Виды вредных профессиональных факторов в ЛПУ у работников различных специальностей и их влияние на профессиональные болезни
Профессиональные вредности для медицинского персонала ЛПУ подразделяются на:
1) механические, 2) физические, 3) химические, 4) биологические и 5) психогенные.
- Механические – в основном, относится к персоналу хирургического профиля (хирурги, акушеры-гинекологи, операционные сестры, стоматологи, массажисты) - вынужденное положение тела при операциях, манипуляциях; напряжение отдельных органов и систем; статическое напряжение скелетной мускулатуры («поза хирурга»), перенапряжение нервной системы. В результате вынужденной позы (при стоянии) увеличивается площадь стопы и через 4-6 лет появляются варикозные расширения вен на ногах, а от перенапряжения ЦНС развиваются ИБС и атеросклероз сосудов головного мозга.
- Физические - рентгеновское (работники рентген-кабинетов), радиологическое (онкобольницы), ультразвуковое (УЗИ) и электромагнитное (физиотерапевтические отделения), излучения. Электромагнитное излучение при применении лазера в качестве скальпеля в гинекологии, офтальмологии, микроскопических исследованиях.
К физическим факторам относится действие производственного микроклимата отдельных профессий:
повышенной температуры и влажности – вызывают перенапряжение терморегуляции, приводящее к снижению иммунитета, частым простудам (при работе на дезкамерах, проведение термической дезинфекции медицинского инструментария и посуды в ЛПУ, бактериологических лабораториях, в бальнеологических, грязелечебных отделениях, прачечных);
повышенной температуры при сниженной скорости воздуха (при проведении операций). В отдельных профессиях имеет место повышенный шум от работающих приборов и агрегатов (цеха подачи кислорода, компрессорные).
Воздействие холода имеет место в морозильных камерах прозекторских и моргах.
Чаще физические факторы встречаются не в чистом виде, а в комбинации, например: вынужденное положение тела у хирурги + перенапряжение отдельных органов + химическое воздействие от эфирных паров + повышенная температура + сниженная вентиляция воздуха и + психогенная нагрузка.
При выжигании опухоли лазером в воздух поступают продукты горения опухоли - аэрозоли, вредные химические вещества – фосген, свет действует на роговицу оператора, может вызвать помутнение хрусталика. В рентген-кабинете к излучению добавляется выделения озона и окислов азота. В физиокабинетах при плохой вентиляции и отсутствии влажной уборки резко увеличивается в воздухе концентрация положительных аэроионов, затрудняющих дыхание и приводящих к преждевременному старению организма.
- Химические - воздействие огромного арсенала продукции химической и фармацевтической промышленности – лекарственных, наркотических и дезинфицирующих веществ, витаминов и др.;
- Биологические - вирусы, микробы, антибиотики, вакцины, сыворотки. В больнице и поликлинике действует инфекционный фактор – часто пациент является источников инфекции и при несоблюдении правил больничной и личной гигиены медработник может заразиться гриппом, СПИД, инфекционным гепатитом, холерой и другими инфекциями по профилю отделения. Поэтому медработники болеют чаще, чем население, гриппом в 2-3 раза, инфекционным гепатитом в 4-10 раз (если не прививаются) и др Манипуляции, связанные с кровью (забор и лабораторное исследование крови, операции, инъекции и др.) требуют особого внимания и соблюдения правил охраны труда по профилактике СПИДа и инфекционного гепатита.
- Психогенные - это интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, связанные с напряженностью
медицинского труда. Как правило, они принадлежат к 3 классу вредности и происходят в связи:
а) с процессом общения с пациентом - это психологическое и эмоциональное напряжение, чувство ответственности за жизнь больного, за достоверность диагноза и назначенного лечения;
б) с состоянием стартовой готовности для принятия экстренных и важных для больного мер (у реаниматолога при критической ситуации, у акушерки при родах и т.д.);
в) с неорганизованным режимом труда - наличием суточных и ночных дежурств, ночных операций, что обусловливает срыв биоритмов; с отсутствием фиксированных обеденных перерывов; с большой загруженностью рабочего дня.
Комплексное воздействие этих факторов, например у акушера – роды + возможные осложнения + ночное дежурство + готовность к сложной ситуации -все это приводит к нервно-эмоциональным срывам, устранение которых в организации рационального трудового дня и отдыха.