Структура детско-родительских отношений, определение и основные компоненты
Применительно к детско-родительским отношениям термин «структура» имеет неоднозначную трактовку. В психологической науке одни авторы рассматривают детско-родительские отношения как структурный компонент родительства в целом (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова), другие – выделяют в самом феномене структурные компоненты (К.Н. Белогай, МВ. Быкова, А.Я. Варга, Е.О. Смирнова, В.В. Столин, Э. Фром, Э.Г. Эйдемилер, В. Юстицкис и др. )
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Структура детско-родительских отношений, взаимосвязь основных его компонентов зависит от того, кто является центром при рассмотрении данного феномена — личность ребенка или личность самого родителя. Существуют две модели родительского отношения:
1) центрированные на ребенке и его развитии;
2) центрированные на личности родителя.
Остановимся на раскрытии содержания структуры детско-родительских отношений, которую предложил Э. Фромм. Он выделил в детско-родительских отношениях такие координатные линии, как контролируемость — неконтролируемость и условность — безусловность. Родительское отношение в этой структуре является фундаментальной основой развития ребенка. Э. Фромм, создавая данную модель, провел разграничение между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь неподвластна контролю со стороны ребенка, и ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. По мнению автора, деструктивные детско-родительские отношения порождены отсутствием какого-либо начала: материнского или отцовского. Э. Фромм выделил существенные характеристики детско-родительских отношений, такие как его двойственность и противоречивость, а также ввел категорию «начало» в описании этой реальности.
Другой популярной структурой детско-родительских отношений является структура, предложенная Э. Эйдемиллером и В. Юстицкисом, которая тоже основана на анализе эмоционального и поведенческого компонентов, в ее основу также заложена полярность. Авторами выделяются количественные и качественные компоненты.
Количественная характеристика — уровень протекции в процессе воспитания (количество сил, времени, уделяемых родителем ребенку).
К качественным характеристикам относятся степень удовлетворения потребностей ребенка (мера удовлетворения материально-бытовых и духовных потребностей ребенка), количество и качество требований к ребенку (обязанности и запреты, а также санкции за невыполнение обязанностей и нарушение запретов), неустойчивость стиля воспитания (резкая смена стиля родительского отношения, требований к ребенку).
А. Я. Варга добавила к эмоциональному и поведенческому компоненту еще один — когнитивный, который отражает неадекватное видение ребенка родителями. На основании выделенных компонентов были определены типы родительского отношения. По мнению исследователей А.Я. Варги и В.В. Столина реальная структура родительского отношения состоит не из эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов, а из их устойчивых сочетаний .
Практически во всех структурах родительского отношения прослеживается полярность компонентов. С одной стороны, главная характеристика родительского отношения — любовь, принятие ребенка, с другой стороны, — требовательность и контроль. Исходя из этого, Е. О. Смирнова и М. В. Быкова предложили рассматривать родительское отношение как формирующееся на пересечении личностного и предметного начал. По мнению этих авторов, личностное начало подразумевает принятие, любовь, сопереживание, безоценочное восприятие ребенка, а предметное — объективную оценку отдельных качеств ребенка и контроль. Поскольку личностное и предметное начала имманентно присущи каждому типу родительского отношения, авторы предлагают рассматривать их как его структурные составляющие.
Таким образом, при рассмотрении структуры родительского отношения Е.О. Смирновой и М. В. Быковой выделяются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты. При этом все компоненты рассматриваются в зависимости от того, насколько они обеспечивают развитие ребенка, его эмоциональное благополучие; акцент делается на внешних проявлениях родительского отношения.
Подводя некий итог, можно сделать вывод о том, что в отечественной и зарубежной психологии исследователи выделяют компоненты детско – родительского отношения в зависимости от того, что ставится в центр исследования: благополучие ребенка или личность родителя и его собственное развитие в процессе освоения новой роли (матери, отца). Когнитивный компонент характеризует адекватность — неадекватность образа ребенка «глазами родителя», образ родителя «глазами ребенка», образ «Я как родитель». Неадекватный образ возрастно-психологического статуса приводит к искажению системы требований и ожиданий, презентируемых родителем как представителем общества ребенку, и, соответственно, к искажению границ зоны его ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Достаточно часто искажение представлений родителей о взрослости связано с переоценкой реальных возможностей ребенка и выдвижением «сверхтребований» в отношении его достижений. Искаженный образ возрастно-психологического статуса ребенка у родителей приводит к нарушению семейной системы воспитания, общения и сотрудничества родителей и ребенка, ограничивая возможности развития ребенка в пределах потенциала зоны ближайшего развития. При деструктивном родительском отношении наблюдается у родителей неадекватный образ индивидуально-личностных особенностей ребенка, уровень развития психологических свойств и способностей ребенка в сторону их преувеличения (преуменьшения), то это свидетельствует о низкой психологической компетентности родителя.
Эмоциональный компонент детско-родительских отношений связан в первую очередь с эмоциями, которые переживают родители и дети при взаимодействии, а также эмоциональное отношение родителя к собственной роли, возникающее в результате своих действий и своей компетентности как родителя. Родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Однако следует заметить, что эмоциональная близость к ребенку и взаимопонимание не являются врожденной способностью матери и отца, способность любить детей формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности, принося родителям ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание отвержения ребенка, что наблюдается при деструктивных детско-родительских отношениях, возможно будет вызывать и у ребенка и у родителя чувство вины, депрессию, тревожность, нарушение «Я-концепции» в форме самоотвержения и низкой самооценки.
Ценностно-смысловой компонент родительского отношения тесно связан с потребностями и мотивами. Ценность ребенка для родителей и ценность родительства как состояния «быть отцом» и «быть матерью» формируется на основании потребностей и мотивов. При деструктивном родительском отношении ребенок не обладает самоценностью как личность, отношения между родителями и детьми строятся не как диалогическое общение равноправных партнеров, стимулируя личностный рост каждого из них, для родителей не характерно осознание и принятие социальной роли родителя, они не ответственны за выбор своего поведения в силу своего родительского статуса.
Поведенческий компонент детско-родительских отношений — это конкретные операции по уходу за ребенком, предпочитаемый стиль общения, характер дисциплинарных воздействий.
Таким образом, подводя итог, мы говорим о том, что структура детско-родительских отношений состоит из четырех компонентов:
- когнитивный (особенности восприятия ребенка и себя как родителя; в детском отношении — восприятие родителей как пары);
- эмоциональный(родительские чувства, любовь к ребенку и любовь к родителям в детском отношении);
- ценностно-смысловой (осознание и принятие социальной роли родителя; ценностное отношение к родителям);
- поведенческий(стиль общения, характер дисциплинарных воздействий; особенности поведения ребенка ).