Социальная среда жизнедеятельности инвалидов

Поскольку инвалидность связана с ограничениями в возможностях, обусловленными физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему её, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества, общество обязано адаптировать существующие в нём стандарты к особым нуждам инвалидов, чтобы они могли жить независимой жизнью.

Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Явной преградой для человека с ограниченными возможностями является физическая (социальная) среда: жильё, транспорт, образование, работа и досуг, доступность информации и каналов коммуникации.

Одним из принципов социогуманитарной модели инвалидности является принцип связи инвалида и социальной среды. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учётом их потребностей положено указом Президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" от 02.10.1992 г. Разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры.

Определим содержание понятия "социальная среда жизнедеятельности инвалида" через её структуру.

Структура социальной среды жизнедеятельности инвалида:

  • жилая среда (микросреда или среда обитания);
  • градостроительная среда (макросреда или городская инфраструктура);
  • социально-психологическая среда;
  • образовательная среда;
  • производственная среда;
  • оздоровительная среда;
  • терапевтическая среда [55, с. 79-165].

Жилая среда, или среда обитания, - это жилище, в котором предусматриваются коммунальные удобства, соблюдение санитарных норм жилой площади, уют жилых помещений, оснащение жилищ мебелью, обеспечивающей безопасность пользования и комфортность.

Помимо общепринятого понятия комфортности, предполагающего бесперебойное электроснабжение, коммунальные услуги, наличие лифтов и мусоропроводов, телефонов и т. д., комфортность обеспечивается также и архитектурно-планировочными решениями: увеличением санитарных норм жилой площади вспомогательных помещений (кладовых, антресолей, лоджий, помещений для тренажёров и т. д.).

Применительно к инвалидам понятие комфортности жилищ имеет особую специфику, эта специфика объясняется тем, что для инвалида нужен доступ к пользованию комфортными условиями. Эта возможность создаётся благодаря вспомогательным устройствам и приспособлениям.

В зависимости от типа дефекта, функциональных расстройств, поражения конкретной области (опорно-двигательной, психической, сенсорной) специальные приспособления носят специфический характер. В связи с этим личное жилище инвалида, помимо общих требований (комфорта, уюта, дизайна, санитарных норм, площади и т. д.), должно отвечать ещё и специфическим потребностям инвалида с учётом типа дефекта.

Микросреда для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата включает два рода приспособлений и оборудования для создания относительной бытовой независимости.

Стационарные устройства:

  • поручни (вертикальные и горизонтальные) настенные, облегчающие вставание с постели, передвижение по квартире, самостоятельное пользование туалетом, ванной;
  • подъёмники в санузле, ванной, жилой комнате; специальное оборудование квартиры (специальные вентили для кухонных плит, кранов и т. д.);
  • функциональные кровати;
  • стулья пристенные;
  • средства связи и коммуникации (системы внутриквартирной связи, аппараты дистанционного управления, экстренного вызова);
  • устройство для ограждения и подтягивания инвалида в кровати;
  • нескользящее покрытие пола в ванной и туалете;
  • крепление для туалетной бумаги;
  • лесенка для ванны;
  • раковина, регулируемая по высоте;
  • раковина, доступная для инвалида в коляске;
  • склоны с варьируемым наклоном и высотой;
  • дверной замок без ключа (кодовый);
  • дверной замок с дистанционным управлением;
  • сохраняющая пространство дверь.

Нестационарные приспособления индивидуального пользования:

  • приспособления для приёма пищи (ложки, вилки и ножи с кольцами, тарелка с бортиком и т. д.);
  • приспособления для приготовления пищи (держатели ножей, столовой и кухонной посуды; устройства для слива воды и мытья посуды; приспособления для чистки и нарезки продуктов и т. д.);
  • приспособления для одевания и раздевания;
  • приспособления для выполнения санитарно-гигиенических процедур;
  • приспособления для пользования помещениями (для уборки квартиры, стирки белья, специальные бытовые приборы и т. д.);
  • оборудование и приспособления для обычных домашних занятий (чтения, письма, вязания и т. д.);
  • вспомогательные приспособления для передвижения (трости, костыли, ходунки);
  • вспомогательные устройства для сохранения позы (ремни, бандажи, спинодержатели и т. д.);
  • приспособления для настольных игр.

Микросреда для инвалида с сенсорными расстройствами включает также два рода приспособлений с учётом характера сенсорных расстройств.

Для инвалидов с нарушениями слуха предусматриваются:

  • средства сигнализации, световые и вибрационные сигнализаторы времени, каких-либо внешних событий, вибротактильные устройства;
  • специальные приборы (телефонные аппараты с усилителями, насадками, "бегущей строкой"; декодеры для приёма телепередач со скрытыми субтитрами; видео- и кинофильмы для глухих и др.).

Инвалиды с нарушениями слуха нуждаются в индивидуальных технических средствах в виде слуховых аппаратов (заушных, карманных, соединённых с очками и др.).

Для инвалидов с нарушениями зрениянеобходима тифлотехника, которая представлена следующими приборами:

  • приборами и приспособлениями для ориентирования в пространстве;
  • пандусами телескопическими;
  • приспособлениями, заменяющими необходимость зрительного восприятия (дозаторы сыпучих веществ, лекарств; приспособления для определения уровня жидкости и т. д.);
  • специальными приборами и устройствами (грифели для письма шрифтом Брайля и укрупнённым шрифтом, "говорящие книги" на кассетах и пр.);
  • индивидуальными техническими средствами для коррекции зрения (очки, лупы, электронно-оптические средства и др.).

Таким образом, жилая среда для инвалидов выполняет более широкие функции, чем простое обеспечение комфортным проживанием. Она компенсирует инвалиду дефицит ряда других видов жизнедеятельности (досуг, обучающая занятость, любительские занятия). Наряду с этим, жилая среда для инвалидов может служить базой трудовой деятельности, когда организуется надомный труд. В этом случае возникает необходимость оборудования рабочего места.

Специалисты по социальной работе должны быть информированы о тех требованиях, которые предъявляются к жилой среде инвалидов.

Среда обитания на макроуровне включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др.

Осуществление трудовой и общественной деятельности, получение образования, проведение досуга для инвалида сопряжены с необходимостью передвижения, пользования транспортом, пешеходными дорожками и тротуарами и т. д. На этом пути встречаются непреодолимые препятствия, которые вынуждают инвалида ограничивать сферу своей жизнедеятельности.

Законодательная база по формированию доступной для инвалида макросреды создана. Самым важным препятствием остаётся отсутствие механизма реализации предусмотренных законодательными актами мер.

Российская специфика такова, что примерно пятая часть инвалидов проживает в сельской местности. В регионах с низкой плотностью населения существует проблема коммуникаций вообще, для инвалидов - в частности. В настоящее время в России сформирована и реализуется федеральная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". Вместе с тем наличие соответствующей законодательной базы - всего лишь предпосылка для большой и сложной работы по созданию социальной среды без барьеров.

Много проблем ставит инвалидность перед человеком в социально-психологическом плане.

Важнейшим условием реабилитации и интеграции инвалида в общество является благоприятная социально-психологическая среда жизнедеятельности, одним из признаков и условий которой является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Отход от сегрегированных видов помощи инвалидам стал возможен в ряде развитых стран лишь благодаря тому, что в общественном сознании произошёл сдвиг: здоровые люди признали за инвалидами равные права и перестали препятствовать их осуществлению.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых людей - мощнейший фактор социальной интеграции. Немногочисленные исследования отношения здоровых россиян к инвалидам выявили следующее. Представители различных слоёв населения в принципе признают (97,3 %), что существуют слабые и незащищённые группы, нуждающиеся в помощи общества, и только 2,7 % опрошенных считают, что при оказании социальной помощи не должно быть никакого предпочтения. На словах идею социальной интеграции инвалидов поддерживает большинство. Однако углублённые исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам: неприятие и враждебность сосуществуют с симпатией и сочувствием.

Пропагандируя идею равных возможностей, следует обратить внимание на отношение самих инвалидов к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых людей, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т. п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3 % инвалидов выбрали первую альтернативу. Среди "противников" идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: "Здоровые люди всё равно инвалидов не поймут", "На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся". Защищая идеи интеграции, инвалиды отдают предпочтение социально-психологическим проблемам: "Люди должны быть равны", "Жить вместе, чтобы лучше понимать друг друга", "В общении со здоровыми инвалиды будут иметь более полное моральное удовлетворение".

Противники интеграции среди инвалидов прежде всего характеризуются более выраженным чувством психологического дискомфорта, неудовлетворённостью своей жизнью, обострённой реакцией на отношение окружающих, большей ориентацией на материальное благосостояние (их уровень жизни ниже, чем у сторонников интеграции).

Вопрос об отношении к ним здоровых очень волнует инвалидов. Более трети из них часто ощущают отношение к себе как пренебрежительное, и только пятая часть опрошенных никогда такого отношения к себе не замечала. Чаще говорят о пренебрежительном отношении к себе женщины (42,2 %), мужчины (34,6 %), инвалиды в возрасте 16-19 и 40-44 лет.

Важность социально-психологического аспекта интеграции видна из объяснения инвалидами смысла, который имеет для них работа. На первом месте среди потребностей, удовлетворяемых работой, стоят потребности материальные (67,8 %), на втором - удовлетворение желания быть полноценным членом общества (41,1 %), на третьем - потребности общения (39,4 %).

Семейные взаимоотношения также зачастую неблагополучны. Практически каждый третий инвалид отмечает ухудшение взаимоотношений в семье после получения инвалидности (29,8 %). Психологические проблемы довольно существенно отличаются в семьях с ребёнком-инвалидом, взрослым инвалидом или с инвалидом пожилого возраста.

Так, когда в семье появляется ребёнок-инвалид, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка меняет жизненный цикл семьи, ведёт к переосмыслению социальных ролей и функций, нередко порождает семейные конфликты, ухудшает экономическое положение семьи. Когда же ребёнок имеет признаки инвалидности, то этот кризис переживается более остро: меняется социально-экономический статус семьи, нарушаются социальные связи. Крайне остро встают психологические проблемы. Нередко такие семьи распадаются.

Проблемы в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связаны в первую очередь с изменением социальных ролей и обязанностей в семье. У инвалида появляется чувство вины, ненужности, обузы, у членов семьи - скрытые или явные агрессия и недовольство. Конфликты на этой почве также могут привести семью к развалу. В семьях с инвалидами трудоспособного возраста взаимоотношения наиболее неблагоприятные (25,5 %).

Неблагополучной можно назвать и каждую шестую семью, имеющую на своём попечении пожилого инвалида.

Не вполне гармонично складываются и отношения между инвалидами. Принадлежность человека к категории "инвалид" вовсе не означает, что другие инвалиды будут настроены к нему благожелательно. Опыт работы общественных организаций инвалидов, психологические исследования в этой области показывают, что инвалиды предпочитают объединяться и идентифицировать себя с людьми, имеющими то же заболевание, и нередко негативно относятся к другим. Так, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются установкой на своеобразное соперничество с инвалидами вследствие других заболеваний, априори оценивая себя элитной группой.

Одним из показателей социально-психологического комфорта людей является их удовлетворённость жизнью. Более половины инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (инвалиды 2-й и 3-й группы), около трети - как удовлетворительное (чаще всего - инвалиды 1-й группы).

Анализ социально-психологических особенностей адаптации инвалидов выявляет четыре основных типа адаптации к существующей ситуации. Это:

  • активно-позитивная позиция;
  • пассивно-негативная позиция;
  • пассивно-позитивная позиция;
  • активно-негативная позиция.

Реабилитация инвалидов была бы неполной, если бы они не могли реализовывать свой потенциал в условиях образовательной и производственной деятельности, для осуществления которых необходимы соответствующие условия, приспособленные к потребностям инвалида. В связи с этим определены критерии функциональной планировки зданий и помещений учебных заведений для инвалидов, разработаны требования, предъявляемые к планировке промышленных предприятий, использующих труд инвалидов. Образовательная среда инвалидов - это система образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии и инвалидов, соответствующих основным критериям, предъявляемым к учебным заведениям такого типа. Производственная среда как система условий трудовой деятельности инвалидов даёт возможность осуществлять активную трудовую деятельность, находиться в ситуации "равных возможностей".

Одним из путей вовлечения инвалидов в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, в создание благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. Именно физическая культура и спорт, в силу активирующего воздействия на организм, на повышение уровня физической подготовки, расширение круга общения, стимулирования духа "состязания", рассматриваются как оздоровительная среда и являются компонентом реабилитационных мероприятий комплексного воздействия.

Наши рекомендации