: 1) когнитивный компонент (предполагает осознание того, что нравится, а что не нравится в межличностных отношениях);2) поведенческий компонент (реализуется в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным); 3) эмоциональный компонент (переживание, оценка другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп).Функции межличностных отношений,-1) помогают адаптироваться в новой среде; 2) познавательная функция (социальное познание, познание другого человека);3) удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми. Уровни межличностных отношений: 1) первичное знакомство; 2) приятельские отношения (создают основу для дальнейшего развития отношений); 3) товарищеские отношения (позволяют закрепить межличностный контакт, происходит сближение интересов и т. д.); 4) дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т. д.); 5) супружеские. На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др. Основные феномены межличностных отношений: 1) симпатия 2) аттракция - процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии; 3)антипатия:4) эмпатия (сопереживание),. 5) совместимость- несовместимость (сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности);6) сработанность (согласованность действий).Отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, ослабляются, разрываются. Эти процессы зависят от следующих критериев:-1) наличие и глубина эмоциональных связей; 2) частота и интенсивность контактов; 3) повторяемость контактов; 4) доверительность в контактах.

34.Характеристика основных типов межличностного взаимодействия.Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.Виды межличностных отношений:1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.Этапы развития межличностных отношений:1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.


Наши рекомендации