Методология психологической науки
Логика исторического развития методологии психологической науки.
Историческая динамика типов научного знания и методов научного исследования.
Исследование как характерный для науки способ получения новых знаний, отличия от естественного течения познавательных процессов человека. Средневековье. Ментальность как объект исследования. Возникновение психологических исследований в Новое Время. Р. Декарт и две субстанции человека, два способа их постижения: причинный и понимания, два способа интерпретации – объяснительный и описательный. Возражение Б. Спинозы о единой научной субстанции. Уровни исследования: эмпирический, теоретический и концентрация соответственно на научном факте или научной теории, история их борьбы: Дж. Локк, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Уровни исследования как отражение степени развитости науки.
Классический период развития науки и его влияние на методологию психологических исследований через философию позитивизма. Основные требования к психологическому исследованию как объяснительному: дистанцирование от испытуемого, скрывание от него цели исследования, опора на осведомленность испытуемого о самом себе, на самооценку, активное использование методов статистического анализа, в целом стремление изучать психические явления в их свободном течении. Основные ограничения методологии: преддерминация и возможность несовпадения экспериментального материала с индивидуальностью. Неоправданная генерализация результатов.
Оппонирование указанной методологии со стороны психоанализа, интеракционизма, социального конструктивизма, гендерной, экзистенционально-феноменологической психологии.
Неклассический период развития науки и новая философия научных исследований: феноменология, экзистенциализм. Их влияние на возникновение интереса психологии к трансцендентным (измененным) состояниям сознания. Вклад герменевтики в усиление интереса к описательной психологии.
Основные требования методологии описательной психологии к организации исследования: вхождение в близкий контакт с испытуемым, нахождение в естественных условиях, выявление взаимодействия его с культурным контекстом, оценивание значения действий в социальном контексте, повторение циклов исследования, ориентация на качественные методы.
Основные минусы описательной психологии: несопоставимость результатов, множественность интерпретаций, низкая валидность.
Обострение заложенной Р. Декартом альтернативы объяснительного и описательного психологического знания в новой интерпретации альтернативы: номотетическое и идеографическое.
Постнеклассическая наука и основания для преодоления альтернативы: системный подход, синергетические закономерности, метод триангуляций многомерный анализ.
Тенденции экзистенциалистики, герменевтически ориентированных психологических исследований к конструированию интерпретаций, а не теорий: методологический либерализм и даже анархизм (В.М. Аллахвердов), интеллектуальная неаккуратность (К. Саган).
Методология как мировоззренческое обоснование психологического исследования.
Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень. Взгляды на проблему В.П.Зинченко и С.Д. Смирнова, Л.С. Выготского, В.А. Ядова, Г.М. Андреева, Н.И. Шевандрина. Культ научно-технического разума и его противники.
Философский уровень методологии. Философский уровень методологии. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Основные категории философии: Материя. Движение. Типы движения: прогресс и регресс. Время и пространство. Количество и качество. Мера. Принципы диалектики: всеобщей связи, развития, системности, причинности, историзма. Основные диалектические категории: причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Позиции диалектического материализма.
Общенаучный уровень методологии. Основные принципы общенаучного уровня методологии. Принцип детерминизма в интерпретации СЛ. Рубинштейна. Принцип объективности. Принцип развития. Принцип историзма. Системный подход. Принцип всеобщей связи явлений, как основа системного принципа. Понятие системы. Взаимодействие элементов системы. Основные системные принципы. Целостность. Структурность. Иерархичность. Механизм обратной связи. Многовариантность системы. Междисциплинарность системного подхода. Анализ психологической науки с позиций системного подхода. Система психических явлений по Б.Ф. Ломову. Значение системного подхода для психологии. Основные задачи системного психологического исследования.
Конкретнонаучный уровень методологии. Понятие принципа, психологической закономерности и закона психологии. Кризисы методологии в отечественной психологии. Принципы психологии. Значение для психологии принципа объективности. Использование принципа детерминизма в различных областях психологического знания (развития, социальная и др. отрасли психологии). Принцип единства сознания и деятельности. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Принцип развития сознания в деятельности. Принцип· личностного подхода. Принцип материалистического монизма и другие принципы конкретнонаучного уровня методологии. Преломление общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов через материал отдельных психологических дисциплин (социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной и других отраслей психологии). Частнопсихологические принципы отдельных отраслей психологии. Общепсихологические и частные психологические категории К.К. Платонова. Связь и отличия методов, применяемых в различных отраслях психологической науки (развития, социальной, педагогической и других отраслей). Психология как методологическая основа педагогики.
Объект психологической науки, ее предмет, проблема выбора методологии исследования.
Принципиальная ненаблюдаемость психических явлений и процессов. Неизвестность системы координат их пребывания. Историческая динамика объяснения сущности психического и его локализации от натурфилософов Древней Греции до представителей классической науки и философии. Современное состояние проблемы.
Психология и естественные науки. Отражение. Формы отражения (механическое, физическое, химическое). Особый вид – биологическое отражение и его стадии (раздражимости, чувствительности). Психическое отражение. Сознание, как высший уровень отражения. Самосознание. Антропологический подход (Б.Г. Ананьев). Психология наука, интегрирующая знания о человеке. Человек как объект психологической науки. Психика человека как объект психологического исследования. Выделение предмета исследования как части его объекта.
Альтернативные решения в выборе предмета психологии интроспективная психология и бихевиоризм (рефлексология), альтернативность их философских, общенаучных и частных методологий. Общее представление об используемых ими методах исследования.
Уравновешенность позиции большинства исторических и ныне существующих психологических направлений и школ: единство психики и поведения. Принципы исследования психики С.Л. Рубинштейна. Примеры методологических оснований исследований авторитетных психологических направлений (психология деятельности, когнитивная психология, гуманистическая и др.). Взаимодополнительность научных школ и их методологий с позиций системного подхода.
Общая характеристика репертуара методов психологической науки.
Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования. Логика развития, историческая смена фаз исследовательского аппарата психологии. Описание конкретных методов и их видов с сохранением исторического аспекта: наблюдения, эксперимент, опрос, конент-анализ, шкалирование. тестирование, проектирование, социометрия, репертуарных сравнительные (лонгитюдных и поперечных срезов), кросс-культурные, дискурсивный анализ, феноменологическое интервью, математическая статистика, множественный анализ, триангуляция, системный подход, синергетика, моделирование, клиническая практика, терапевтическая практика, нейрохирургическая практика.
Опыт сопоставления методологий различных научных направлений. Психодинамическое направление: оперирование не объектами, а интерпретацией объектов, их герменевтическими конструктами, основные методы – клинические, психотерапевтической практики, инсайты. Когнитивная психология: связана с позитивистской методологией, основной метод моделирование, чаще всего – математическое: создание информационных моделей, объясняющих концептуализацию мира, Природы, других и самого себя, влияние ее на поведение. Конструктивистское направление: ориентация на методологию экзистенциализма, герменевтику, размывание границ между человеком и средой, самоорганизующаяся система, предпочитаемый подход - дискурсивный анализ. Психология деятельности: методология диалектического материализма, структурнофункциональный подход, противопоставление среды и человека, природного и социального, интериоризация как основной механизм психического развития, методы преимущественно позитивистского варианта.
Методика как конкретное воплощение методов. Психометрические требования к позитивистко выдержанным методам психологического исследования: валидность (по содержании, по критериям, по конструкции, конвергентная, дискриминантная) и ее оценка; достоверность, надежность, репрезентативность. Понятия нормы, приведенных оценок, стандартизация процедуры. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных критериев.
Частный характер классификаций методов психологического исследования.
Организация и структура психологического исследования, его уровни и виды.
Исследование как характерный для науки способ получения новых знаний, отличия от естественного течения познавательных процессов у человека. Уровни исследования: эмпирический, теоретический и концентрация соответственно на научном факте или научной теории, история их борьбы: Дж. Локк, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Уровни исследования как отражение степени развитости науки.
Виды психологических исследований: качественные, количественные, фундаментальные, прикладные, комплексные, междисциплинарные и пр..
Уровни психологического исследования: теоретический и эмпирический. Характеристика психологического исследования. Методология его построения. Типология и уровневая структуризация психологического исследования. Определение проблемы исследования. Обоснование его актуальности. Объект психологической науки, его редукция при выделении объекта исследования. Построение и обоснование предмета исследования, как части его объекта. Система методологических средств исследования: принципы и методы изучения предмета. Определение выборки. Выбор и окончательная формулировка гипотезы. Постановка цели и задач исследования.
Этапы психологического исследования: подготовительный этап (построение схемы исследования, разработка программы). Теоретический анализ проблемы. Решение теоретических и логических задач. Конспект научной литературы как единства плана, тезисов, выписок, цитат, собственных примечаний. Плановый, текстуальный, тематический, свободный тип конспектов. Эмпирическое подтверждение результатов теоретического анализа: решение эмпирических задач, получение эмпирических данных, их количественная (составление итоговых таблиц, подготовка графических иллюстраций) и качественная обработка (анализ, обобщение, сравнение результатов). Проверка полученных результатов, их теоретическая интерпретация и формулирование выводов, презентация результатов.
Различение фактов и гипотез. Закономерность, закон как итог научного исследования. Построение теории. Объяснение и прогнозирование фактов и явлений. Варианты оформления научного исследования: научный отчет, тезисы, статья, монография, диссертация.
«Вечные» проблемы и вопросы психологической науки. Тенденции современного этапа развития эмпирических исследований.
Стилистика научной речи и научные публикации.
Характерные особенности научного стиля речи. Понятие термина, место и роль терминов в языке науки. Стилистический анализ устной научной речи. Требования к письменной речи в науке. Стилевые различия жанров научной литературы (эссе, тезисы, статьи, монографии). Виды научных публикаций: монографии и монографические сборники; статьи в научных и прикладных журналах, других периодических изданиях; материалы и тезисы научных конференций, симпозиумов; реферативные журналы как оперативное средство информации о новых публикациях. Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники. Учебная литература: учебники, учебные и методические пособия, практикумы. Достоинства и определенная ограниченность их содержания. Достоинства и ограничения научно-популярной литературы, возможность использования ее в учебном процессе и научной деятельности. Степень отражения научной методологии в рассмотренных типах публикаций.
Методы психологии.
Гуманитарная и естественно-научная парадигма. Естественно-научная парадигма в познании. Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе. Различение объяснительной и описательной психологии. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии, ее методах.
Уровни и способы организации научного познания. Научный метод как путь научного исследования или способ познания какой-либо Общая характеристика методического инструментария психологии: методический прием, метод, методика. Методика как форма метода.
Критерии классификации методов. Классификации методов (А. А. Бодалев, В. Н. Дружинин, В.И. Исаев, В.И. Слободчиков, В. В. Столин, Е. И. Рогов, Н. И. Шевандрин) и их сравнительная характеристика.
Методы объективной (естественно-научной психологии).
Метод наблюдения в психологии. Наблюдение как метода психологического исследования, и его отличие от наблюдения как вида восприятия. Исторические предпосылки возникновения объективных фактов поведения человека и использование для данной цели метода наблюдения. Принципы наблюдения как научного метода. Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения. Классификации видов наблюдения, их особенности. Примеры видов наблюдений, их достоинства и недостатки. Программа наблюдения, ее структурные элементы. Типичные ошибки при наблюдении.
Эксперимент в психологии. История становления экспериментальной психологии как науки. Специфика эксперимента как изучение причинноследственных связей в психологии человека. Достоинства и недостатки экспериментального исследования. Краткое описание видов эксперимента, их специфика. Планирование и условия проведения эксперимента. Основные этапы экспериментальных исследований. Понятия независимой и зависимой переменной; экспериментальной и контрольной группы. Методы моделирования в эксперименте: предметные модели, искусственные модели, знаковые модели, математические модели. Методы временных и пространственных соотношений в эксперименте: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, сравнительно-генетический метод.
Тестирование в психологии. История применения тестов. Ф. Гальтон и психологическое тестирование. Линейка Ф. Гальтон, свисток Ф. Гальтон, оценочная шкала, анкетирование, техника свободных ассоциаций, методы математической статистики. Термин «умственный тест» Д. Кэттелла. Первая батарея тестов Бине-Симона. Статистическая тестовая норма и коэффициент интеллектуальности (IQ). Групповое тестирование (CШA), армейские тесты «Альфа» и «Бета». Психологическое тестирование. Тестовые батареи. Тесты интеллекта. Тесты достижений. Моторные тесты. Сенсорные тесты. Технические тесты. Профессиональные тесты. Личностные тесты. Групповые тесты.
Описание типичных диагностических процедур для исследования личности в психолого-педагогической практике: 1) личностные опросники; 2) тесты интеллекта; 3) проективные методики; 4) репертуарные методы; 5) тесты достижений. Создание личностного опросника. Описание ряда классических методик подобного типа: ММРI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник), 16 PF (16 личностных факторов Р. Кеттелла), ПДО (психодиагностический опросник на выявление акцентуаций характера).
Особенности тестов интеллекта. Тест структуры интеллекта Амтхауэра, школьный тест умственного развития (ШТУР), шкала измерения интеллекта Векслера, прогрессивные матрицы Равена. Специфика тестов достижений и их отличие от тестов интеллекта. Характеристика методов психодиагностики. Формализованные методы. Надежность. Точность. Достоверность.
Проективнвные методы в психологии. Общее представление о проективных методиках. Проекция. Защитные механизмы. Установка. Бессознательное. Личностный смысл. Интуиция. Классификация проективных методик и их характерологические признаки. Группы проективных методик. Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции. Методики конструирования: МАР, тест мира и его разнообразные модификации. Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейг, Тест Сонди. Методика дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга. Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др. Методики изучения катарсиса: психодрама, проективная игра. Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева, тест рисования дома и т.д. Методики проективного использования цвета (тест выбора цвета Люшера, тест цветных пирамид и др.). Анализируются достоинствa и недостатки проективных методов.
Метод анализа результатов деятельности. Анализ творчества, биографический анализ. Предмет биографического метода – жизненный путь. Источники биографических данных: официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и задачей и т.п.). Метод анализа документов. Документы делятся по форме фиксации: на письменные, содержащие статистические данные, иконографические, фонетические. Документы различают по форме содержания информации: на нормативные документы, документы информационно-справочного, научного и литературного характера. Контент-анализ. Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Контент-анализ делят на основной, параллельный или вспомогательный метод. Потенциальные объекты изучения и анализа деятельности: любые документальные источники – книги, газеты, речи, выступления письма. дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет.
Метод опроса. Метод опроса (анкетирование, интервью). Опросники. Устный и письменный опрос. Свободные и стандартизированные опросы. Экспертные, выборочные и сплошные опросы. Личностные опросники. Опросники черт личности. Типологические опросники. Опросники мотивов. Факторные опросники. Эмпирические опросники. Одномерные опросники. Многомерные опросники. Опросники состояний и настроений. Опросники-анкеты. Анкета. Закрытые и открытые вопросы.
Методы описательной (гуманистической психологии).
Назначение методов гуманистической психологии. Методы описания и понимания человека. Интроспекция. Самонаблюдение и самоотчет. Виды самонаблюдения: письма, автобиография, исповеди, дневники. Включенное наблюдение. Эмпатическое слушание. Идентификация. Индивидуальная беседа. Беседа как диалог. Интуиция. Интерпретация внутреннего мира другого человека. Герменевтика.
Методы практической психологии (психотерапевтической практики).
Методы практической психологии: психотерапии, психологической консультации, клинической психотерапии, личностно ориентированной психотерапии. Психоанализ. Гипноз. Групповые формы терапии и коррекции. Психотренинг. Методы коррекционного воздействия. Метод классического психоанализа. Метод конфронтационной (поведенческой) психотерапии. Метод гипнотического воздействия. Метод аутотренинга. Метод группового тренинга. Метод нейролингвистического программирования (НЛП). Психотехники.