Виды кадровой политики по масштабам кадровых мероприятий
Кафедра управления персоналом
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Управление персоналом организации»
по теме: «Пути совершенствования отдельных направлений кадровой политики в ООО «Хлопок-Екатеринбург»
Исполнитель: студент группы УП-11-1
направления 080400.62
«Управление персоналом»
Илеева Валентина Валерьевна
Научный
руководитель: к.ф.н., доцент кафедры
«Управление персоналом»
Ветошкина Татьяна Александровна
Екатеринбург, 2014г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ……….
1.1 Понятие и сущность кадровой политики…………………………………
1.2 Стратегии кадровой политики и ее основные элементы…………………
1.3 Этапы разработки и направления кадровой политики………………….
2 ГЛАВА. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ООО «ХЛОПОК_ЕКАТЕРИНБУРГ»……………………..
2.1 Краткая характеристика ООО «Хлопок-Екатеринбург»………………….
2.1.1 Краткая историческая справка……………………………………………
2.1.2 Экономическая характеристика ООО «Хлопок-Екатеринбург»………
2.2 Организационная структура ООО «Хлопок-Екатеринбург»……………..
2.3 Анализ численности и структуры персонала………………………………
2.4 Характеристика кадровой политики ООО «Хлопок-Екатеринбург»……..
2.4.1 Анализ процесса приема сотрудников на ООО «Хлопок-Екатеринбург»………………………………………………………
2.4.2 Анализ системы мотивации персонала на ООО «Хлопок-Екатеринбург»……………………………………………………
3 ГЛАВА. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ООО «ХЛОПОК-ЕКАТЕРИНБУРГ»……………………………………………………………..
3.1 Матрица SWOT-анализа системы управления персоналом но ООО «Хлопок-Екатеринбург»…………………………………………….
3.2 Рекомендации по совершенствованию…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом организации представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области найма, мотивации, обучения и переподготовки персонала, планирования карьеры и профессионального роста, организации процесса адаптации. Они направлены на раскрытие потенциала работников, их способности вносить вклад в организацию.
Сегодня эффективное управление персоналом организации играет решающую роль в обеспечении конкурентоспособности фирм, ибо современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Международная практика показывает, что на управление персоналом нужно тратить 5-10% фонда заработной платы.
Потребность в профессиональном развитии, мотивации, обучения персонала обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, техники и технологии, стратегии и структуры организации, освоить дополнительные виды деятельности.
Сегодня более 85% японских менеджеров ставят на первое место среди своих задач управление человеческими ресурсами, в то время как введение новых технологий - 45%, а продвижение на новые рынки - около 20%. И это не случайно, ибо фирмы, осуществляющие развитие сотрудников, имеют в целом в два раза более высокие показатели, чем остальные.
Таким образом, разработка механизмов эффективного управления персоналом организации является особенно важной в настоящее время, поэтому с принципами и процессами управления персоналом должны быть знакомы все менеджеры, вне зависимости от занимаемых должностей и выполняемых функций. Только в этом случае организация будет функционировать и развиваться как единое, целостное образование.
Объектом работы является кадровая политика на примере ООО «Хлопок-Екатеринбург».
Предмет работы - отдельные направления кадровой политики(прием и мотивация персонала) в ООО «Хлопок-Екатеринбург».
Целью курсового проекта является анализ отдельных направлений кадровой политики на ООО «Хлопок-Екатеринбург».
Исходя из цели, можно выявить следующие задачи:
ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и сущность кадровой политики
В условиях бурного развития новых технологий все большее значение приобретает обеспечение организации квалифицированными кадрами. Своевременное комплектование нужными кадрами всех подразделений организации становится невозможным без разработки и реализации кадровой политики, поскольку в современном производстве наибольшую ценность представляют не стены и машины предприятия, а «нематериальные» элементы - творческий потенциал персонала и методы управления.
Кадровую политику можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников.
Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Главной целью кадровой политики является формирование кадрового потенциала, который в профессиональном отношении позволял бы обеспечивать реализацию целей предприятия.
Термин «кадровая политика» имеет широкое и узкое толкование:
v система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
v набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова «кадровая политика нашей организации состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием», могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
Необходимо отметить, что все задачи управления персоналом и его цели осуществляются через кадровую политику. Разные авторы по-разному подходят к определению кадровой политики, их мнения приведены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к определению понятия «кадровая политика».
АВТОР | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Ф. У. Тейлор | Кадровая политика – это развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния; подбор, обучение и расстановка рабочих, на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу и т.п. |
А. Файоль | Кадровая политика – один из ключевых элементов функции распорядительства, к принципам которой относилось «постоянство состава персонала». |
Г. Х. Попов, Г.А. Джавада , Е.В. Маслов | Кадровая политика- это генеральное направление в кадровой работе, определяемая совокупностью наиболее важных принципиальных положений выраженных в решениях партии и правительства на длительную перспективу или отдельный период. |
Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин | Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации – ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. |
Кибанов А.Я | Кадровая политика организации – основа формировании стратегии управления персоналом. |
Крымов А.А. | Кадровая политика – это логичное и естественное продолжение маркетинговой и инвестиционной политики предприятия. |
Ротвелл Ш. | Кадровая политика – это общая кадровая стратегия, объединяющей различные аспекты политики организации в отношении персонала и планы использования рабочей силы. Она должна превышать способность организации адаптироваться к изменению технологии и требований рынка, которые можно предвидеть в обозримом будущем. |
Основополагающими принципами формирования кадровой политики являются:
· научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
· комплексность, когда должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности;
· системность, т.е. учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы;
· необходимость учета как экономического, так и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния того или иного мероприятия на конечный результат;
· эффективность: любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности.
Основные характеристики кадровой политики в компании:
1. Связь со стратегией.
2. Ориентация на долговременное планирование.
3. Значимость роли персонала.
4. Философия фирмы в отношении работников.
5. Круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с персоналом.
Кадровая политика как инструмент управления – это организующая деятельность, имеющая целью слияние усилий всех работников предприятия для решения поставленных задач, поэтому кадровой политикой занимаются все уровни управления предприятием: высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.
Содержание кадровой политики составляют:
Ø обеспечение организации рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;
Ø развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;
Ø совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социального развития и социальной защиты работников.
Содержанием кадровой политики определяются стоящие перед ней задачи, без решения которых ее реализация затруднена:
Первая задача - набор сотрудников, в наибольшей степени соответствующих требованиям предприятия. Набор осуществляется путем выявления кандидатов как внутри фирмы, так и за ее пределам и на внешнем рынке труда. Реально подобрать кандидатов на вакантные должности из сотрудников предприятия можно лишь в том случае, если давать им объективную оценку. Для этого часто приходится преодолевать тот клубок интересов, симпатий и антипатий, которые не позволяют по достоинству оценить специалиста.
Вторая задача - адаптация принятых специалистов к работе и трудовому коллективу. Обеспечение работникам условий для быстрого привыкания и выхода на требуемый уровень рабочих показателей напрямую влияет на результаты работы предприятия. Условиями выполнения данной задачи являются стремление работника выполнять порученную работу, получение удовлетворения от ее выполнения и способность находить общий язык с окружающими. Выделение устремлений и желаний работников (фактических или потенциальных) требует использования специальных методов, в настоящее время находящихся в стадии становления.
Третья задача - выделение сотрудников, способных постоянно учиться и постигать новые технологии. Традиционно сложившиеся правила отбора требуют много внимания уделять специализированным знаниям, которые быстро устаревают. Политика обучения и переподготовки кадров позволяет устранять этот недостаток, что является важным составным элементом эффективной кадровой политики.
Четвертая задача - эффективная и объективная оценка умений и способностей сотрудников. Эта задача сводится к оценке того, что называется трудовым потенциалом. Трудовой потенциал представляет собой систему, состоящую из множества компонентов (образования, профессионализма, опыта, удовлетворенности работой, симпатий и т.д.). Значит, необходимо выделить такие компоненты, которые в наибольшей степени соответствуют поставленным целям и задачам конкретного предприятия. Выбор метода, позволяющего выделять наиболее приоритетные для достижения производственных целей компоненты, - крайне сложная проблема в управлении персоналом. Несомненно, знания и умения принятых работников должны в максимальной степени соответствовать их должностям. Это означает, что необходимо уметь определять уровень качества кадрового потенциала по компонентам и в целом. В экономике труда наиболее часто упоминаются: образование, опыт работы, здоровье, нравственность, дисциплина, творческий потенциал, профессионализм. Оценка совокупности наиболее значимых компонентов позволяет руководству предприятий осуществлять эффективную кадровую политику.
Рациональная кадровая политика предприятия должна базироваться на понимании того, что производство, социальное развитие и воспитание людей представляют собой единый процесс. Поэтому учет социальных особенностей объекта управления и их влияния на экономические результаты функционирования предприятия - одна из ведущих задач управления персоналом.
Виды кадровой политики можно сгруппировать по двум направлениям:
· По масштабам кадровых мероприятий.
· По степени открытости.
Виды кадровой политики по масштабам кадровых мероприятий
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, и связанным с этим уровнем непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие виды кадровой политики:
· пассивная;
· реактивная;
· превентивная;
· активная.