Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах
По Павлову, высшей нервной деятельностью животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в основном к совокупности многообразных и разнородных условных рефлексов первой сигнальной системы, общей у человека с животными. Первая сигнальная система - основа непосредственно отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Несмотря на постепенное развитие речи, условные рефлексы первой сигнальной системы еще продолжают составлять основной фонд высшей нервной деятельности детей в первые годы жизни и занимают определенное место в высшей нервной деятельности человека в последующие возрастные периоды. К этому виду условнорефлекторной деятельности Павлов относит ощущения, представления и впечатления человека от окружающей внешней среды, в том числе и социальной, исключая словесные, речевые сигналы. Однако у человека в связи с развитием социальных форм трудовой деятельности «…появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых».
Вторая сигнальная система - это система речевых сигналов. Это качественно новая, более высокая и совершенная вторая сигнальная система действительности, основанная тоже на условнорефлекторных механизмах, свойственна только высшей нервной деятельности человека, находится в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой и играет ведущую роль в его сознательной жизни, дает основу для обобщения и мышления. Постоянно подчеркивая принципиальную, качественную разницу между этими двумя видами высшей нервной деятельности, Павлов одновременно указывал и на ограниченную связь между ними , на то, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны управлять и второй.
Павлов говорил, что «…слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Обе сигнальные системы человека, обладая качественными различиями, функционируют в тесном взаимодействии и единстве.
2.
Слова, по выражению И. П. Павлова, сигналы сигналов, так как они заменяют собой непосредственно действующие условные раздражители.
Как раздражитель слово действует на человека, если оно произнесено, написано, прочитано или даже «сказано» мысленно. Поэтому в обучении общеобразовательным и специальным предметам слово играет ведущую роль. Рассказанное самому себе задание помогает лучше осмыслить учебный материал, понять его. Это же относится и к обучению движениям. Если ученик может правильно рассказать о движении в целом и о его деталях, значит он усвоил движение. Ошибки в исполнении движения будут отражены и в рассказе о нем. Если устно исправить эти ошибки, то быстрее удастся исправить их в действии.
Не менее важна и «мысленная» тренировка. Когда человек думает о движении, он его мысленно проделывает. При этом мышцы совершают едва заметные сокращения, а в коре полушарий происходит образование нервных путей для замыкания рефлекторных дуг. Это во многом напоминает «мышечное запоминание». В воспитании, выработке дисциплинированности воздействие словом является наиболее сильным и мощным.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи - функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической, мышление - словесным и абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.
Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей (см. Семиотика) — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).
3.