Неправильное словоупотребление

Речь может искажаться неправильным выбором того или иного слова (лексические ошибки) или формы слова (грамматические ошибки), например:

Лексические ошибки:

* слово представляется (правильно: предоставляется)

* 3айми мне 100 руб. (правильно: дай взаймы, одолжи)

* познакомьтесь с приказом (правильно: ознакомьтесь)

* играет значение (правильно: имеет значение)

* имеет роль (правильно: играет роль)

* я одену пальто (правильно: надену)

Грамматические ошибки:

* я извиняюсь (правильно: извините)

* нашедшего просьба позвонить (правильно: к нашедшему просьба)

* согласно приказа (правильно: согласно приказу)

* дайте, пожалуйста, левый туфель (правильно: левуютуфлю)

* платье без плечей (правильно: без плеч)

* нет носок (правильно: носков)

* операция производится по предъявлению паспорта (правильно: при предъявлении)

Некоторые люди любят придумывать и собственные слова, стремясь как-то по-особому выразить свою мысль. Неоправданноеиндивидуальное словотворчество становится источником засорения языка. Так, например, во времена жесткой бюрократизации неологизмы (новые слова) нередко рождались как плод "канцелярского красноречия": книгоединица, недоотдых, недоперевыполнение, одноидейник, головодень, обилечивание пассажиров, переполив лесонасаждений, человеко-койко-место.

Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением многозначного слова. Например, данные высказывания приобретают двойной смысл (и вследствие этого – комичное прочтение), так как выделенные слова имеют разные значения:

* Футболисты ушли с поля боя без голов.

* Долг врача – довести больного до конца.

* Перед школой мы видим разбитые цветники. Это дело рук наших учащихся.

* И когда на круглом столе выступил представитель Финансовой академии, всем сразу стало все ясно.

Неправильное расположение слов

Бывает так, что с точки зрения лексики и грамматики предложение построено правильно, но расположение слов таково, что смысл высказывания искажен. Это так называемые логические ошибки. Например:

* В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета (коляски синего цвета или младенцы?)

* Ассистенту приходилось многое объяснять (ассистент объясняет или ему объясняют?)

* Город обеспечивает молочными продуктами завод в Житомире (город дает продукты для завода или наоборот?)

* Наш народ будет жить плохо, но недолго (плохо жить недолго или вообще жить недолго?)

* Упустил мяч вратарь, но добить его было некому (кого добить: мяч? вратаря?)

Низкий уровень общей речевой культуры

Актуальная для наших дней проблема –низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль. Известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С. Пушкина – 21 тыс., Н.В. Гоголя – 10 тыс., Эллочки-"Людоедочки" – 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!) А активный словарь молодежи?

К явлениям, характеризующим речь молодежи, относятся также слова-"паразиты": блин, э-э, типа, типа того, чисто конкрет­но, как бы; а также слова с "опустошенным" значением: супер! круто! нормально!

Сокращения

Значительно обедняют речь сокращения: коммуналка, безналичка, Ленинка, BMW-ушка, видик, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим! Скока? Тыща, а также усеченные или просто ненормативные фразы: Ты взял на чем загорать? Забыл чем записать! Мне от головы! В красной кофте за Вами? – Женщина! В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! ("Скока вешать в граммах?").

Орфоэпические ошибки

Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях): *договор (правильно: договор), *созвонимся (правильно: созвонимся), *средства (средства), *языковый вуз (языковой) и многие др. (подробно см. I.4).

Итак, в речи наших современников имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: j чрезмерное, неуместное употребление заимствований; k общение на жаргоне; l канцеляризмы; m речевые штампы; n слова-спутники; o многословие; p неправильное словоупотребление; q бедность словаря; использование слов-"паразитов", слов с "опустошенным" значением; r сокращения; s орфоэпические ошибки.

Борьба с перечисленными явлениями и их устранение обеспечат простоту, чистоту и языковую точность речи как необходимые условия грамотного говорения.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА

Задание 1.В следующем высказывании говорится о (об) ____________________ стиле.

Этот стиль используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения. Для него характерны простота, доступность изложения. Языковые средства придают речи выразительность, необычность, напряжение.

○ публицистическом

○ официально-деловом

○ научном

○ разговорном

Задание №2.Для текстов научного стиля не характерно(-а) ...

○ широкое использование лексики и фразеологии других стилей

○ научная фразеология

○ логическая последовательность изложения

○ преимущественное употребление существительных вместо глаголов

Задание №3.К основным характеристикам публицистического стиля относятся…

○ социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность

○ предельная точность, не допускающая разночтений

○ минимум требований к форме выражения мыслей

○понятийная точность, подчёркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора

Задание №4.Вофициально-деловых текстах обычно употребляются слова:

○ доложить, ответчик, взыскание

○ эскалация, форум, почин

○ климат, хроника, журнал

○ амплитуда, локальный, следовать

Задание №5.Разговорную оценку имеют слова…

□ геройский, шататься

□ дедушка, картошка

□ искатель, языкознание

□ подвиг, целесообразно

Задание №6.При помощисинонимов создаётся градация (близкие по значению слова расположены в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости) в предложении…

○ Таким образом, мы имеем факт крепкий, твёрдый, неопровержимый.

○ Раньше я не всматривался в унылую печальную расцветку дождевого воздуха.

○ Горькая и неприятная для всех правда заключается в следующем.

○ Ваша речь должна быть краткой, сжатой, лаконичной.

Задание №7.Застольная речь относится к красноречию

○ социально-бытовому

○ духовному

○ академическому

○ судебному

Задание №8.Если в вашем рассуждении всякое понятие или суждение остаётся тождественным самому себе, то вы мыслите в соответствии с

○ законом тождества

○ законом противоречия

○ законом достаточного основания

○ законом исключённоготретьего

Задание №9.Цель выступления на предложенную тему «Языковая личность: речевой портрет современного русского интеллигента»…

○ информационная

○ побуждающая

○ агитационная

○ развлекательная

Задание №10.Предложения: «В какую бы точку земного шара мы ни устремились, читая сочинения этого писателя, мы в любом случае попадаем в одну-единственную страну – страну Паустовского. Страна Паустовского – категория не географическая, а эстетическая или, если хотите, духовная.» связаны при помощи…

○ лексического повтора

○ антонимов

○ синонимов

○ союза и лексического повтора

Задание №11.Укажите неверный вариант записи ( в скобках даны фамилии в Им.п.)

Мебель для…

○ Валентина Мельник (Мельник)

○ Анны Бурименко (Бурименко)

○ Петра Доренских (Доренских)

○ Дарьи Штин (Штин)

Задание №12.К деловым бумагам личного характера относится...

○ заявление

○ извещение

○ извинение

○ докладная записка

Задание №13.Ряд с правильным сокращением

○ с.-х. (сельскохозяйственный), руб. (рублей), тыс. (тысяча)

○ и т.д. (и так далее), млд. (миллиард), млн. (миллион)

○ академ. (академик), зав. (заведующий), пом. (помощник)

○ инж. (инженер), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)

Задание №14.В газетном заголовке «Играть в одни коммерческие ворота»использовано выразительное средство

○ дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

○ игра слов как результат нарушения орфографии

○ каламбур

○ окказионализмы (новые слова)

Задание №15.Жанрами делового общения не являются

○ научные лекции

○ презентации

○ переговоры

○ совещания

Задание №16.Следующее правило выступления «Соблюдайте тишину! Не нарушайте границ его личной сферы!»передаёт смысл максимы

○ такта

○ скромности

○ согласия

○ великодушия

Задание №17.Определению «Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков» соответствует понятие

○ общенародный (национальный) язык

○ литературный язык

○ мировой язык

○ официальный язык

Задание №18.

Все слова имеют помету – (разг.) – в ряду…

○ контролёрша, жилетка, копеечный

○ добавка, привычка, письмоводитель

○ живётся, завзятый, дебаты

○ привычка, задёшево, депозит

Задание №19.Ударение падает на последний слог во всех словах ряда…

○ алфавит, валовой, нефтепровод

○ устный, средства, жалюзи

○ кухонный, облегчить, агент

○ маркетинг, красивее, эксперт

Задание №20.Согласный перед Е произносится твёрдо во всех словах ряда…

○ индЕксация, эстЕтика, интЕрнет

○ интЕграция, акадЕмия, компьютЕр

○ музЕй, эффЕкт, дЕкан

○ тЕзис, прЕсс-конференция, мЕнЕджер

Задание №21.Лексическая сочетаемость не нарушена в выражении

○ оправдать доверие

○ улучшить уровень обслуживания

○борьба ведётся под тезисом защиты прав человека

○ выполнение мечты

Задание №22.Паронимы дружеский - дружественный употреблены правильно

□ Несколько раз он пытался взять дружеский тон, но Осип был сух, почти неприветлив.

□ Чувствуя большое дружественное внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее.

□ Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружественном разговоре.

□ Дед Щукарь почёл себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью.

Задание №23.Фразеологические обороты широко используются

○ во всех стилях

○ только в публицистическом стиле

○ только в языке художественной литературы

○ только в разговорном стиле

Задание №24.Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании

○ горячий какао

○ солнечный Туапсе

○ Поль и Эсланда Робсон

○ супруги Райнер

Задание №25.Форма числительногодана правильно в сочетании

○ более восьмидесяти одного процента

○ достигать сто семьдесят тысяч

○ от девятьсот двадцати пяти

○ к две тысячи пятистам девяноста пяти

Задание №26.Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота

○ Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, сообщаем, что оборудование будет поставлено в сроки, соответствующие договору.

○ Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, Ваше пожелание будут приняты к сведению.

○ Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, договор требует уточнения сроков поставки оборудования.

○ Рассмотрев Вашу просьбу о поставке оборудования, сроки поставки оборудования могут быть изменены в соответствии с договором.

Задание №27.Буква Е пропущена во словах ряда

○ осуществля…шь, форсиру…шь, выполня…шь

○ истрат…шь, ходатайству..шь, обнаружива…шь

○ функциониру…шь, превосход…шь, исправля…шь

○ преобразу…шь, осво…шь, проработа…шь

Задание №28. Слова, набранные курсивом, обособляются в предложении

○ Не вспоминая о прошлом невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

○ И днём и ночью кот учёныйвсё ходит по цепи кругом.

○ В семье брата он чувствовал себя как за каменной стеной.

○ Ко мне вошёл молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.

Задание №29. НЕпишется раздельно в предложениях

□ Это был (н…)кто иной, как Сорокин.

□ Каких только ужасных историй (н…)рассказывают на побережьях Мёртвого моря!

□ (Н…)сколько лет моей жизни прошли в постоянных переездах с места на место.

□ Мужчина поднялся и пошёл наугад, руководствуясь какими-то (н…)уловимыми для незнакомого с морем человека приметами.

Задание №30.Тире на месте пропусков ставится в предложениях

□ «Значит, пятью пять ____ двадцать пять?» - спросил маленький сын с недоверием.

□ Ни в воде, ни на берегу, ни в беседке___ никого не было видно и слышно.

□ Карандаши, ручки и тетради ____ лежали на столе.

□ Долг наш ___ защищать матерей, отцов, жён, детей и Родину.

Задание №31.Грамматическая ошибка допущена в предложении

○ Статья содержит краткий обзор о научных достижениях.

○ Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский женский взгляд.

○ Под ногами шелестели жёлтые скоробившиеся листья.

○ На небосклоне чуть заметны были неяркие звёзды.

Задание №32.Нет ни плеоназма, ни тавтологии в предложении

○ Это покушение на право частной собственности.

○ Произошёл случайный инцидент на дороге.

○ Я хочу ответить на ваш вопрос коротко и лаконично.

○ Существовала опасность личной безопасности избирателей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Что такоекультура речи и каковы ее составляющие компоненты?

2. В чем состоит сущность языкового, коммуникативного и этического компонентов культуры речи?

3. Дайте определение понятия "норма литературного языка". Перечислите разновидности норм.

4. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические нормы литературного языка.

5. Каковы функции норм?

6. Что представляет собой идеальная языковая норма? Почему она труднодостижима?

Наши рекомендации