Обработка и анализ результатов. Высокий уровень – выполнение задания на основе зрительного соотнесения
Высокий уровень – выполнение задания на основе зрительного соотнесения.
Средний уровень – примеривание, составление элементов до надевания на стержень.
Низкий уровень – отсутствие самостоятельного решения. В этом случае ребенку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.
Методика «Коробка форм»
[[Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – c. 86-89]
Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений детьми четырех лет. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве.
Оборудование и материалы: ящик с прорезями и объемными вкладышами. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, многогранник.
Процедура обследования:
Инструкция: Перед ребенком раскладывают фигуры – вкладыши и ставят ящик с прорезями: «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – свое окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик». Ребенок должен поместить фигуры – вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.
Обработка и анализ результатов:
Высокий уровень – решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике.
Средний уровень – простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям.
Низкий уровень – выполнение задания путем проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сначала один, потом другой и т.д. вкладыш в одну и ту же прорезь).
Методика «Восприятие формы»
[ М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка 5-7 лет с.54-53)
Цель: оценить зрительно-моторное восприятие формы предметов детьми 5-7 лет
Материалы и оборудование: бланк листа в клетку с частичным изображением бабочки, куклы, жука. ( рис. )
Процедура обследования: ребенку предлагается дорисовать бабочку, куклу и жука.
Обработка и анализ результатов:
- низкий уровень развития зрительно-моторного восприятия формы -принцип работы ребенок не понял, при дорисовывании допустил многочисленные ошибки: выраженная ассиметрия и несовпадение заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополнительной части, искажение формы предметов и его площади –;
- средний уровень развития зрительно-моторного восприятия формы - принцип работы ребенок понял, задания выполнил полностью, самостоятельно, с небольшими ошибками ( небольшая ассиметрия при дорисовывании предметов);
- высокий уровень развития зрительно-моторного восприятия формы - принцип работы ребенок понял, задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок.
Методика «Включение в ряд»
[Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – c. 86-89]
Цель: выявление умения ребенком 5-ти лет устанавливать отношения между предметами по величине.
Рис. 1. Стимульный материал к методике «Восприятие формы»
Оборудование и материалы: 7-10 мисочек одинаковой формы, но разного размера, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.